Радиоактивные авто, прибывшие в Кыргызстан из Японии, дезактивируют

В правительстве республики приняли решение о судьбе 183 автомашин, попавших в Кр после крупнейшей в мировой практике аварии на АЭС «Фукусима-1», случившейся в 2011 году в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами.

В правительстве республики приняли решение о судьбе 183 автомашин, попавших в Кр после крупнейшей в мировой практике аварии на АЭС «Фукусима-1», случившейся в 2011 году в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Согласно постановлению премьер-министра Сооронбая Жээнбекова, опасный груз будет направлен на дезактивацию и перемещен в пункт захоронения радиоактивных отходов специального комбината Государственного предприятия «Кыргызжилкоммунсоюз» по нормам и требованиям законодательства страны.

После катастрофы, опасаясь доставки зараженного груза, кыргызские парламентарии инициировали закон о запрете на ввоз японских автомашин на некоторое время. Однако ни закон, ни хоть какие-то ограничения приняты в этом направлении не были. Поэтому радиоактивные машины сначала без проблем прибыли из Японии в Китай, потом отправились по железной дороге через Казахстан, где были задержаны. Радиационный фон автомобилей превышал допустимый в три раза, однако никаких мер для спецохраны их принято не было. И все это время они простояли в столичном микрорайоне «Аламедин-1» на территории железнодорожной таможни «Северная», как обычный конфискат. Изначально автомашин было более 200, но, находясь  на охраняемой территории практически бесхозными, они, несмотря на охрану, потихоньку лишились своих соседей, а так же фар и других запчастей, перепродаваемых на авторынках, где на их радиационный фон точно никто не смотрит. Угонщиков и продавцов, вероятно, мало беспокоило, что и они сами, и покупатели, приобретающие средство передвижения с радиационной начинкой, могут получить обострение хронических заболеваний и онкологический букет: сейчас радиационный фон составляет повышенные  0,2 микрозиверта в час.

В МИД КР проводили неоднократные переговоры с японской стороной, которая согласилась принять обратно и утилизировать опасный для жизни транспорт. Однако Казахстан и Китай отказались дать разрешение на провоз радиоактивных автомобилей через их территорию. Что и побудило кыргызских чиновников принять решение: поскольку технически все авто исправны и имеют малый пробег, их надо просто дезактивировать и оставить в стране. Примечательно, что расхищение запчастей и автомобилей ими не признается – мол, случаи были, и сейчас все украденное на месте. Вопрос о дезактивации на территории республики был впервые поднят в начале 2016 года, и почти через год, наконец, будет решен благодаря спецпроекту Госагентства охраны окружающей среды.

– Отходы, образующиеся в процессе дезактивации, останутся в пункте захоронения радиоактивных отходов в 36 километрах от Бишкека. У нас есть пункт захоронения радиоактивных отходов, есть специалисты, которые могут дезактивировать автомобиль. Работает подготовленный штаб, процесс будет проходить под его контролем, – заверил Байгабыл ТОЛОНГУТОВ, директор Центра государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Государственная таможенная служба обращается к владельцам автомобилей с повышенным радиационным фоном для того, чтобы исполнить постановление правительства. Их просят выйти на связь по телефону 0312 44 93 89 или по номерам центрального аппарата ГТС по телефонам: 0312 51 22 42, 0312 51 14 57.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 7 декабря 2016

Заголовок в газете: Невидимый враг

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру