Кадры решают все

В Кыргызстане заговорили о необходимости введения института специалистов по госзакупкам

Кадры решают все

В Иссык-Кульской области завершилась первая международная открытая конференция «Эффективное управление государственными закупками-2017».

В мероприятии, организованном Учебным центром Министерства финансов КР и Crown Agents при поддержке Всемирного банка, приняли участие представители государственных органов и бизнеса республики, а также постсоветских стран. С докладами выступили ведущие международные эксперты и специалисты в области государственных закупок из Великобритании, Украины, КР, Казахстана и России, в частности, эксперты Crown Agents, Всемирного Банка, Sustainable Procurement Ltd . Двухдневная конференция стала интерактивной коммуникационной площадкой, где участники со стороны госорганов и компаний и эксперты смогли рассказать о своем опыте, а также об успехах и проблемах в наведении порядка в области госзакупок.

Передача опыта

Более всего специалистов представили Crown Agents. Это корпорация Великобритании, в ведении которой с 1833 года находилась сфера снабжения английских владений и стран – членов Содружества наций. В 1997 году Агентство было упразднено и полностью приватизировано, а на его месте возникла частная компания Crown Agents for Oversea Governments and Administrations Ltd. Она в данное время является одним из мировых экспертов в области стратегических решений по управлению госсектором и ведущим специалистом в области госзакупок, а также помогает странам разного уровня развития – от США до стран Африки – создавать, развивать и совершенствовать системы экономического развития, управления в здравоохранении, сельском хозяйстве, гумпомощи, техническом и транспортном оснащении. В сфере госзакупок работа специалистов сосредоточена на развитии системы поставок и непосредственном управлении системами закупок и цепочками поставок, помогающим в разы снизить коррупционную составляющую при проведении тендеров. В КР специалисты Crown Agents работают уже двадцать лет, преимущественно помогая республике в закупках, связанных с расходом грантовых средств, в частности, со стороны Японии. Три года назад компания открыла в КР представительство.

– Первым шагом стало проведение семинара по государственно-частному партнерству. На этот раз темой стали госзакупки и их нюансы. Рассматривается система формирования профессиональной подготовки и сертификации, развитие устойчивой системы госзакупок, опыт сотрудничества Crown Agents и государства на примере работы с Минздравом Украины, – поделилась на брифинге перед стартом мероприятия Лариса КОКАРЕВА, региональный менеджер CA по Центральной Азии.

О том, что в данной области в КР и правда необходимы кардинальные перемены, свидетельствуют скандалы, сотрясающие профильный департамент. Если до введения электронной площадки для госзакупок большинство предметов тендера, равно как и организации, претендующие на сотрудничество с государством, оставались в тени, то после появления портала, содержание которого обходится в 3, 2 млн сомов в год, данные стали открытыми и вызывающими возмущение и недоумение у общественности. Например, почему собак в погранслужбе КР кормят лучше, чем, скажем, детей в детских садах и интернатах? Так, в минувшем 2016 году четвероногие стражи границы, если верить порталу, ели помимо спецкормов и витаминов, и макаронных изделий, рыбные, мясные и мясорастительные консервы, сухофрукты, сгущенное молоко с сахаром, печенье, и даже сахар-песок и сахар-рафинад. В Управделами президента в минувшем году в туалетах по тендеру появилась бумага с выбитыми рисунками – видимо, простая бумага своим неудобством в использовании отвлекала чиновников от мыслей о работе в уборной. «Мягкое место», к слову, вообще самая необходимая часть для чиновника, судя по тому, сколько на портал госзакупок выставляется тендерных заявок о покупке кресел – достаточно вспомнить громкий скандал вокруг депутатов 6 созыва, начавших свою деятельность с требования заменить им кресла, износившиеся за 5 лет. И не на какие-нибудь, а кожаные с функцией качения стоимостью в 22 тысячи 350 сомов, в количестве 120 штук. И таких спорных тендеров только за минувший 2016 год было едва ли не половина из порядка 504 тысяч госзакупок.  Учитывая, что на госзакупки уходит почти 40% бюджета республики, напрашивается вопрос: почему народные деньги уходят на непонятные траты и как сделать так, чтобы система работала на благо государства и его граждан, а не отдельных лиц?

Критическая нехватка

Как оказалось, одна из главных проблем отрасли – профессионализм кадров. Подготовка их на базе отдельной образовательной системы госзакупок существует в стране всего семь лет – с 2010 года, когда по указу президента в апреле заработали курсы по подготовке и переподготовке кадровых специалистов, существование которых в штате определялось законом КР «О структуре правительства КР» № 425 от 2009 года.

– Сегодня наблюдается огромный спрос на закупщиков, – говорит Жылдыз НУРМАТОВА, директор учебного центра при Минфине КР. – Один из стратегических партнеров Министерства финансов – Всемирный банк – предложил обучать специалистов и создавать для них со временем более расширенные учебные программы. Crown Agents вместе с Всемирным банком и нашим министерством разработали углубленные учебные программы, по которым и обучают закупщиков. Учебные модули охватывают всю систему госзакупок, и по ним прошли обучение уже более 300 человек. Однако мировой опыт показывает, что нужна и отдельная специализация – «закупщик». Необходимо, чтобы эту специальность могли получать на базе высших учебных заведений. Сейчас же за закупки в госорганах отвечают сотрудники этих же ведомств, на которых возложена такая обязанность уполномоченным органом в данной сфере – Министерством финансов. Эти люди прошли 40-, 70-, 80-часовые программы повышения квалификации, и Минфин выдавал им сертификаты с возложением на них обязанностей подготовки тендерных документов и проведения закупок.

Опыт организации подобных специализаций уже в мировой практике есть. Правда, Кыргызстану сразу перейти на систему Европы и США не получится.

– Во-первых, правительство Кыргызстана создало хорошие рамочные условия, но без профессионализма сотрудников они неэффективны. Во-вторых, остается вопрос финансирования и определения этапов реализации обучения. Например, в Астане в 2016 году мы на форуме для Казахстана разработали дорожную карту, один из этапов которой – сертификация, – поясняет Ахмет МЕРЗОУК, ведущий специалист по закупкам для стран Европы и Центральной Азии, представитель Всемирного банка. – Если говорить о мировом опыте, наиболее яркими можно назвать три примера. Это пример США, Австралии и Либерии, к которой близок Кыргызстан. В случае с США закупками занимаются на федеральном уровне, существует две специализации – «уполномоченный по контракту» и «представитель уполномоченного по закупкам». Существует и строгий план сертификации и создания прочной платформы кадрового потенциала, для каждой специализации он составляет три этапа. Так, человек, чтобы стать специалистом по контрактам с низким риском, должен не менее года отработать по специальности и пройти 10 курсов. Восемь ключевых курсов плюс два года работы с контрактами дают шанс претендовать на должность специалиста по контрактам со средне-высоким риском. А специалист по контрактам с высокими рисками должен иметь за спиной 4 года опыта работы с контрактами плюс три ключевых курса. Ежегодно все специалисты проходят групповые и индивидуальные тренинги. Плюс обучением занимается Федеральный институт по закупкам для гражданских нужд, у военных – свой институт для сертификации закупок в оборонной сфере. Финансирование происходит за счет процента от госзакупок, поступающего в федеральный фонд. В случае с Австралией данные вопросы курирует Австралийская ассоциация закупок и управления контрактами. Там есть и закупщики-теоретики, и закупщики-практики, и менеджеры по снабжению, которые предоставляют рекомендации по товарам и услугам… Все они ведут свою деятельность по сертификации нескольких уровней, сертификаты выдает та же ассоциация, но только если вы – член этой ассоциации. Есть промежуточный тип – Либерия, к которой, как я уже говорил, ближе Кыргызстан. Мы пока не смогли решить вопросы с сертификацией и конкретизацией со стороны государства, хотя в государственном законодательстве и есть упоминание об ограничениях в этом отношении. Также здесь присутствует всего один уровень закупок – оценка, вместо целого цикла. И в Либерии, и в КР должен быть определен уровень участия на разных этапах разных сотрудников и на каждом этапе должны быть свои специалисты с высшим образованием, опытом работы не менее пяти лет и сертификацией. Должно быть и указание, какие должности в правительстве могут занимать сотрудники с определенным опытом работы и образованием с сертификацией. Чем выше категория, тем выше уровень вовлеченности. От новичков со степенью бакалавра в области закупок и снабжения до профессионалов уровня правительства должно быть не менее семи категорий промежуточных, представители которых могут работать в цикле закупок от уровня завсклада и выше. Этот опыт могла бы перенять и ваша республика – в отличие от опыта США и Австралии, у КР малая экономика, и опыт Либерии в данном случае более уместен.

К слову, работа по градации сертификатов, упомянутая ведущим специалистом по закупкам, уже ведется. Слушателями курсов становятся не только госслужащие: так, по данным ведомства из 3795 человек, прошедших обучение по всем уровням программы госзакупок за год, 63% составляли госслужащие, 12% – бизнесмены, остальные – поставщики и закупщики. Углубленный же курс – новейшая разработка, пока за 2016 год собрала 480 слушателей.

Волшебный пинок

После завершения конференции в парламенте вновь подняли вопрос об изменении закона о госзакупках. Он рассматривается порядка шести месяцев, однако воз и ныне там – многочисленные поправки и нюансы не давали шанса на второе чтение. Конференция стала для нардепов мотивирующим волшебным пинком: разработка поправок закипела вновь. Парламентарии предлагают внести туда, помимо прочего, изменения относительно включения качества товара как критерия к закупкам – сейчас учитывается вопреки логике только цена.

– Необходимо ужесточить требования по всем видам закупаемых товаров. Возьмем простые продукты питания. Детсады какие продукты покупают? Везде коррупция, своими глазами видел: у знакомых покупают. Такие некачественные продукты, скоро народ станет больным, - аргументировал депутат Кожобек РЫСПАЕВ.

Так же есть предложения о приоритете для отечественных производителей в тендере и приглашении к участию в рассмотрении тендерных заявок членов местных сообществ… Однако, чтобы закон сдвинулся с места, потребуется большая работа всех госорганов.

– Буду предельно откровенен: самая большая проблема – в разработке квалификационных и технических параметров и в том, кто ее описывает. Там и коррупция, там и незнание, и все что угодно, – констатирует директор департамента государственных закупок при Минфине КР Улан ДАНИКЕЕВ. – Мы сейчас в этом отношении начали работу по четырем направлениям. Это строительство, IT-технологии, энергетика и лекарственные препараты. По ним разрабатываем новые стандартные конкурсные документы с повышенными требованиями.

Таким образом, конференция дала толчок к реальным шагам в области реформирования сферы госзакупок. И возможно, уже через несколько лет госзакупки в КР перестанут быть инструментом обогащения для власть имущих и станут инструментом поддержания экономики и уязвимых слоев населения республики по образцу развитых стра. А наименования товаров к тендерам не будут вызывать недоумение, гнев или смех у кыргызстанцев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 26 апреля 2017

Заголовок в газете: Кадры решают все

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру