МТК «Север-Юг» и иранский порт Чабахар могут укрепить экономическое сотрудничество Евразии

Одни эксперты рассматривают проект как выгодную альтернативу китайской инициативе «Один пояс – один путь», другие – как проект, способный эффективно дополнить ОПОП в ряде стран и укрепить ЕАЭС.

МТК «Север-Юг» и иранский порт Чабахар могут укрепить экономическое сотрудничество Евразии

Новые экономические реалии рассматривали в Бишкеке на международной конференции «Международный транспортный коридор Север-Юг и порт Чабахар в Иране: альтернатива «Поясу и пути»». Известные ученые из России, Ирана, Казахстана, Узбекистана, Армении, Польши, Швеции, Англии, Индии и Кыргызстана представили доклады, в которых подчеркивались важность и преимущества МТК и порта Чабахар для стран Центральной Азии, СНГ и России, не имеющих выхода к морю.

Конференцию организовали три страны – с кыргызской стороны Международный университет «Ала-Тоо» и исследовательский центр «Silk Road», с венгерской – Институт экономики сельского хозяйства и продовольствия, с казахской – исследовательский центр по Центральной Азии университета имени Сулеймана Демиреля.

Особенную геополитическую важность вопрос реализации МТК «Север-Юг» и коридора «Чабахар – Центральная Азия» приобрел после февраля 2022 года и начала российской СВО на Украине и Донбассе. Существующий же китайский проект – инициатива «Один пояс – один путь» – не покрывает должным образом странам-участницам их экономических потребностей в эту эпоху, связанных с цепочками поставок и новыми альтернативами привычным маршрутам перевозок грузов.

Возможные партнеры?

Профессор Али Омиди из отдела политических наук иранского Исфаханского университета считает, что «Пояс и путь» и «Север-Юг» не обязательно являются геополитическими соперниками и могут дополнять друг друга, по крайней мере, в территориальных пределах Ирана. Он подчеркивает, что Иран не рассматривает себя как арену геополитического соперничества между региональными и мировыми державами, и приветствует инвестиции в инфраструктуру из разных стран.

Что касается двух коридоров, то, по мнению эксперта, каждая из сторон-участниц проектов будет в выигрыше, и сможет реализовать свои интересы. Так, для Индии и МТК «Север-Юг», и второй проект, «Чабахар – Центральная Азия», имеют стратегическое значение, поскольку они облегчают торговлю с Россией, Европой, а также Афганистаном и Центральной Азией в обход ее регионального конкурента Пакистана. Но главная цель Нью-Дели через МТК «Север-Юг» и «Чабахар – Центральная Азия» – усилить свое геополитическое влияние в богатых ресурсами республиках Центральной Азии, которые Индия рассматривает как источник энергоснабжения и крупный рынок сбыта индийских товаров.

Для России «Север-Юг» – важный экономический и стратегический инструмент, который соединяет Россию с регионом Персидского залива, Индийским океаном и является альтернативой другим евразийским инициативам по связям. Коридор мог бы также укрепить фактически возглавляемый Россией ЕАЭС, облегчив торговлю между государствами-членами и став для России средством наблюдения за Китаем. Хотя Россия участвует в возглавляемом Китаем проекте «Один пояс – один путь», но сейчас в нем она играет второстепенную роль. Поможет коридор «Север-Юг» России и сбалансировать свою мощь в регионе с конкурирующими державами – этим он и ценен для Москвы.

Для самих стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, включая Кыргызстан, чрезвычайно важен не только «Север-Юг», но и второй коридор, «Чабахар – Центральная Азия». У этих стран долгое время не было прямых торговых и транспортных путей в Южную Азию. Наряду с Индией, Ираном и Афганистаном Узбекистан является членом четырехсторонней рабочей группы по совместному использованию порта Чабахар. В начале 2021 года Индия предложила включить Чабахар в МТК «Север-Юг», и пригласила Узбекистан и Афганистан присоединиться к проекту многостороннего коридора. Для стран Центральной Азии и Афганистана, не имеющих выхода к морю, Чабахар является наилучшим вариантом доступа к рынкам – только у Индии это население 1,4 млрд человек.

Али Омиди предполагает, что Иран и Индия могут влить новые ресурсы в коридор «Чабахар – Центральная Азия», изменив его маршрут, и добавив к этому проекту Туркменистан и Узбекистан. Таким образом, «Чабахар – Центральная Азия» станет еще более важным проектом на геостратегической карте и стран Центральной Азии, и Индии. Проект порта Чабахар часто рассматривается с точки зрения транзитного маршрута, но не следует забывать, что большинство соглашений и большой объем индийских инвестиций в этот регион связаны с Зоной свободной торговли Чабахара.

Что же до самого Ирана, то его позиция в МТК «Север-Юг» и в коридоре «Чабахар – Центральная Азия» – ключевая и стратегическая из-за его географического положения, которое соединяет Персидский залив с Афганистаном и Евразией. Являясь единственным океанским портом в Иране с прямым выходом к Индийскому океану, порт Чабахар является наиболее важным пунктом на этом маршруте. Индия уже взяла на себя обязательства по долгосрочным инвестициям в порт Чабахар, чтобы создать региональный баланс инвестициям Китая в порт Гвадар в соседнем Пакистане. Гвадар – часть Китайско-Пакистанского экономического коридора (КПЭК), который входит в «Один пояс – один путь». Поскольку Индия рассматривает крупные инвестиции Китая в Гвадар как часть стремлений геополитического превосходства Китая над Индией, Индия планирует инвестировать в порт Чабахар значительные средства. Это позволит ей получить транспортный коридор с Афганистаном, Центральной Азией и Россией без необходимости отправлять грузы через территорию Пакистана. Порт для Индии сократит транспортные расходы на 60%, а время транспортировки грузов в Центральную Азию – на 50%. Первая экспортная партия от Индии из Чабахара в Афганистан была направлена еще в 2017 году, это были 130 тыс тонн пшеницы.

Экономические ценности

Али Омиди пришел к выводу, что МТК «Север-Юг» и в коридоре «Чабахар – Афганистан – Центральная Азия» соединяют страны с Ираном в Оманском море и Персидском заливе. Иранские железнодорожные и автомобильные линии поспособствуют достижению Центральной Азии, Кавказа, России и Европы. Для всех стран Южной Азии и большинства стран Юго-Восточной Азии это будет быстрее, короче и экономичнее, чем другие альтернативы. Поэтому потенциал сотрудничества между Ираном, Россией и Индией в рамках «Север-Юг» более вероятен, чем «Один пояс – один путь». Но сейчас оба проекта сейчас сталкиваются с инвестиционным кризисом в Иране из-за санкций США против Ирана, а также из-за политических разногласий внутри Ирана.

В целом в связи с геополитической ситуацией участники конференции сошлись во мнении: транспортных коридоров в МТК должно быть несколько. Так возможные новые потрясения и конфликты в странах-участницах проектов не смогут парализовать торговые пути полностью – потоки грузов можно будет перенаправить. В качестве одной из стран для транспортного альтернативного коридора выступает Армения.

Альтернативные пути Армении

В своем докладе вопросы того, как Ереван может стать узлом новых транснациональных связей, рассмотрел кандидат наук, доцент, декан факультета информатики и статистики Армянского государственного экономического университета Сос Хачикян. Он подробно рассказал о проекте МТК с точки зрения, которая заставляет задуматься. В целом регион Южного Кавказа имеет важное геоэкономическое и геополитическое положение между направлениями Восток-Запад и Север-Юг, однако только две страны, Грузия и Азербайджан, частично включены в схемы этих коридоров и в грузопотоки. Армения – единственная страна Южного Кавказа, не имеющая линий связи.

