Как Кыргызстан может обеспечить своевременный возврат кредита по Камбаратинской ГЭС-2

«Камбаратинская ГЭС-2. Ввод второго агрегата» – один из наиболее актуальных проектов в энергетике Кыргызстана.

Как Кыргызстан может обеспечить своевременный возврат кредита по Камбаратинской ГЭС-2

Помимо СМР и установки второго гидроагрегата мощностью 120 МВт предусмотрено строительство открытого распределительного устройства ОРУ-500 кВ и соединительной линии 500 кВ, что позволит высвободить 30 МВт мощности по первому агрегату. Таким образом, реализация перечисленных мер должна привести к новым для кыргызской энергосистемы 150 МВт.

По данным Национального энергохолдинга за 2019 год, Камбаратинская ГЭС-2, работающая с мощностью 90 МВт, выработала 576 млн кВтч электроэнергии. При сохранении текущих условий это значит, что 150 МВт по второму агрегату гидроэлектростанции и ОРУ-500 – это новые 960 млн кВтч электроэнергии в год. По данным Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызстана, новая часть гидроэлектростанции будет запущена с 2024 года. По условиям инвестиционного соглашения, кредитные средства, включая проценты, должны быть возвращены кредитору к 2036 году. Получается, что у Камбаратинской ГЭС-2 всего 12 лет для того, чтобы выручить деньги для оплаты долговых обязательств. Средства, которые требуют возврата Евразийскому фонду стабилизации и развития (ЕФСР) – не только 110 млн долларов США основной суммы, но и проценты (1%), которые в целом при равномерном графике могут составить до 8,8 млн долларов США. При пересчете на национальную валюту эта сумма равна 8,3 млрд сомов (при курсе 69,9 сомов за 1доллар). И эта сумма в национальной валюте будет расти при курсовой разнице, достигая десятков миллиардов. Как же Кыргызстан может обеспечить своевременный возврат кредита по Камбаратинской ГЭС-2?

Повышение – не выход

Для обеспечения своевременного возврата средств ЕФСР новая часть Камбаратинской ГЭС-2 в период с 2024-2036 годы должна генерировать от 690 млн сомов прибыли в год. Соответственно, при прогнозируемом годовом объеме выработки в 900 млн кВтч (за вычетом потерь) каждый кВтч должен приносить 77 тыйын сверх себестоимости производства. Учитывая, что примерное значение удельной себестоимости производства электроэнергии по информации ГАР ТЭК и Национального энергохолдинга составляет 52-60 тыйын/кВтч, то цена реализации «камбаратинской электроэнергии» должна составлять 137 тыйын за 1 кВтч. В текущих же условиях среднеотпускной тариф ОАО «Электрические станции» находится на уровне 60 тыйын/кВтч. А повышение цены в 2,3 раза для действующих потребителей компании в ближайшие годы представляется невозможным. В таком случае решением в вопросе своевременного возврата кредитных средств по проекту «Камбаратинская ГЭС-2. Ввод второго агрегата» может стать изменение структуры потребителей. Объем электроэнергии от новой части электростанции целесообразно направить не только населению, но и распределить между более платежеспособными категориями.

Распределить и выиграть

В настоящее время наиболее прибыльной для энергокомпаний категорией потребителей в Кыргызстане являются субъекты майнинга. Согласно среднесрочной тарифной политике на 2020-2022 годы тариф для майнеров до 2023 года будет составлять 2,91 сом за кВтч. При этом чем меньше промежуточных участников в предоставлении электроэнергии конечным потребителям, тем выше прибыль электрических станций. Если майнинг-ферма будет приобретать произведенную на ГЭС электроэнергию у национальных РЭК, то станция практически не получит прибыли, прибыль получит РЭК. Если майнинг-ферма будет приобретать электроэнергию у частной распредкомпании (ОПП или ПП), то значимую часть прибыли получит частная распредкомпания. А ГЭС должна будет направлять частным распредкомпаниям весь объем электроэнергии, исключив население и отказавшись от социальной нагрузки.

Без участия распредкомпаний электростанция, безусловно, заработает намного больше, и это позволит субсидировать энергоснабжение населения. При этом, если в передаче электроэнергии будет участвовать ОАО «НЭС Кыргызстана», то прибыль ГЭС сократится на 21 тыйын с каждого кВтч. Чем больше ГЭС будет получать прибыли от меньшего объема электроэнергии, тем больше населения станция может охватить.

Из представленного следует, что наиболее выгодным для Камбаратинской ГЭС-2 будет сотрудничество с майнинг-фермами напрямую, исключив всех других участников. Это означает, что субъекты майнинга должны приобретать электроэнергию с шин станции, то есть необходима локация в непосредственной близости от ГЭС. Определенно, реализация данного мероприятия подлежит экспертизе по возможности допуска к стратегическим объектам, а также мощности оборудования майнинг-ферм. В таком случае для ГЭС будет достаточно направлять майнинг-фермам 300 млн кВтч электроэнергии в год, чтобы заработать 690 млн. сомов прибыли на выплату долговых обязательств перед ЕФСР. Представленный объем будет составлять 1/3 от общей выработки новой части Камбаратинской ГЭС-2, то есть остальные 600 млн кВтч электроэнергии ГЭС может направлять населению.

Этот сценарий оптимистический, так как присутствует риск нереализуемости: тариф в 2,91 сом за 1 кВтч является непривлекательным для майнинг-ферм, для которых в соседних странах цена установлена ниже. Чтобы привлечь майнинг-фермы в страну, возможно, потребуется снизить тарифы. То есть для повышения степени вероятности получения требуемой нормы прибыли необходимо создать соответствующие условия для майнеров – потребителей с высокой платежеспособностью. При более реалистичном сценарии, предполагающем установление привлекательной цены для субъектов майнинга, а также в случае невозможности отказа от услуг ОАО «НЭС Кыргызстана», норма прибыли ГЭС может быть получена при реализации майнерам объема в 340-350 млн кВтч в год. Таким образом, в целях успешной реализации проекта «Камбаратинской ГЭС-2. Ввод второго агрегата» и обеспечения своевременного возврата долгов кредитору предлагается ввести в структуру потребителей категорию с высокой платежеспособностью, которыми являются майнинг-фермы. Пропорция между майнингом и населением в 38:62 позволит исполнить ГЭС обязательства перед ЕФСР и сохранить при этом в большей доле энергоснабжение населения.

С увеличением доли «выгодных» потребителей электроэнергии ГЭС будет получать больше прибыли. Это позволит улучшить финансовое состояние и ОАО «Электрические станции», которое в свою очередь постоянно испытывает дефицит денежных средств, служащий риском в непрерывном осуществлении производственной деятельности для обеспечения бесперебойного энергоснабжения Кыргызстана.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 10 июня 2020

Заголовок в газете: Майнинг в помощь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру