После выставки «Феминнале» директор музея ИЗО покинула свой пост

02.12.2019 в 14:52, просмотров: 1182

Выставка «Феминнале», стартовавшая 28 ноября в кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева, поделила кыргызстанское общество на два лагеря. Первая феминистическая экспозиция, организованная для привлечения внимания к проблемам в отношении женщин и гендерного неравенства, закончилась скандалом: активисты из движения «Кырк чоро» пригрозили акцией протеста, Минкульт назвал экспозицию «провокационной», а директор музея Мира Джангарачева покинула свой пост.

После выставки «Феминнале» директор музея ИЗО покинула свой пост
Фото Ирины Ковшовой

Скандальный перформанс

В день открытия в музее было людно. Старта экспозиции, средства на проведение которой собирали «с мира по нитке», с интересом ждали сотни граждан. Организаторы смогли собрать несколько сотен тысяч сомов. Среди тех, кто внес свою лепту, были домохозяйки, медсестры… На эти деньги организовали перелет художников, подготовили зал. Более 50 арт-мастеров из 22 стран представили свои работы.

Одной из самых сильных, по мнению посетителей, стал аудиоперформанс, посвященный 17 кыргызстанкам, сгоревшим заживо в типографии Москвы. В темной комнате женский голос рассказывал о том, как страшно было в момент пожара. Десятки голосов сливались в крик, пронизывая гостей ужасом, болью и… Осознанием того, как несладко живется трудовым мигранткам, вынужденным на чужбине зарабатывать на жизнь себе и семье.

Тяготы, с которыми ежедневно сталкиваются тысячи женщин, наглядно демонстрировали и другие работы. По задумке организаторов, экспозиция должна была продлиться 17 дней. Срок выбрали не случайно – это память о соотечественницах, жизнь которых оборвалась в той самой московской типографии.

Однако, в тот же вечер, 28 ноября, ряд активистов потребовал у организаторов объяснений. Причиной стало видео, запечатлевшее обнаженную датскую перформансистку Julie Savery. Женщина хотела поднять проблему защищенности секс-работниц. Художница вышла в зал без одежды и начала публично одеваться. Именно после этого социальные сети «взорвались» - десятки пользователей Facebook назвали перформанс порнографией и потребовали привлечь к ответственности организаторов. Возмутили людей и другие представленные на «Феминнале» работы - женское белье с надписью «Мое право на аборт», к примеру.

Фото Ирины Ковшовой

Ряд представителей небезызвестного в стране движения «Кырк Чоро» и вовсе пообещал поджечь музей, если экспозиция продолжит свою работу. На директора музея посыпались сотни обвинений. Через несколько дней Мира Джангарачева написала заявление об увольнении, которое подписал министр культуры Азамат Жаманкулов. По словам уже экс-главы музея, решение об увольнении было принято в целях безопасности.

«Я добровольно написала заявление в связи со сложившейся негативной агрессивной реакцией со стороны нац-патриотических сил, разгула мракобесия со стороны неуправляемых групп «Кырк-Чоро», невыносимой ситуацией, созданной в связи с открытием выставки Feminalle на площадке музея! Из-за угроз, поступающих мне лично и сотрудникам по организации выставки. Жаль, что это инициировали люди, никогда не ходившие в музей....Убрали меня, кто следующий?

Видимо, кто-то хотел отвлечь внимание, и у них это получилось…. Я увольняюсь не потому, что не признаю какие-то вещи, связанные с выставкой. Наоборот, полностью поддерживаю права женщин и абсолютно понимаю, что ситуация по данной теме в стране сложилась ужасная, и выставка была направлена на то, чтобы помочь женщинам. А появление голой девушки - это проблемы тех людей, которые другого ничего не видят, что говорит об их узколобости», - прокомментировала ситуацию Джангарачева.

Примечательно, что за день до этого люди, поддерживающие идею выставки, попытались собрать подписи в поддержку директора и экспозиции. На защиту встали не только деятели культуры Кыргызстана, но и художники ближнего зарубежья. На позицию Министерства культуры это не повлияло…

Не позволим!

Дело в том, что угрозами в социальных сетях активисты не ограничились. Выступающие против «обнаженки в стенах храма искусства» люди отправились на встречу с министром культуры Азаматом Жаманкуловым. Они требовали защитить «национальные ценности» и не допускать подобных акций в музеях Кыргызстана.

Чиновник с недовольными согласился и назвал «Феминнале» провокационной.

«Под флагом феминизма проводились акции с голой женщиной в парламенте, церкви. Здесь у нас (в музее) тоже произошла провокация» - заявил он, добавив, что спецкомиссия детально изучит выставку.

После Министерство культуры сделало официальное заявление, выступив против «провокационных вызовов современного искусства».

«Феминале использует язык провокации как метод, эпатаж, выдавая телесное, наготу за перформативность, что дезориентирует посетителя и, тем более, не имеет прямого отношения к заявленной теме экономической свободы», - отметили в Минкульте.

Пока выступающие за «традиционные ценности» ликовали, на защиту выставки встали некоторые политические деятели.

«Минкультуры сегодня сделало заявление под напором дискуссий в социальных сетях. Хочу написать свое мнение по поводу этой выставки: она серьезная, глубокая, новаторская, надо там ходить и думать, не просто плеваться и ругаться!» - отметила экс-президент КР Роза Отунбаева.

Свое мнение высказала и депутат Жогорку Кенеша Эльвира Сурабалдиева.

«Самое интересное, что все те, кто потребовал увольнения директора музея, тихо сидят и молчат против тех, кто ворует с бюджета миллионами. То есть, молчать в отношении тех, кто обкрадывает будущее их детей, видимо, для них нормально. В этом смысле понятно, почему наша страна не развивается - вокруг сплошные двойные стандарты. У половины чиновников, ненавидящих запад, публично кричащих про загнивание, почему-то дети учатся заграницей. Мы давно проиграли борьбу с коррупцией, но успешно орем на женщин… А всем вам, дорогие гендерные эксперты, большое спасибо! Если бы не вы и ваше упорство, многолетняя и не перестающая борьба за права женщин Кыргызстана, то и нас, женщин - депутатов, пришедших в парламент по квотам, не было бы. Не говоря про всех остальных женщин на должностях в государственной службе, которые работают благодаря закону о равных правах, принятых под нажимом международного сообщества», - написала парламентарий на своей странице в соцсети Facebook.

Тем временем, некоторые компоненты выставки уже убрали. Кыргызстанцы больше не увидят перформанс с обнаженной женщиной и нижнее белье, посыл которого, по словам организаторов, заключался отнюдь не в пропаганде «порнографии». Остальные объекты пока остаются в музее, их участь решит комиссия Минкульта.