Эксперт отметил, что МТК «Север-Юг» играет важную роль в глобальной коммуникации. Он объединяет страны с разными политическими системами, экономической структурой, технологическими достижениями, культурой и другими различиями. Кроме того, МТК «Север-Юг» пересекает некоторые страны, где существуют региональные конфликты, санкции, политическая возможная нестабильность и другие проблемы. Это приводит к неопределенности и нестабильности в принятии решений, связанных с управлением цепочками поставок, и необходимости просчитать риски наперед.

– В соответствии с геополитической ситуацией, альтернативное направление внутри МТК «Север-Юг» для обеспечения устойчивости цепочек поставок является решающим компонентом. В этом контексте Армения могла бы сыграть значительную роль, предложив альтернативный коридор, соединяющий Индию и Иран с Европой через Грузию и Черное море. Хотя и существует «рабочая» линия из Ирана через Азербайджан в Грузию и Черное Море, армянская альтернатива имеет веское обоснование. В частности, Армения – единственная страна, подписавшая Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA) с Европейским союзом, и в то же время входящая в ЕАЭС. Более того, Грузия также имеет упрощенные процедуры в рамках экономических отношений с ЕС. Это означает, что коридор «Армения – Грузия – Черное море» является уникальной альтернативой для соединения Европы с ирано-индийским альянсом. Это, в свою очередь, приведет к улучшению геополитических связей между Европой, Южным Кавказом и Азией, – считает эксперт.

Еще одним плюсом развития для МТК направления «Армения – Грузия – Черное море» является в этом случае прямой доступ к бассейну Черного моря, и к четырем странам Восточного партнерства ЕС из шести: Армении, Грузии, Республике Молдова и Украине (Азербайджан и так входит в проект МТК в его существующем варианте).

Коснулся Хачикян и отношений Индии и Ирана в контексте МТК и Армении. По его мнению, у Индии и Ирана есть потенциал, а также необходимость участвовать во всемирных транснациональных проектах по двум причинам. Индия является одной из развивающихся стран мира со значительными технологическими достижениями и растущей ролью в тихоокеанском регионе. А Иран доказал способность обеспечивать технологическое развитие в условиях санкций и играть решающую роль в региональной стабильности. При этом Индия и Иран, как развивающиеся азиатские страны с сильными торговыми традициями, не имеют прямых линий между собой в рамках евразийских коридоров.

Роль Индии и Ирана в проекте, по его мнению, возрастает в связи с новыми формами ирано-индийского двустороннего Соглашения о преференциальной торговле в 2020 году и китайско-иранского Соглашения о партнерстве в 2021году. Существует необходимость изменить экономическую инфраструктуру и философию цепочки поставок в соответствии с новым взаимным спросом между Европой и индо-иранским альянсом.

Хачикян полагает, что армянский вариант в МТК «Север-Юг» не повлияет на существующие линии негативно. Он увеличит товарооборот и грузоперевозки Ирана и Индии в Европу в случае санкций и конфликтов. Существует уникальный потенциал для создания бизнес-хаба в Армении на основе гармонизированных правил ЕС и ЕАЭС, а также интересов индийско-иранского альянса.

– Армения могла бы стать не только транзитным коридором, но и страной, соединяющей бизнес ЕС, ирано-индийского альянса и России, поскольку у Армении уникальный статус и в ЕС, и в ЕАЭС. Сейчас и Иран, и Россия находятся под санкциями, и важно организовать устойчивую цепочку поставок, чтобы избежать бедности и снизить социально-экономическую напряженность. В случае создания бизнес-хаба в Армении, объединяющего экономические интересы через регламенты СЕРА и ЕАЭС с Ираном и Индией, экономическое процветание, параллельное операциям по миростроительству и гуманитарной деятельности, будет доминирующим, – считает он.

Сообщение же между Персидским заливом и Черным морем через Армению в Европу, не препятствуя уже существующим коридорам, принесет региональную глубокую интеграцию и мир, а также геополитический статус-кво для Еревана.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру