В 2017 году в Кыргызстане в ДТП погибли более 800 человек

Уходящий год, год «Нравственности, воспитания и культуры», оправдал свое название едва ли: каждый день жителей страны потрясали известия о страшных ДТП, в которых гибли дети, о сбитых на пешеходных переходах стариках и студентах, о водителях не только в состоянии алкогольного опьянения, но и под героиновым «кайфом». В преддверии самого, пожалуй, ожидаемого праздника, новогодней суеты и загадывания желаний «МК-Азия» подготовил обзор самых страшных аварий, чтобы спешащие доделать запланированные дела граждане помнили, какой ценой может обернуться беспечность на дорогах.

«Бусики – перевертыши»

Основным для многих кыргызстанцев видом транспорта, несмотря на постоянное недовольство оным, по-прежнему остается маршрутное такси. Кому-то нужно преодолеть расстояние в пару остановок, кто-то планирует на природу выбраться, а для сотен соотечественников поездка в маршрутке обернулась трагедией. Так, пассажиры маршрутного такси № 227, «загружаясь» в салон на очередной остановке, и подумать не могли, чем закончится поездка по привычному маршруту. В середине октября рано утром на улицах Панфилова и Киевская столкнулись пассажирский микроавтобус и «Тойота». Удар был такой силы, что бусик опрокинулся. Пострадали 4 пассажира маршрутки, водитель и хозяин «Тойоты». Позже экспертиза покажет, что шофер маршрутки был под героином.

Нашумевшая авария с участием маршрутного такси потрясла социальные сети и в апреле: 16-го числа на пересечении улиц Байтик Баатыра и Горького пассажирский микроавтобус столкнулся с легковушкой, опрокинулся и «пролетел» на боку несколько десятков метров. Погибших, к счастью, не было, но пострадали 9 человек. Вину водителя следствие доказало, а компанию ОсОО «Мейкин», на которую работал водитель, лишили лицензии.

Жертвами аварий с участием маршруток в уходящем году стали не только кыргызстанцы, но и иностранные туристы. Так, в начале августа в районе села Кызыл-Орук Иссык-Кульской области в аварию попали танцоры из Узбекистана. Обошлось, слава Богу, без человеческих жертв, вот только травмы различной тяжести получили шестеро детей и трое взрослых.

Впрочем в автопарках фирм–перевозчиков оказалось немало водителей, которым правила дорожного движения знакомы лишь в теории, на практике же шоферы микроавтобусов, в погоне за новыми обитателями набитого салона, даже перед четко прорисованной «зеброй» не останавливаются. Так, теплым майским днем не стало молодой девушки, решившей перейти дорогу в положенном месте. Первый ряд автомобилей ее пропустил, а едущая сзади ярко-красная маршрутка скорости не сбавила и врезалась в стоящее перед «зеброй» авто, которое по инерции отшвырнуло прямо на идущую девушку. «Скорая» доставила пострадавшую в Бишкекский научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии, вот только спасти ее не удалось…

Тише едешь – живым вернешься

По данным МВД КР, большинство аварий происходит по причине нарушения скоростного режима. В описании многих ДТП можно прочитать, что водитель не справился с управлением, вот только управлять авто на скорости 60 и 120 километров в час – вещи разные.

Так, 26 ноября, ДТП унесло жизни трех братьев. На 54 километре трассы Ош – Иркештам водитель не справился с управлением. Жертвами стали начальник Ошского госрегистра, замначальник оперативной таможни «Север» и их брат. За одно воскресенье семья Марифовых потеряла сразу троих близких. Последствия превышения скорости и «вылетов на встречку» ярко продемонстрировала одна из самых обсуждаемых аварий уходящего года, произошедшая 5 ноября у торгового центра «Азия Молл». По проспекту Чингиза Айтматова около 4.40 утра движение было не сильно оживленным, оттого водитель темной «Тойоты» решил выехать на встречную полосу и немного «погонять». Результатом гонок стало столкновение с другой «Тойотой», двигавшейся по своей полосе. Удар был страшной силы, нарушивший ПДД автомобиль загорелся, подбежавшие очевидцы пытались его потушить, вот только огнетушитель не сработал как надо. Водителя-гонщика зажало между сиденьем и рулем, молодой человек был без сознания. Один из свидетелей расскажет позже о том, что 22-летний парень буквально сгорел заживо.

– Водитель «Camry» застрял. Машина горит. Мы пытаемся его вытащить, но его сильно прижало. Парень был без сознания. Ему максимум 22 года. Огонь все сильнее. Вокруг паника. Кто-то прибежал с огнетушителями, но они плохо работали. В какой-то момент пламя охватило всю машину, и мы поняли, что не сможем его спасти. Видели, как он горел и ничего не могли сделать. Это ужас, – поделился он своими эмоциями.

В результате той аварии домой никогда не вернутся пятеро ребят.

На том же проспекте, излюбленном участке «стритрейсеров», страшная авария случилась и в феврале – погибли трое молодых людей, решивших почувствовать все прелести новенького спортивного авто, купленного накануне одному из них.

В четверг, 2 февраля, два парня и девушка сели в «Субару», водитель зажал педаль газа, молодежь, опьяненная свободой и скоростью, буквально летела в районе Госрезиденции. Полет закончился трагедией – на огромной скорости новенькое авто врезалось в дерево, машину буквально разорвало пополам. Все трое – студентка второго курса КРСУ, ученик 37 школы и 19-летний водитель погибли на месте. На память друзьям и родственникам остались только фото и видео в социальных сетях, где они смеются и машут в объектив рукой. 

Грузовик – ответственность большая

Превышение скоростного режима и маневры на дороге легковушками – явление обычное и, несмотря на нарушение ПДД, по сравнению с теми же действиями, совершаемыми водителями большегрузного транспорта – относительно менее опасное. Уходящий год запомнился кыргызстанцам не только «летящими» маршрутками и легковушками, но и перевернутыми грузовиками. Одним из самых громких ДТП с участием грузовиков стало столкновение внедорожника и большегруза в селе Садовое. 7 октября Кыргызстан потрясла весть о гибели вице – премьер – министра Темира Джумакадырова, ставшего жертвой той аварии. В результате столкновения, помимо чиновника, которому было 38 лет, погибли еще двое мужчин.

Ночь 6 ноября унесла жизни 8 человек. На 457 километре трассы Бишкек – Ош лоб в лоб столкнулись автомобиль марки «Хонда» и газовоз, погибли четверо мужчин, три женщины и шестимесячный малыш, а Таш-Кумырская больница пополнилась двумя «тяжелыми» пациентами. Крупные ДТП с участием грузовиков происходили и в столице. Так, вечером 20 ноября на пересечении проспекта Жибек Жолу и улицы Коммунаров столкнулись шесть автомобилей – грузовик вылетел на встречную полосу и «задел» две машины, после чего упал на бок и зацепил еще одно авто. Бочки, которые он вез, разлетелись по трассе, одна из них «прилетела» в двигавшийся по дороге «Фольксваген». К счастью, обошлось без жертв.

Пьяный водитель – убийца

Все взрослые граждане знают, что алкоголь и автомобиль – понятия несовместимые, вот только не все об этом помнят, торопясь по неожиданно возникшим делам. Казалось бы, воспользуйтесь услугами такси, но нет – «грамм 200 помехой не станет». «Помехой», как показывает практика, становятся ни в чем не повинные люди.

Поход в цирк 12 ноября семья из Канта запомнит на всю жизнь. Увеселительное мероприятие закончилось страшной потерей – людей буквально протаранил автомобиль. После просмотра представления, большая семья переходила дорогу, несколько человек ушли вперед, а 9-летняя Вика с бабушкой немного отстали. Путь пешеходам перекрыл таксист, и пока те обходили препятствие, на них уже летел на огромной скорости автомобиль, управляемый пьяным водителем. 9 - летняя Виктория от удара отлетела не несколько десятков метров и погибла на месте, спустя некоторое время скончалась и бабушка. Различные травмы получили и другие члены семьи, но, находясь в шоковом состоянии, от госпитализации отказались. Алену Шевченко, бабушку погибшей малышки, хоронили в 47- й день рождения.

Гибелью 4 человек закончилась и поездка выпившей девушки по Иссык-Кульской трассе. 1 октября в 3 часа ночи 23-летняя жительница села Кербен ехала в Чолпон-Ату, но не рассчитала сил и с управлением не справилась, въехав в карету скорой помощи. От удара авто медиков перевернулось несколько раз, а водитель, женщина-фельдшер, беременная девушка и ее родственница до больницы не доехали. Пьяный хозяин «Мерседеса», за рулем которого сидела виновница ДТП, позже обойдет уголовную ответственность стороной, а самой мадам, повинной в гибели людей, суд назначил наказание в виде 10 лет лишения свободы в колонии-поселении и лишил ее права управлять транспортным средством 3 года. Однако, есть интересная деталь: наказание за 4 смерти условное. Испытательный срок – 3 года.

Справедливости ради стоит отметить, что не всегда виной ДТП становятся водители – порой, пьяные пешеходы буквально кидаются под колеса, перепрыгивают дорожные ограждения, а бывает и вовсе засыпают на дорожном полотне. За год на пьяные тела, уснувшие на дороге или же у обочины, неоднократно наезжали неподозревающие об «отдыхающем» водители. Причиной трагедии может стать и модное нынче «музыкальное сопровождение», разносящееся из наушников и абсолютно перекрывающее звуки улицы. За 2017 год жертвами его стали несколько кыргызстанцев, не услышавших во время прогулок по рельсам окриков окружающих и сигналов приближающегося состава.

Культура где?

О страшной статистике ДТП, которыми уходящий год буквально кишит, говорили не раз на разных уровнях – от простых жителей до чиновников высокого ранга. Меры тоже старались предпринимать – рейды и агитпробеги с участием покореженных авто, предложения лишать прав и и т.д...  Вот только призывы к культуре вождения и взаимоуважению улетают в никуда. Буквально месяц назад участники дорожного движения и пользователи социальных сетей обсуждали тонированный джип со спецсигналом СГУ, водитель которого выехал на встречную полосу и красноречиво в полуоткрытое окно показал средний палец сыну Розы Отунбаевой Атаю Садыбакасову. Дорожный хам, к слову, отделался штрафом.

«Хитом» социальных сетей стал и проезд по полосе встречного движения целого «кортежа» нарушителей – 50 автомобилистов 20 декабря наплевали на ПДД, а водитель «Лексуса» пригрозил расправой снимавшему беспредел мужчине. Максим Золотых, который и выложил видео массового выезда на «встречку» на улице Ибраимова в YouTube, даже работу правоохранителей сделал – опубликовал список всех тех, кто решил в тот вечер путь сократить. Сотрудники ГУОБДД пообещали найти всех нарушителей, вот только по закону им грозит штраф лишь в тысячу сомов.

Народные избранники не раз говорили об увеличении штрафов за нарушении ПДД. Так, в октябре Дастан БЕКЕШЕВ предлагал внести поправки в уголовный кодекс, предполагающие неоднократное увеличение размера денежных выплат за нарушение дорожных правил. По его словам, действующие нормы УК КР позволяют обвиняемым избегать наказания даже в тех случаях, когда в результате ДТП произошла смерть человека.

- Человек договаривается с родственниками, платит деньги и избегает ответственности. За 2017 год на дорогах Кыргызстана погибли более 600 человек, более 3 тысяч пострадали. При этом нарушение правил безопасности движения наказывается штрафом до 10 тысяч сомов, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет. Эти «или» и помогают избежать наказания, – подчеркнул нардеп.

В действенности подобного способа усомнился Осмонбек АРТЫКБАЕВ.

– Это, конечно, хорошо поднимать штрафы и ужесточать ответственность. Но насколько выше штрафы, настолько и откуп будет выше. И, в принципе, вопрос не решается, а остается, – сказал он.

– Данные о происшествиях на дорогах – как сводки с фронта. Основная часть аварий происходит на междугородних трассах. Правительство намерено реализовать проект «Умный город». Это хорошо, но нам надо усиливать законодательство, ужесточать штрафы за нарушение правил дорожного движения, особенно в отношении водителей, садящихся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Нужно лишать их прав на год и больше, – отметил  депутат Алмазбек ЭРГЕШОВ.

Насущную проблему отчасти и в правду смог бы решить проект «Безопасный город» или же «Умный город», вот только до тех пор, пока он не запущен, нардепам приходится уповать на сознательность граждан и воспитание культуры. О последней, кстати, в декабре заговорил и премьер-министр Сапар ИСАКОВ. Он предложил повысить зарплату сотрудникам ГУОБДД и начать дорожные реформы именно с этого ведомства. «Если появится культура на дорогах, вежливость, то и общество начнет само меняться» – пояснил глава правительства.

Пока депутаты спорят о действенном методе решения всех проблем, приближается Новый год. Первое число января выпадает на понедельник, а это – отличная возможность начать новую жизнь и хотя бы постараться быть сдержанными и вежливыми на дорогах не во избежание штрафов и разборок с патрулем, а для сохранения жизни – ни один штраф не заменит семье любимого человека.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 27 декабря 2017

Заголовок в газете: Год дорожного бескультурья

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру