«Группы смерти» начали вербовку адептов в Кыргызстане

Счет желающих сыграть в игру без права выхода идет на десятки

Правила «игры» «Тихий дом» для тех, кто хочет разбавить свою жизнь адреналином и измучен подростковыми проблемами, просты. Чтобы начать, парню или девушке достаточно быть подписанным на тематические депрессивно-суицидальные паблики с загадочными на первый взгляд названиями из символов в соцсети ВКонтакте.

И оставить там сообщение с хэштегом #явигре или #хочувигру. После этого подростка добавляют в закрытую группу, и куратор проводит беседу о серьезности его намерений и готовности на все. В течение 50 дней он дает задания разной степени сложности, фотоотчеты об исполнении которых или ответы на сложные вопросы надо выставлять в 4.20 утра. Последнее задание – убить себя. Выполнивший его считается «выигравшим». Самое главное правило игры – о ней нельзя рассказывать взрослым.

Если участник передумал умирать, то ему грозят гибелью родителей или друзей – подталкивая к самоубийству. Откуда появилась страшная игра, унесшая уже десятки жизней? Кому она может быть выгодна, и как можно уберечь от нее своих детей? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «МК-Азия».

Недоброе начало

Первые суицидные крупные группы в наиболее популярной у молодежи СНГ соцсети «ВКонтакте» появились осенью 2013 года. Добавляли туда лишь «избранных» участников, которые должны были пройти различные тесты и задания, по мере выполнения которых прогрессировала сложность: от создания контента и шок-контента, связанного с тематикой смерти и суицида, до инсценировки причинения себе увечий, затем реального травмирования и, наконец, гибели.  По неустановленным причинам руководство соцсети не приняло мер к блокировке сообществ и пресечению их работы. До тех пор, пока не появилась «первая ласточка»: в конце 2015 года одна из участниц такого сообщества, 16-летняя Рената Камболина ( в сети ВКонтакте – под никнеймом «Рина Паленкова») из Уссурийска. За некоторое время до трагедии в тот день девочка выложила в своем аккаунте в ВК селфи с подписью «Ня (японское «мяу», прим.авт). Пока». Первой версией самоубийства была ссора с молодым человеком, однако позже стало ясно, что девочка стала частью чьей-то стратегии, и ее смерть оказалась спланированным шоу. Для подростков она стала своего рода символом единственного выхода из «жестокого мира», а решившаяся на суицид – героиней. «Ня. Пока» стало интернет-мемом, а смерть – раскрученным брендом: юным фанатам продавали видео и фото с могилы и с места происшествия, скрины переписок, кусочки одежды с кровью, кулоны и картины с изображениями девушки. За перепосты ее селфи и новостей о гибели платили, было создано множество фейковых страниц псевдоРины. Но ключевым  фактом стало то, что покойная играла в игру «Тихий дом».  Родственники отметили, что Рина за некоторое время перед смертью очень изменилась, стала более агрессивной, замкнутой, перестала есть, не спала по ночам и просила к ней в комнату не заходить – на все расспросы отвечала, что играет… Так же следствие обнаружило в истории сетевой активности, что у девушки резко появилось пристрастие к жестоким фото и видео с кровавыми и насильственными сценами. В частности, она смотрела ролики , на которых боевики ИГИЛ   (запрещенной в РФ и ряде стран мира международной террористической организации) казнили пленников.

Игры с разумом

История Рины заставила гражданское общество и журналистов взглянуть проблеме в глаза. Несколько громких расследований обнажили проблему: появление новой субкультуры с элементами деструктивного культа. Субкультура диктует своим адептам, что делать, как и когда, что носить, о чем думать, какую музыку слушать и какими должны быть единомышленники.  Суть же культа  наиболее точно передает описание в самой крупной суицидальной закрытой группе «Тихий дом» – f56,57,58 – это не просто цифры, это даты смертей в библии, «тихий дом» – ад, и место хранения всех знаний, а «море китов» – море трупов. 

Однако ни ад, ни трупы молодежь не пугают. Как и в любом культе, последователи «моря китов» проходят испытания и ритуалы, чувствуя себя «избранными». Все это подогревается смесью из сакральных «тайных» знаний и таинственности, которую новые «избранные» воспринимают с восторгом. Налицо – управление сознанием последователей, доведение до нервного истощения, повышение внушаемости, отключение здравого смысла, поощрение зависимости от группы и формирование страха ее покинуть под страхом ущерба для близких членов группы. Об этом свидетельствует ряд показаний  и материалов  уголовных дел, возбужденных по факту смерти 15 жертв в разных регионах РФ, и доведенных до конца. А так же резко возросшая статистика по числу подростковых суицидов в РФ – только за первые полгода 2016 года их было более 130. Многие из них были как под копирку, как и содержимое аккаунтов покойных в соцсетях: закрытые профили, депрессивные статусы, фразы или иллюстрации на тему самоунижения, членовредительства, увлечение стихотворениями о смерти, символами субкультуры – это медузы, кошки, бабочки, единороги и изображения китов. А также стертая история сообщений, которые восстановило следствие.

Кому же выгодны подобные проекты? Пока был задержан только один администратор подобной группы F57 – житель российского Солнечногорска Филипп Будейкин, с никнеймом Филипп Лис. За несколько дней до задержания он дал интервью изданию «Санкт-Петербург.ру», где признался, что подталкивал подростков к самоубийству, перед этим давая им то, чего им не хватало – компанию единомышленников, понимание и тепло.  Жертв он выбирал, после личного общения и выполнения заданий, переводя их в «Скайп» и вводя там в транс, предварительно доводя до измененного состояния психики видеороликами, шок-контентом и мрачной музыкой, а так же сбитым режимом дня.  Жертвы рассказывали много личного, после чего Будейкин принимал решение о том, что они «биомусор» и недостойны жить. «Кажется, мне удалось обойти содержание статей, и я не боюсь, что меня посадят. Если так взглянуть на ситуацию сверху, а что я такого делал? Некоторым людям аргументированно объяснял, почему я думаю, что им лучше умереть, чем жить. Не больше. Они сами принимали решение, их никто не заставлял», – рассказал он корреспонденту. Кроме того, автор игры-убийцы не скрывал, что учился в коррекционной школе и обладает биполярным расстройством личности. Будейкину, который сейчас под арестом, было  предъявлено обвинение по статье 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»), судебный процесс еще не начался – проводятся необходимые экспертизы. Он стал единственным арестованным по факту доведения детей до самоубийства.

Группы же продолжают функционировать, и вполне успешно. К тому же они находят и новую аудиторию. Бить тревогу начали уже в Кыргызстане. В kg-сегменте ВК и Instagram у подростков на страницах появились картинки с китами и цитатами о бессмысленности жизни и хэштегами #морекитов #тихийдом #разбудименяв420 #явигре #f53 #f57 #f58 #d28 #морекитов #тихийдом #хочувигру #млечныйпуть. Движение стало интернациональным.

Что делать?

В МВД КР пообещали разобраться в ситуации и изучить сигналы от общественности – по информации правоохранителей, жертв «групп смерти» в КР еще нет. Однако в теории, даже если и удастся провести задержание администраторов групп, их деяния не подпадают под УК КР, хотя и являются по сути доведением до самоубийства с помощью психологического давления. По статье 102 («Доведение до самоубийства») их осудить нельзя. Ни по части 1 («Доведение лица до самоубийства или покушения на него путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения личного достоинства», с  лишением свободы на срок от двух до пяти лет, прим. авт.). Ни по части 2 («То же деяние, совершенное в отношении лица, находившегося в материальной или иной зависимости от виновного», с лишением свободы на срок от трех до семи лет, прим.авт). Подходит к преступлению и статья 103 – «Склонение к самоубийству»,  «то есть возбуждение у другого лица решимости совершить самоубийство путем уговора, обмана или иным путем, если лицо покончило жизнь самоубийством или покушалось на него», со сроком  наказания до 5 лет. Но с учетом особенностей правосудия в КР дела о самоубийствах молодежи в ходе «игры» можно считать заранее проигрышными: следствие вряд ли будет разбираться в нюансах того, что преступники предлагают подросткам сделать  шаг в смерть самим, своими руками. Любой адвокат скажет, что подзащитные невиновны: выбор был за самими подростками. Но они, измученные хронической бессонницей, депрессией и обрадованные тем, что они станут «кем-то значимым» в «море китов», с которыми сравниваются в этих группах самоубийцы, не сделают его в сторону жизни. Отдельной статьи в УК КР, которая бы регламентировала уголовную ответственность за манипулирование сознанием именно  ребенка или подростка с целью его ухода из жизни, приведшее к этому уходу, нет.  Нет в КР и хороших экспертов, которые бы проанализировали переписку жертв с точки зрения вербального и психологического воздействия и доказали бы вину администраторов. С аналогичными проблемами, кстати, столкнулись и российские правоохранители.

Пока государство ищет способы борьбы с проблемой, психологи говорят о том, что родители подростков на пространстве СНГ должны стать более гуманными к ним. Обращать больше внимания на своих сыновей и дочерей, сформировать в семье доверительные отношения, больше интересоваться тем, какую музыку слушает, с кем общается и чем интересуется ребенок. Не давать ему замыкаться в себе, поддерживать в любую трудную минуту и не напоминать ему потом о совершенных ошибках ни в семье, ни при посторонних, чтобы он знал, что родителям можно доверять. Не «читать мораль» и «не учить жить», воспринимая проблемы подростка как проблемы уже взрослого человека, без иронии и насмешек. Простые советы. Но другого действенного рецепта для спасения нового поколения от желания сыграть в игру со смертью пока нет.

***

Еще до появления участников суицидных групп из Кыргызстана республика уже сталкивалась с похожими явлениями. Так, в середине двухтысячных в столице произошел всплеск самоубийств  молодых девушек. Благодаря тому, что все они принадлежали к неформальным субкультурам и у них были обнаружены экземпляры «сатанинских библий» ЛаВея, первой и растиражированной версией случившегося стало ритуальное самоубийство. За которым  якобы стояли местные сатанисты, совершавшие таким образом определенный ритуал.  Однако никто осужден за доведение до самоубийства или по какой-то другой статье в связи с произошедшим тогда не был. Второй всплеск желания покончить с собой у подростков в Бишкеке пришелся на 2012 и 2013 годы. Связи между  этой серией суицидов установлено не было.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 1 февраля 2017

Заголовок в газете: Игра на выбывание

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру