В странах ЕАЭС появится «интеллектуальная таможня»

По словам члена Коллегии ЕЭК, министра по таможенному сотрудничеству Максата Мамытканова, в электронные навигационные пломбы будут загружены все грузосопроводительные документы.

В странах ЕАЭС появится «интеллектуальная таможня»

Об этом и других планах чиновник рассказал в недавнем интервью официальному представителю ЕЭК Ие Малкиной. Поделился он и тем, что делать с одним из острых вопросов ЕАЭС – периодическими конфликтами Кыргызстана и Казахстана на почве грузоперевозок, и тем, почему они происходят. «МК-Азия» выбрал самое главное из интервью.

Про товары и границы

За последний год разногласия между Казахстаном и Кыргызстаном по поводу прохождения товаров на границе между странами снова будоражили ЕЭК, и снова не раз становились козырем в руках противников евразийской интеграции. Комиссия ЕЭК летом 2022 года даже посещала КПП раздора, и нашла нарушения Договора о ЕАЭС с казахской стороны.

Однако, по словам Мамытканова, нередко министерство по таможенному сотрудничеству ЕЭК не имеет отношения к проблемам, связанным с доставкой товара через границы, например, России и Казахстана, или Казахстана с Кыргызстаном. Хотя нарекания по этому поводу со стороны общества звучат часто именно в отношении Коллегии ЕЭК. Дело в том, что часть конфликтов и проблем не касается компетенции Договора о ЕАЭС.

– Нам нужно лучше объяснять и разъяснять людям суть нашей работы, то, как и зачем работают таможенное регулирование и таможенный контроль. Мы, как наднациональный орган Комиссии, отвечаем за внешнеэкономический контур, то есть за внешние границы союза. Мы защищаем экономическую безопасность всех стран-участниц ЕАЭС. А те проблемы, что чаще всего возникают на границе – это внутренние процессы, внутренняя торговля между нашими странами. Эту разницу мало кто объясняет. Внутренняя торговля у нас – без границ, внутри ЕАЭС нет таможни. Но есть внутренние, физические границы между странами, на которых стоят пограничники. У каждой страны ЕАЭС есть внутренние законы по части безопасности и других направлений, которые должны исполняться. Эти внутренние законы не входят в компетенцию нашего Договора о экономическом союзе, и мы физически не можем выйти за рамки наших полномочий, решая их. Но вопросы эти все равно обсуждаем и предлагаем пути их решения, неофициально, но обсуждаем, – объяснил Мамытканов.

По словам Мамытканова, интеграция лучше развивается не в кабинетах, а «в полях». При личной встрече и чиновники, и предприниматели охотнее говорят о проблемах, а пути их решения – могут быть очевиднее. Поэтому он выступает за то, чтобы представители ЕЭК, да и чиновники в целом, больше встречались с теми, кого касаются их инициативы на практике, и сам старается этому следовать.

Про пломбы

Много вопросов за последний год и к реализации Соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок. Кыргызстан подключился к пилотному проекту в этом направлении в августе 2022 года. С помощью пломб можно будет отследить, что ввозится в Кыргызстан из ЕАЭС, куда направляется потом по стране, и что вывозится. По словам члена Коллегии ЕЭК, это – один из шагов к решению тех самых внутриторговых проблем на границах. Есть у электронных навигационных пломб и другие плюсы.

– Это – международный договор, который должен вывести нашу интеграцию на новый уровень за счет применения современных цифровых методов, технологий и средств. Именно за счет развития таких передовых, новых технологий мы должны дальше двигать нашу интеграцию. В нашем таможенном деле самая главная задача, которую перед нами поставили президенты в «Стратегии 2025» – это унификация нашего электронного документооборота, и взаимодействие как между нашими таможенными службами, так и между участниками внешнеэкономической деятельности в электронном формате. «Цифра» сейчас – это то, к чему весь мир стремится, трансформируясь. И мы не должны отставать. И должны даже опережать мир по некоторым вопросам, – считает он. – Применение цифровых электронных пломб поможет нам решить и проблемы во внутренней торговле. За их счет мы должны обеспечить единую систему таможенного транзита. При ней грузы смогут бесшовно проходить через наши территории. И, таким образом, мы увеличим экономический потенциал союза. За счет этих современных технологий мы сможем реализовать «интеллектуальную таможню», заложенную в стратегиях развития таможенных органов стран-участниц. При этом таможенные органы и их контролирующие функции не будут ощущаться негативно ни бизнесом, ни народом.

Кроме того, пломбы уберут необходимость возить с собой кучу бумаг, связанных с оформлением груза. Косвенно это уменьшит человеческий фактор и коррупцию.

– В электронные пломбы будут загружаться все грузосопроводительные документы. Сейчас они во многом в бумажном формате. Это мешает и бизнесу, и контролирующим органам. Когда это будет выведено на новый технологический цифровой уровень, когда участники и внешнеэкономической деятельности, и внутренней торговли не будут вынуждены таскать с собой бумажные талмуды сертификатов и накладных к товарам, и это будет работать в электронном облаке – это будет большая свобода. И мы сейчас работаем над тем, чтобы дать эту меру свободы, и чтобы при этом контролирующие органы и бизнес чувствовали и свою ответственность. Нам приходится балансировать, искать приемлемые решения, который будут во благо всем. И государствам, и государственным контролирующим органам в части обеспечения экономической безопасности и экономических интересов, и бизнесу, и гражданам, – заключил Мамытканов.   

Про новый Таможенный кодекс

Кроме того, сейчас в сторону «цифры» идет и Таможенный кодекс, многие положения которого идут еще из времени Таможенного союза, потомком которого стал ЕАЭС. Часть из них требует редакции в связи с событиями в мире и новыми экономическими веяниями: в сторону тотальной цифровой трансформации и онлайн-площадок. Известно, что в планах – появление в ТК института оператора электронной торговли, нового вида декларации, возможность реализации товаров физическим лицам с использованием таможенных («бондовых») складов.

– Таможенный кодекс должен развиваться, чтобы все наши действия соответствовали современным реалиям. Например, трансграничная электронная торговля – основной драйвер развития всей мировой торговли. Особенно интернет-торговля получила развитие в пандемию и постпандемийный период. Сейчас происходит трансформация всей торговой системы, но, когда писался Таможенный кодекс, не было понятия «электронная торговля» и всего, что с ним связано. И сейчас мы должны внести поправки в Таможенный кодекс, чтобы таможенное оформление и контроль этой торговли существовали, но не мешали экономике и бизнесу. Нам приходится соблюдать эту тонкую грань, действуя аккуратно, как хирурги, соизмеряя все, что мы делаем. Чтобы бизнес мог развиваться, в соответствии с мировыми реалиями. И чтобы мы не только не отставали от мировых трендов, но и опережали их по некоторым позициям, – подчеркнул Мамытканов. – Поэтому Таможенный кодекс – это материал, с которым надо работать постоянно. Он, как живой организм, должен расти и изменяться соизмеримо с тем, как растут и изменяются наши экономики.

Есть с Таможенным кодексом и еще одна сложность: страны ЕАЭС имеют разные экономические потребности, и создать некий унифицирующий их документ – непросто. Часть вопросов, которые сейчас важны в глобальном масштабе для одних стран ЕАЭС, неактуальна для других. Поэтому Коллегии ЕЭК приходится искать компромисс.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру