Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC) и порт Чабахар – новые коридоры

Как Индия и Иран скрепляют евразийский континент?

Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC) и порт Чабахар – новые коридоры

Перспективы работы Международного транспортного коридора «Север-Юг» и коридора «Чабахар – Центральная Азия» обсудили в Бишкеке на международной конференции «Международный транспортный коридор «Север-Юг» и порт Чабахар в Иране: альтернатива «Поясу и пути»». При полноценной реализации оба проекта смогут помочь экономическому росту всех стран-участниц: как минимум грузы по МТК идут быстрее и для них открываются новые рынки сбыта. Вопросы активного включения в проекты актуальны не только для стран Центральной Азии и СНГ, у которых нет выходов к морю, но и для России. Для нее после февраля 2022 года и начала СВО на Украине и Донбассе после санкций началось обращение на Восток в поиске новых рынков сбыта и новых партнеров. Понадобились новые цепочки поставок сейчас и Европе.

В обсуждении в Международном Университете «Ала-Тоо» участвовали исследователи Кыргызстана, Индии, Ирана, Казахстана, Узбекистана, Армении, Польши, Швеции и Великобритании, которые проанализировали выгоды и риски обоих коридоров как в глобальном масштабе, так и для конкретных стран.

– Эта конференция очень важна, потому что она становится перекрестком Европы и Азии, где мы можем поговорить об общей исторической, географической, экономической ситуации в наших странах. Я хотел бы поблагодарить гостей, которые прибыли на эту конференцию в Международный Университет «Ала-Тоо», и выразить благодарность уважаемому Хашифу Хасан Хану, который возглавляет исследовательский центр «Silk Road», и организовывал эту конференцию. Вы знаете, что наш Международный Университет входит в топ лучших университетов Кыргызстана, у нас есть разные направления – от международного права до экономики и бизнеса. У нас есть факультеты инженерии и информатики, гуманитарных наук, экономики и управления, медицинский факультет, факультет экономики и управления, наши выпускники работают в крупных компаниях Кыргызстана и мира. Наш «Ала-Тоо» – один из университетов, в котором наши студенты обучаются по программам обмена в странах Европы и Азии, мы выпускаем два экономических журнала – один на четырех языках, второй только на английском, ведем активную научную деятельность. И я надеюсь, что конференция на нашей площадке будет продуктивной и плодотворной, и по ее итогам мы сможем принять важную резолюцию, – сказал ректор университета «Ала-Тоо» Санжарбек Эрдолатов, открывая конференцию совместно с Жылдызбеком Жакшылыковым, начальником департамента науки и инноваций Министерства образования и науки Кыргызской Республики.

Конференцию готовили не только силами «Ала-Тоо» и его исследовательского центра «Silk Road» но и исследовательского института «Бурана». С казахской стороны подключился Центральноазиатский исследовательский центр из Университета Сулеймана Демиреля. Из Европы – венгерские Институт экономики сельского хозяйства и продовольствия и Университет сельского хозяйства и естественных наук. Часть спикеров подключалась к ней онлайн, что не мешало им активно участвовать в обсуждениях.

Север – Юг – Центральная Азия

Идея МТК «Север-Юг» существует почти двадцать лет. Изначально документы о его создании подписывали в 2002 году три страны – Индия, Иран и Россия – но сейчас проект охватывает уже территории более десяти государств. Суть МТК – в том, чтобы создать выгодную альтернативу грузоперевозкам через Суэцкий канал, Средиземное и Балтийское моря для товаров из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу и обратно. Коридор длительностью 7200 км помогает перемещать грузы морем, поездом и автомобильным транспортом в разы быстрее привычных путей. Например, из Санкт-Петербурга в Мумбаи груз весом чуть более 40 тонн будет идти 24 дня – в июне этого года власти Индии и России проводили эксперимент, считая время перевозок по этому маршруту партии ламината. Иным путем вне МТК он шел бы более 40 дней, а с учетом санкций в отношении России – мог бы и вовсе не дойти до конечного потребителя.

Изначально в проекте главным морским узлом был иранский порт Бендер-Аббас, но в нем и без того было достаточно транспортных веток и грузов, кроме того, он находился под санкциями. Бендер-Аббас уступил главную роль порту Чабахар, второму по величине в стране, и единственному, который близок и к Оманскому морю, и к Индийскому океану. Кроме того, географически он и к Индии ближе, и с ноября 2018 года находится вне санкций. В Нью-Дели заключили десятилетнее соглашение с Тегераном о совместном использовании порта. В порт и инфраструктуру Индией было вложено 500 млн долларов США, плюс еще более 1, 6 млрд долларов Индия заложила в железную дорогу от порта до Захедана, столицы провинции Систан и Белуджистан близ ирано-афганской границы. Было заключено и Чабахарское соглашение – проект транзитного маршрута через порт с участием Ирана, Индии и Афганистана, который смог пропускать через свою территорию одну из веток коридора. После к соглашению подключился Узбекистан, на очереди Туркменистан, и в целом идет речь и о том, чтобы в проекте активно начали участвовать все страны Центральной Азии плюс страны Кавказа. Так коридор «Чабахар – Центральная Азия» даст им толчок к развитию инфраструктуры и новые рынки сбыта.

Соруш Алиасгари, стипендиат программы обмена в UNICAEN, и кандидат наук в области береговой инженерии в Тегеранском университете, в своем выступлении отметил, что Узбекистану и Туркменистан проще «подключаются» к проекту, поскольку у них с Ираном есть свое транспортно-логистическое Ашхабадское соглашение о грузоперевозках, куда также входит и Оман. Но и Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, с которыми такого соглашения нет, интересны как партнеры. Так, Казахстан имеет самую крупную экономику среди пяти стран-соседей, он имеет уже отлаженные пути с Ираном. Кроме того, Казахстан – пятый в мире экспортер зерна. У Кыргызстана и Таджикистана есть коридор «Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран», и у двух этих стран есть много возможностей для развития своих экономик в проекте МТК.

Эксперты отмечают, что, когда «Север-Юг» и «Чабахар – Центральная Азия» заработают в полную силу, они смогут вытеснить еще одну инфраструктурно-экономическую инициативу, китайскую «Один пояс – один путь» (ОПОП) за счет того, что она потеряет свою привлекательность на их фоне. Однако часть экспертов считает, что проекты могут существовать в странах-участницах параллельно друг с другом. В частности, об этом говорил в своем выступлении профессор Али Омиди из отдела политических наук иранского Исфаханского университета. Он считает, что ОПОП и «Север-Юг» не обязательно являются геополитическими соперниками и могут дополнять друг друга, по крайней мере, в территориальных пределах Ирана. Омиди подчеркнул, что Иран не рассматривает себя как арену геополитического соперничества между региональными и мировыми державами, и приветствует инвестиции в инфраструктуру из разных стран.

Синергия и прагматизм

Как и во всех подобных глобальных проектах, по отношению и к МТК «Север-Юг», и коридору «Чабахар – Центральная Азия» возникает вопрос того, какие идеи будут доминировать в них и через них распространяться. В случае с китайской инициативой «Один пояс – один путь» мир уже столкнулся с тем, что она стала инструментом влияния и реализации мягкой силы Китая и китайских политических идей. Поэтому эксперты на конференции обсудили и вопрос того, не станут ли транспортные коридоры инструментом такого влияния и со стороны Индии, и не станут ли страны-участницы своего рода полем битвы для двух стран-гигантов? Ведь практически все связанные с МТК «Север-Юг» и коридором «Чабахар – Центральная Азия» уже входят в ОПОП. Однако в целом они пришли ко мнению, что политика проектов ОПОП, нацеленная во многом на практике на распространение своего влияния, формирование и «подкормку» лояльных к себе политических элит, привела в итоге к экономическому краху в Шри-Ланке и Пакистане, и ряде других менее крепко стоящих на ногах стран. И что Индия уже показала – этим путем и аналогичными она не пойдет. Что тогда можно ожидать?

Доктор Шатлык Аманов из казахского Университета Сулеймана Демиреля отметил: Индия уже показала, что взяла, как и многие иные страны, за основу своей внешней политики геостратегический прагматизм. Это дипломатия, ориентированная на результат. Он выражается одновременно и в укреплении Нью-Дели своей стабильности и влиятельности на мировом уровне, и решении своих задач по политической автономии своего региона вокруг, но и в создании условий, при которых страны-партнеры получают очевидную выгоду. В отличие от прагматизма по-пекински, экономический рост и развитие стран-партнеров очевидны «здесь и сейчас» для всего их населения, а не только для группы населения в виде лояльных чиновников стран-партнеров и их родственников. Действуют принципы уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела партнеров, взаимной выгоды и равенства – без «старших» и младших» государств и попыток влияния. В принципе, Аманов упомянул, что они те же, что и вкладывались в модель кооперации «Юг-Юг» по Модсли, и Индия успешно взяла их на вооружение, закрепляясь как глобальный игрок на континенте. На этих принципах, как отметил Аманов, Индия не только лидирует на Глобальном Юге вокруг себя, но и идет далее: БРИКС, ШОС, другие организации, кооперация со странами Центральной Азии. Она делает взаимно привлекательными и выгодными глобальные проекты – и в дальнейшем может через них заменить ОПОП, уменьшив китайское влияние. Поскольку реализации идей организации партнерства в МТК «Север-Юг» и «Чабахар – ЦА» будут более эффективными и приносящими процветание – даже в Афганистан, с кризисом которого после смены власти там более года назад мировое сообщество не знает, что делать.

Иранский профессор Али Омиди в своем выступлении по этому поводу сказал о том, что при реализации обоих транспортных коридоров идеей, которая скрепит страны-участницы проектов, вполне могло бы стать познание историй и культур друг друга. Омиди считает, что отказываться от ОПОП окончательно не следует, когда заработают МТК «Север-Юг», и «Чабахар – ЦА». Все эти проекты могли бы соединиться, и за счет синергии привести к взаимной пользе. Но в любом случае следует просчитать риски и безопасность как в экономическом, так и в идеологическом смысле.

А глава кыргызского исследовательского института «Бурана» Руслан Джалиль в своем докладе «Общественное восприятие демократии и уровень гражданской активности в Кыргызстане: может ли демократия функционировать без участия граждан?» упомянул в качестве такой возможной идеи демократию. Она себя в мировой практике уже показала, как один из путей к процветанию, Джалиль задался вопросом – будет ли МТК «Север-Юг» способствовать распространению демократии как концептуальной идеи и обмену ею? Сама Индия как драйвер этого проекта в принципе показывала, что лояльна к демократии. Но Джалиль выразил опасения, что в нынешних условиях на практике со стороны Индии «продвижение демократии крайне маловероятно», и существующие демократические достижения могут оказаться под угрозой. По его мнению, в целом подобные проекты следует контролировать, чтобы они «использовались только для экспорта грузов, а не для экспорта идей», которые могли бы стать инструментом влияния на общества в странах-участницах извне. В качестве негативных примеров «экспорта идей» вместе с экономическими взаимоотношениями и грузами он привел Китай с его ОПОП и Россию.

Джалиль подчеркнул, что для Кыргызстана с его историей «демократия – не просто слово на бумаге и не пустой звук». Республика по сравнению с соседями по Центральной Азии всегда была более демократической страной с умеренным уровнем гражданских свобод, политических прав и ее гражданское общество десятки лет готово было на жертвы, чтобы это положение дел сохранить. Кыргызстан в период независимости всегда отличался крепким гражданским обществом и свободой слова, что отражалось в международных рейтингах, в частности, Freedom House. Даже недавний переход к более авторитарной по мнению аналитиков права президентской форме правления в недавнее время пока не смог изменить этой ситуации. И выводы Джалиля, и выводы других экспертов внесут в резолюцию, над которой начали работу по итогам мероприятия.

Кыргызстан и наука

Начальник управления науки и инноваций Министерства образования и науки КР Жылдызбек Жакшылыков, совместно открывая конференцию, сказал, что это знаковое событие для республики.

Подобная центральноазиатская конференция состоялась уже в третий раз, но для Кыргызстана она стала первым научным мероприятием подобного рода. Это значит, что Кыргызстан в мировом научном мире видят и признают, и эту тенденцию надо поддерживать. Кроме того, республика должна включаться в новые международные интеграционные процессы и отвечать на все вызовы и угрозы своевременно, чтобы обеспечить свое достойное будущее. Им надо заниматься уже сейчас – недавно в республике родился семимиллионный житель, и количество молодежи и населения в ней в целом быстро растет.

– Организация конференций такого рода помогает обсуждать существующие проблемы, и мы хотели бы расти в этом направлении, и решать, как улучшить тему научных инноваций в странах. У нас есть некоторые ожидания от этой конференции. Во-первых, хотелось бы увидеть в резолюции некоторые приоритетные темы для наших стран, которые мы можем включить в решение своих проблем. Мы не можем продвигать прогресс в мире науки только «изнутри», – сказал он, добавив, что вместе исследователи и аналитики разных стран могут обменяться опытом и увидеть новые пути решения существующих проблем и ответы на актуальные вопросы развития в целом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру