«Профессор Мориарти» - о местной сцене, затишье в роке и… подвесках королевы

Группа «Профессор Мориарти» – без сомнений самый известный рок–коллектив в Кыргызстане. За 26 лет, проведенных под софитами на сценах, Тарас Хлыпенко – основатель и идейный вдохновитель легендарного «Профессора» не растратил рок–н-рольного задора и азарта. На выступлениях музыкантов – аншлаги. Хиты, проверенные временем, наизусть знает уже не одно поколение любителей рока, а первые аккорды одноименной песни «срывают» фанатов с мест. У сцены рядом со «Злым гением» всегда танцы, а фото с легендой рока любовно и трепетно «прогоняют» через лучшие фильтры социальных сетей.

«Профессор Мориарти» - о местной сцене, затишье в роке и… подвесках королевы

Как менялся отечественный рок и почему позитивный человек вдруг стал «Злым гением» узнавала корреспондент «МК-Азия».

С детства с музыкой

Любовь к творчеству парень из интеллигентной семьи питал с детства – в 13 лет будущая легенда уже «вставал на крыло» большого рока – репетиции юношеских групп проходили на базе ДК ККСК. Далее – выступления в составе музыкальных коллективов, после – свой проект, который спустя годы станет самым узнаваемым в стране. Вопреки распространенному мнению о том, что рокеры – люди суровые и необщительные, Тарас при личном знакомстве оказался улыбчивым человеком с отличным чувством юмора. «Музыкальный, веселый и хороший» – описал себя артист. На этой позитивной ноте и начался рассказ о становлении «Профессора».

– Тарас, расскажите, где проходили ваши первые выступления?

– Музыкой я начал заниматься с 13 лет. До основания группы «Профессор Мориарти» играл в группе «Хан Тенгри». Помню концерт в подвале Политехнического института. У барабанщика даже «бочки» не было – стучал ногой. Потом была группа «Плохое настроение». Один из первых концертов группы «ПМ» проходил в том же Политехе в 90–х годах. Тогда, после смерти Виктора Цоя, образовалось много групп и течений, я ушел из коллектива «Плохое настроение». Концерт получился неким «батлом» между «Профессором» и «Настроением», выясняли на сцене кто лучше. У меня до сих пор афиша висит – билет стоил 15 рублей.

– Почему группе дали такое название?

– Этот вопрос нам задают довольно часто. Вариантов было много, порой дурацких. Гитарист предлагал назвать коллектив «25 подвеска королевы»… Вдохновили любимая книга Конана Дойля и вышедший о Шерлоке фильм. Название «Шерлок Холмс» не было бы оригинальным, а антагонист Мориарти идеально подходил. Так и определились. Группа задумывалась как некий балаган, для настроения.

– Бытует мнение, что артистов из групп девушки уводят…. Состав неоднократно менялся…

– Как сказал один мой друг: «Мориарти – это «кличка» одного человека». Есть я, остальные меняются. Сегодня один состав, завтра другой. Через музыкальный коллектив прошли многие известные в Кыргызстане музыканты. Хотя наш нынешний гитарист-виртуоз Славик Лихачев играет уже достаточно давно – с 2002 года. «Звездными» бас–гитаристы были в основном. Ринат Сафаргалиев, к слову, играл у Елены Ваенги, в «Хоронько оркестре»… Асан Исманкулов работал у Батырхана Шукенова, а великолепного гитариста Дениса Колючего, думаю, лишний раз представлять смысла нет. Работаем по принципу – «бери лучших». Братства, как у «Битлз» нет, но отношения хорошие.

– Сложно «сыграться» с новыми музыкантами, подстроиться друг под друга? Репетиции много времени отнимают?

– Всегда по–разному. Через группу прошло много людей, гитаристов человек 12, басистов - 10, 8 барабанщиков… Многие из них после этого получили известность. Наш друг - гитарист Игорь Афанасьев говорил: «Пусть репетирует тот, кто не умеет играть». Репетиций у нас почти нет. Проще сразу взять хороших музыкантов, которым лишнего объяснять не нужно.

Рок–н-ролл – это прикол

– Помните ли вы эмоции от первого выступления? Остался ли тот драйв?

– Конечно, это как наркотик. Если ты предан музыке, будешь играть всю жизнь. Это хобби, как охота или рыбалка. Как сказал Кинчев: «Рок–н–ролл» – это не работа, рок–н–ролл – это прикол».

– Группа на сцене уже 26 лет, приходят ли фанаты, преданные творчеству с самого начала?

– Да, такие есть. Приезжают с Москвы, Питера, вспоминаем наши первые выступления, коллектив…

– А знаменитый рок–бар «Zeppelin» за годы существования изменился?

– Конечно, изменился. Сейчас все группы идут в сторону кабачной музыки. 5-6 лет назад на фестивалях группы пели свои песни. Раньше исполнители выступали без «съемов» (исполнение песен известных музыкантов – Авт). Я уважаю этих ребят, среди них немало моих друзей. Мое мнение, если уж создали группу, то извольте петь свои песни.

– Вы песни сами писали?

– Да. Не выпячиваю себя, но писал лично. Каждая из них – это почти реальная история. Например, нашумевшая «Маньяк-некрофил». У нас был сосед, который, как выяснилось, выкапывал трупы... Историей этой проникся, получился текст. Или песня «Девочка» – вдохновила знакомая, у которой были сложные отношения в семье. Братика, конечно, не резала, но основу взял именно с нее. Для написания текста необходимо пережить какое-то эмоциональное потрясение. В последнее время без стрессов обходится, – улыбается собеседник.

– В вашем репертуаре есть хиты, которые наизусть знают многие. Но за столько лет существования наверняка скопился не один десяток песен. Не раздражает ли, что публика всегда просит сыграть 3- 4 из них?

– В «Ала-Тоо» приезжал Рикардо Фольи, спел 7 песен. При этом «PerLucia» – 4 раза, а у него – 30 альбомов! Играют хиты, публика просит. Мы заложники этого. Раньше устраивали юбилеи, делали несколько отделений – сначала старые, потом новые песни исполняли… Заканчивалось все одним и тем же. Зачем мучиться, думать? Составил программу из хитов и все.

– Был ли опыт выступлений на зарубежных сценах?

– В Алма-Ате несколько раз выступали. Сейчас группы питерскими выступлениями хвастаются. Несколько месяцев назад был там, можно в любом клубе о концерте договориться.

– Если бы вам представилась возможность выступить в трех любых странах, какие выбрали бы?

– Конечно, Россию. Можно в Москве. Там нужно собрать определенное количество человек, можно и гонорар получить. Вторая страна – Казахстан. В Европе другие люди, хотя мигранты бы собрались. А для жизни выбрал бы Бразилию – замечательная страна.

– По поводу гонораров… На что потратили первые полученные от выступления деньги?

– Гонораров как таковых нет. На пиво, наверное. На что еще тратить?

– Рок–музыку прочно ассоциируют с сексом, алкоголем, наркотиками… Нужен ли музыканту допинг?

– Естественно. Недавно смотрел передачу, где Гарик Кричевский сказал, что музыкант всегда должен быть немного пьяным. Конечно, должна быть грань, падать на сцене не надо. Сейчас у нас группа трезвая, главное, чтобы поддержка была мощной.

– Какой ваш любимый напиток?

– Пиво.

А в роке – затишье…

- Тарас, какую характеристику дадите кыргызстанской рок-музыке?

- Раньше были крутые группы, все было лучше развито. В 2000-х годах пели на разных языках… Сейчас такого нет, в роке - затишье. У нас есть много отличных групп, которые сидят по квартирам. Вышли на презентацию альбома и все. Нет бы дальше продолжать… Где они? Зачем репетировать, если выступать не собираетесь? Есть и другая тенденция – смешение стилей.

– Согласились бы выступить в кабаке?

– Почему бы и нет, если оставить свою программу. На какой- либо тематической вечеринке можно. Приглашали как-то, но публика другая. Они ждут «районов – кварталов», а у нас-то песни свои, «каверов» нет.

- Были ли на выступлениях сумасшедшие поступки?

– Приколов много было, всего не упомнишь. Музыканты со сцены падали, палочки ломались… С фанатами раньше страшно было, поклонницы атаковали, на сцену лезли… Было все.

– Реально ли с нашей сцены прорваться в мир большого рока?

– Реально. Я считаю, что уровень у наших музыкантов высокий. Проблема в финансах, зарубежные выступления затратные. У некоторых просто стремления не хватает.

– Вы – рок-звезда, музыку соответствующую слушаете?

– Я люблю разную музыку. Субкультуры не понимаю, не нравится мне и «Металлика». Могу группу «Руки вверх» послушать – величайшая группа – «хитопроизводитель». У Матвиенко, например, и «Любэ», и «Фабрика звезд»… Как можно писать для всех разные песни? Это невероятно. Рэп, вот, не понимаю только.

– Неожиданно, однако. К вам, вероятно, не раз обращались начинающие музыканты за советом?

– Да, подходят, советуются. Для каждого коллектива, естественно, свои рекомендации, но если вывести общую, то прозвучит она примерно так: «Играйте в свое удовольствие, пробивайтесь и, самое главное, не сдавайтесь! Ошибки у всех бывают, но их стоит учитывать, а не убиваться и «разбегаться»!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 13 сентября 2017

Заголовок в газете: Тарас Хлыпенко: «Съем – не творчество»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру