Со стороны виднее?

В Узбекистане на минувшей неделе, в пятницу, 3 ноября, завершилось расширенное заседание Совета глав правительств СНГ. Встреча данного формата прошла в Ташкенте впервые, в ней приняли участие премьер-министры Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Азербайджан и Туркменистан были представлены на уровне заместителей премьер-министров, Молдавия - полномочным представителем, от Украины же представители отсутствовали, поскольку страна сохранила минимальный уровень участия в объединении.

Обсудив 18 вопросов, среди которых были концепции о сотрудничестве государств-участников СНГ, а так же заявление о консолидации усилий мирового сообщества для эффективного противодействия международным картелям, присутствующие подписали решение Совета глав правительств стран СНГ «О ходе реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года». Однако со стороны Кыргызстана подпись была поставлена с большими ремарками – премьер-министр республики высказал по этому поводу особое мнение, заявив, что Казахстан нарушает положения документа. А именно – свободу транзита, благоприятность пропускного режима и формирование условий для свободного движения товаров и эффективного функционирования зоны свободной торговли.

Иван кивает на Петра…

Кыргызский премьер Сапар ИСАКОВ выступил с речью, в которой обвинил соседнюю республику в «создании искусственных барьеров» для кыргызстанцев и их бизнеса под различными предлогами – от соображений безопасности до борьбы за стандарты ЕАЭС и борьбы против контрабанды и серого импорта.

-Можно ли назвать контрабандой сельскохозяйственную продукцию, выращенную в Кыргызстане, или молочную продукцию, поставляемую на рынки Казахстана с предприятий, которые находятся в едином реестре Евразийского экономического союза? А может, транзит 80 процентов грузов в Россию тоже является контрабандой? - возмутился он.

Казахстан в долгу не остался. Коллега Исакова, казахский премьер–министр Бакытжан САГИНТАЕВ отметил, что его правительство не считает высказывания кыргызской стороны корректными, а претензии–мотивированными. Казахская сторона, по его словам, лишь требует от кыргызской соблюдения всех норм международных объединений по качеству товаров и их сертификации, а так же пресечению контрабандных потоков.

- Позиция нашего государства по этому вопросу хорошо известна. Она полностью соответствует идеологии формирования общего экономического пространства стран Евразийского экономического союза и нацелена на минимизацию экономических рисков и экономического ущерба странам - участницам Союза. Мы призываем правительство Кыргызстана подтвердить свои обязательства и обеспечить выполнение и имплементацию республикой своих обязательств в рамках Евразийского экономического союза. Мы открыто говорим на эту тему и хотим быть услышанными нашими кыргызскими коллегами, - сказал он.

Еще до начала мероприятия в Ташкенте обе страны пытались ликвидировать возникший коллапс с помощью дорожной карты. Однако она принята так и не была – казахская сторона сообщила, что даже после подписания документа свободного передвижения не будет и граница не откроется. Кыргызстан это не устроило. После этого по окончанию одного из пленарных заседаний Мажилиса Парламента стало известно о том, что Казахстан еще больше ужесточит контроль на границе с Кыргызстаном. Если республика не пойдет на три шага в совместном сотрудничестве – это, во-первых, совместный контроль, в частности, единые индикаторы стоимости в обеих странах и одинаковые таможенные пошлины. Во-вторых, досмотр представителями и казахской, и кыргызской таможенных служб одновременно: казахские таможенники могли бы помогать кыргызским коллегам, а кыргызские - казахским на территории КР и РК соответственно. И наконец, третьим шагом Казахстан предложил информационный обмен о количестве и стоимости товаров, которые должны перейти границу. Бакытжан Сагинтаев добавил к этим шагам еще два. Это обеспечение Кыргызстаном постоянного и эффективного ветеринарно-санитарного и фитосанитарного контроля товаров на предмет соблюдения требований ЕАЭС. А так же принятие республикой мер по предупреждению и пресечению нарушений транспортного законодательства стран - членов ЕАЭС, в частности в виде контрабанды через совместную границу наркотиков, оружия, боеприпасов, ГСМ и других товаров.

- Мы защищаем не только свои национальные интересы. Мы защищаем экономические интересы и экономическую безопасность пространства ЕАЭС. На казахстанско-кыргызской границе сохраняется порядок мониторинга и контроля, полностью и строго соответствующий нормам и требованиям законодательства ЕАЭС. Мы готовы к конструктивному диалогу по вопросам двустороннего экономического сотрудничества. А также по вопросам взаимодействия в сфере пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования. Мы готовы и впредь оказывать содействие кыргызским коллегам в адаптации к нормам и праву ЕАЭС, - заверил он.

Со стороны России же, как одного из «модераторов» ЕАЭС, четкой позиции озвучено не было – премьер РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ лишь отметил хорошую возможность странам обсудить наболевшие вопросы за столом переговоров, озвучив их.

Кто виноват?

Ситуация, ставшая камнем преткновения между двумя государствами и появившаяся 10 октября, когда Казахстан ужесточил пропускной режим на границе с Кыргызстаном, опасаясь беспорядков на президентских выборах 15 октября и проникновения от соседей нежелательных криминальных элементов, не имеет аналогов в правовом поле экономических и геополитических постсоветских объединений, куда входят обе страны. Положения ЕАЭС же, на которые ссылаются обе стороны, не имеют в себе механизма разрешения подобных межстрановых конфликтов, как нет полномочия их разрешений и у ЕЭК. Сейчас комиссия не может принимать решений по примирению государств. И не влияет на контроль и исполнение норм ЕАЭС, которые по идее должны быть одинаковыми для всех пяти стран. Это и фитосанитарные требования, и ветеринарный контроль, и карантинные мероприятия. При этом должны соблюдаться равные интересы всех стран-участниц, чего на данный момент не происходит по ряду причин.

Зато в ВТО, куда Кыргызстан уже пожаловался на действия Казахстана, обещали вмешаться в ситуацию, и разобраться, кто из стран виноват больше в транспортном и экономическом коллапсе. Кыргызско-казахский вопрос там рассмотрят уже в пятницу, 10 ноября. Так же предстоит установить, кто же именно будет возмещать ущерб кыргызским бизнесменам, не сумевшим выполнить обязательств по контрактам, перевозчикам и фермерам, чей во многом скоропортящийся без надлежащих условий хранения товар пострадал от простоя на границе.

Отметим, что в Кыргызстане гражданские активисты в день встречи в Ташкенте выходили на митинг к посольству Казахстана в Бишкеке. Они пообещали обратиться к действующему и новоизбранному президентам с требованием начать процедуру выхода из ЕАЭС. Срок, отмеренный митингующими для примирения сторон, истек в воскресенье, 5 ноября. Однако в понедельник, 6 ноября, МЧС КР сообщило о том, что очереди из фур на КПП между Кыргызстаном и Казахстаном практически исчезли.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру