Проигравшие тендер на реализацию «Безопасного города» обвиняют Кыргызстан в подтасовке результатов

Представители российской компании «Безопасность информационных систем» заявили о давлении «сверху», коррупции и мошенничестве, с которыми им довелось столкнуться во время онлайн-аукциона.

Повторный онлайн – аукцион, призванный выявить победителя на реализацию проекта «Безопасный город», прошел в начале сентября. По результатам всех раундов среди 3 претендентов, дошедших до финала, победу одержала российская компания «Вега». Однако не все согласились с таким итогом – одна из проигравших компаний, ООО «Безопасность информационных систем» (БИС),  участвовавшее в торгах в консорциуме с  ОсОО«Кыргызтелеком», решило опротестовать итоги аукциона – несмотря на согласие с ними и с решением конкурсной комиссии «Кыргызтелекома». Его представители обратились в парламент, к президенту Сооронбаю Жээнбекову и в межведомственную комиссию.

Последняя, к слову, провела заседание 27 сентября, и должна была огласить свой вердикт в течение ближайшей недели. Но этого пока не произошло, а победители тендера – АО «Концерн радиостроения «Вега» решили провести встречу с журналистами, дабы рассказать, как они будут реализовывать погрязший в коррупционных скандалах проект «Безопасный город»: до конца недели с ними будет заключен договор.

За права - до конца

Узнав об этом, представители БИС в тот же день собрали пресс-конференцию, чтобы рассказать о том, почему же «Вега», на их взгляд, не имеет права на реализацию проекта, и с какими нарушениями законодательства, подпадающими под  статьи УК КР, им пришлось столкнуться во время участия в тендере. В случае, если результаты тендера не будут пересмотрены, а жалобы – учтены, ООО намерено идти до конца  и обратиться в международный арбитраж.

- Что себе позволяют чиновники Кыргызстана – мы не можем понять! Несмотря на то, что комиссия еще не вынесла итоговое решение, компания уже говорит о том, как она собирается реализовывать проект! - возмущается официальный представитель БИС  Юрий Катютин. - Наша компания входит в топ-10 компаний по России, занимающихся видео-фиксацией. Реализовали в 10 регионах проекты по фото - и видео-фиксации, а наша партнерская организация работает в еще 45 регионах России. Мы на рынке уже 10 лет, кроме того, производим приборы фото- и видео-фиксации. Мы, кстати, предлагали открыть одно из производств  на территории КР, даже придумали название прибору – «Бишкек-312», и предлагали продавать его на территории стран СНГ, но понимания не нашли. «Вега»- мощная корпорация, относящаяся к «Ростеху», ее заслуг мы не умаляем. Но прибор, с которым они вышли на рынок КР, получил сертификацию только в конце 2017 года, и пока мы не нашли источников, где бы указывались договора с этим прибором в России или странах СНГ. Кроме того, у нас есть ряд отзывов, которые негативно говорят об этом приборе. Почему тендерная комиссия не обратила внимания на эту информацию – непонятно, либо она не была об этом осведомлена. Те же приборы, которые мы хотели вывести на ваш рынок – апробированы в России, и имеют качество и надежность, уже подтвержденные временем и эксплуатацией. Кроме того, иметь опыт фото- и видео-фиксации при реализации этого проекта немаловажно.

По его словам, пробные испытания комплексов «Веги» на дорогах России провалились – фотоматериал и видеоматериал для определения скорости работал некорректно, расхождение скоростей транспортных средств по сравнению с аналогичными комплексами других производителей было большим. Имела место и путаница с тем, кому какой скоростной результат принадлежит – если на систему обзора и фиксации одновременно попадали несколько автомашин или транспортных средств. И документы об этих испытаниях в Кыргызстан поступили – только не были приняты к вниманию. Более того – и на комиссию из более чем 30 человек, и на «Кыргызтелеком», и на БИС оказывалось сильное давление «сверху».

-Я не буду говорить о том, кто оказывал влияние на результат тендера – все это есть в интервью, вы же сами СМИ и, наверное, все читали. Не буду называть фамилии – это не совсем этично с моей стороны. Но скажу вот что. Скорее всего, вы читали заявление о том, что «Кыргызтелеком» признал накануне результаты конкурса. Но это его личное мнение, а не нашего консорциума. По нашей информации, на них оказывалось сильнейшее давление со стороны ряда чиновников с целью выхода из нашего консорциума. Выход из консорциума повлек бы к его распаду и победитель автоматически бы определился, - отметил Катютин. 

Конкуренты «с улицы»

Как следствие, имели место и нарушения в ходе самого аукциона.

- По правилам аукциона в КР, мы в третьем раунде предложили наименьшую цену за проект. Но нам не предоставили положенного бонусного времени – оно досталось «Веге». И меньшая цена была озвучена ими… Как это понимать? Да и такого положения о торгах мне ранее видеть не доводилось! Например, в той же России торги на понижение идут по фиксированному времени – выигрывает тот, кто на последней секунде времени дал самую низкую цену. Так же, прежде чем проводить конкурс, и в России, и во всех странах мира, проводится квалификация компаний, которые выходят на рынок. Если по какому-то признаку компания квалификацию  не проходит – она покидает конкурс. В департаменте госзакупок КР нам сказали, что  если компания, назвавшая наименьшую цену, не пройдет квалификации, то ее снимут с участия, а победа перейдет к следующей компании, даже если у нее нет опыта проведения требуемых работ или его очень мало. Но это же «торпеда», и полный нонсенс! В противном случае нам сказали, что остановят торги, - вспоминает Катютин.

Отмечались нарушения и в отборе претендентов на победу. Из слов представителя БИС вытекает – обе компании-финалиста имели поблажки при отборе, и в шорт-листе им явно не место.

- О «Веге» мы уже говорили, возьмем третью компанию – кыргызскую «СпецПроектМонтаж». Мы никогда не слышали о такой компании на рынке раньше, и решили узнать о ней больше. По документам член простого товарищества должен иметь не менее 25% от 10 млн долларов по каждому лоту - от 20 млн долларов компания должна иметь 5 млн долларов опыта работы или продаж. Мы начали искать информацию. На сайте Минюста о компании сказано, что основной вид ее деятельности – это  продажа оптом неспециализированных товаров. Допустим, компания может иметь несколько видов деятельности – это не страшно. На сайте «Открытый бюджет КР» мы нашли информацию  о том, что с 1.01.2015 года по 03.10.2018 года «СпецПроектМонтаж» заплатил налогов в бюджет 13 млн 664 903 сома с копейками – всех налогов, включая подоходные сборы. Это не 5 млн долларов, а максимум 3,7 млн долларов – но при этом должны быть данные о еще 17 с лишним млн НДС, которых нет! И как компания, которая занимается куплей-продажей, может говорить, что она имеет опыт в телекоммуникациях? В «Кыргызтелекоме» она продавала оптические кабели, и председатель конкурсной комиссии сказал, что продажа кабеля – тоже работа в сфере телекоммуникации. Выходит, что все продавцы, которые работают в ЦУМе и иных точках продаж и торгуют телефонами – IT –специалисты? – недоумевает представитель БИС. 

Но, как бы там ни было, «Кыргызтелеком» признал итоги конкурса как часть консорциума, а БИС - нет.  Возник вопрос – разве не все инициативы, исходящие от объединения, должны быть согласованы между всеми его участниками? А если нет и нет доверенности на действия, связанные с  опротестованием итогов  тендера и работы конкурсной комиссии, значит, БИС нарушает законодательство КР? Однако Катютин заверил – все в рамках правового поля.

- Доверенность от «Кыргызтелекома» у нас есть, за номером 03-8-54, выданная 29 августа 2018 года. «Кыргызтелеком» представляет собой общество с ограниченной ответственностью и дает право подписывать от имени «Кыргызтелекома» заявления, запросы, конкурсные тендеры и заявки, давать и получать справки, осуществлять и принимать платежи, вести переговоры и прочую деятельность, а так же осуществлять любые другие действия, связанные с указанным поручением. А что еще надо? – парировал он на вопрос о правомерности опротестования его организацией итогов аукциона и работы конкурсной комиссии.

Но доказательства словам представителей  «БИС» фактические в виде документов, однако, ни корреспонденту «МК», ни другим журналистам не достались – включая разрешение от «Кыргызтелекома» на определенные действия в рамках консорциума от его имени. По окончании  встречи на просьбу сфотографировать хоть что-то из тех бумаг, что лежали на столе перед  Катютиным и его адвокатом,  последовал отказ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру