У Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана появится рынок сбыта на 2 млрд

В иранском порту Чабахар, с помощью которого страны способны выйти на индо-тихоокеанский рынок, им готовы предоставить им льготы и скидки.

У Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана появится рынок сбыта на 2 млрд

Порт Чабахар и одноименная свободная экономическая зона на побережье Индийского океана Ирана начал свою работу в мае 2016 года. Он располагается вдоль побережья Макрана в провинции Систан и Белуджистан на юго-востоке Ирана. СЭЗ «Чабахар» и порт после подписания Ираном, Афганистаном и Индией Чабахарского договора так же способствовали созданию международного транспортного коридора. Благодаря своему расположению он соединяет страны Восточной Азии, Центральной Азии и Афганистан с одной стороны, с другой дает странам, не имеющим выхода к морю, возможность выйти на более чем двухмиллиардный рынок индо-тихоокеанского региона и Южной Америки.

Чабахар рассматривается экспертами как центр регионального экономического сотрудничества, за счет своего расположения он удобная площадка не только для Восточной Азии и Центральной Азии, но и для России и Индии, и для всех стран-участниц ЕАЭС. Порт существенно сокращает расстояния и контейнерные издержки для логистики. Например, линия перевозок Мумбаи-Москва протяженностью 15 000 км теперь сокращается до 6000 км через Чабахар.

Налаживает порт и восточноазиатское сообщение с Центральной Азией. Он часть международного транспортного коридора «Север — Юг» (INSTC), который обеспечивает транспортную связь Индии, Ирана, Афганистана, Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и прикаспийских республик с Москвой на Западе и Бангкоком и Малайзией на юго-востоке. Как часть коридора, он сыграл важную роль как перевалочная база для гуманитарной помощи и поставок медицинских препаратов и оборудования в разгар пандемии COVID-19. В обычное время он помогает странам находить новых торговых партнеров и проводить поставки. Так, 110 тыс тонн пшеницы и 2 тыс тонн бобовых и чечевицы были доставлены из Индии в Китай через этот порт. Свежие афганские фрукты и иранские рыбные продукты нашли рынки сбыта в Индии и Юго-Восточной Азии, Бразилия тоже нашла Чабахар полезным для своих сахарных продуктов на этих рынках. В результате сотрудничества с Чабахаром только у Афганистана экспорт продукции за время работы порта вырос в два раза.

Чтобы подключить к этому транспортному узлу Центральную Азию, не имеющую выхода к морю, в порту готовы предоставить скидки и льготы этим странам. Например, в порту действуют скидки в размере 40% на груз и льготы на судовые сборы, можно 3 месяца не вносить оплату за хранение минеральных и строительных материалов. В Чабахаре так же снизили терминальные сборы для этих стран: сейчас они за обработку иностранных транзитных грузов составляют 50% от дисконтной ставки, для пустых контейнеров также предоставляется скидка 46% на терминальные сборы за обработку. Кроме того, порожние контейнеры для хранения освобождаются от уплаты налога сроком на 3 месяца. Решение было принято компанией Indian Ports Global Ltd (IPGL), которая управляет портовыми операциями в Чабахаре.

Кроме того, в июле 2020 года Иран официально запустил проект «Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран», коридор как короткий и альтернативный маршрут транзита грузов из стран СНГ к странам Индийского океана. Порт Чабахар со временем станет еще и альтернативным транзитным и перевалочным маршрутом для кыргызских и таджикских автомашин, пересекающих Евразийскую границу. Экономический союз и большая потребительская база региона Индийского океана превратились в объединенный рынок с населением почти в два миллиарда человек. И центральноазиатские республики получат наибольшую выгоду от этих связей. Кроме того, есть и еще один проект, автодорожный коридор Иран-Узбекистан-Афганистан через Догхарунскую границу Афганистана, автомобильное сообщение через БАМ в Иране через Сарахскую границу в Афганистане…Таким образом, Кыргызстан может использовать Туркменистан и Узбекистан в своих интересах, экспортируя через них свои товары по этому коридору. Маршрут Чабхар-Зарандж-Мазари-Шариф через Узбекистан мог бы стать еще одной альтернативой для кыргызских производителей в этом отношении. Возможности для логистики и складирования на маршруте в Чабахар из Кыргызстана помогут  развитию рынков сбыта, давая толчок кыргызской экономике.