Почему кыргызский кабмин уходит в отставку, а правящая коалиция разваливается?

В понедельник, 24 октября, наметилась рокировка сил в парламенте страны. Фракция СДПК заявила о выходе из коалиции большинства по ряду причин, основная из которых в том, что политические взгляды членов коалиции, преимущественно представителей партий «Ата Мекен» и «Онугуу-Прогресс», разнятся со взглядами представителей СДПК в некоторых вопросах. В официальном заявлении члены фракции отметили, что делали все возможное для сохранения альянса.

Почему кыргызский кабмин уходит в отставку, а правящая коалиция разваливается?

В понедельник, 24 октября, наметилась рокировка сил в парламенте страны. Фракция СДПК заявила о выходе из коалиции большинства по ряду причин, основная из которых в том, что политические взгляды членов коалиции, преимущественно представителей партий «Ата Мекен» и «Онугуу-Прогресс», разнятся со взглядами представителей СДПК в некоторых вопросах. В официальном заявлении члены фракции отметили, что делали все возможное для сохранения альянса.

– Однако последние действия отдельных, теперь уже бывших наших партнеров обнажили такие проблемы, мириться с которыми фракция СДПК не намерена. Мы не можем быть в одной коалиции с теми, кого связывают, как оказалось, общие интересы с Акаевыми и Бакиевыми, и кто до сих пор выполняет их указания. С теми, кто идет против национальных интересов страны. Наиболее явно все это стало проявляться в ходе конституционной реформы. Раньше мы старались верить в непричастность некоторых партнеров к мародерству. Но теперь, когда все больше сталкиваемся с фактами и свидетельствами, говорящими о самых нелицеприятных обвинениях в их адрес, решили воздержаться от коалиции с ними до полного выяснения новых обстоятельств и фактов, – сказано в заявлении.

Что же на самом деле могло подтолкнуть СДПК к этому шагу и что ждет Кыргызстан?

ПубЛичные амбиции?

Наиболее очевидной версией кажется сведение личных счетов между Атамбаевым и Текебаевым, противостояние между которыми открыто длится уже третий месяц и не прекращается благодаря сенсационным разоблачениям с обеих сторон. Именно эту причину считает основополагающей ряд экспертов. Однако главный «виновник» раскола, по мнению СДПК, глава партии «Ата Мекен» Омурбек ТЕКЕБАЕВ полагает, что виной этому политическому шагу – не конфликт между ним и Атамбаевым, а передел власти внутри самой СДПК и конфликты интересов между партийными тяжеловесами и членами других партий.

Омурбек Текебаев, лидер партии "Ата Мекен"

– Коалиционное большинство было создано для формирования правительства, оно воспринимается как политический базис кабинета министров. Когда начинает нарастать недовольство работой правительства, а коалиции не удается разрешать возникающие вопросы путем переговоров, в качестве последней меры фракции заявляют о выходе из коалиции. Так распадается политический альянс, а вместе с ним и правительство. Что касается наших разногласий, я впервые услышал о них из уст Омуркулова. На заседаниях коалиции эти вопросы никогда не поднимались и не обсуждались. Члены коалиции не пытались искать выход из ситуации, разве что некоторые депутаты ходили отчитываться к Фариду Ниязову и Икраму Илмиянову. В официальных политических структурах и на заседаниях коалиции большинства решать эти вопросы никто не пытался. Изменение Конституции по предложению Атамбаева не является основной целью коалиционного договора. Атамбаев находится вне коалиции. Поэтому выход из нее из-за несогласия партий «Ата Мекен» и «Онугуу-Прогресс» с инициативами президентского аппарата, политикой Фарида и Икрама, не имеющих никакого отношения к объединению, не соответствует коалиционному договору. Считаю, что это стало просто предлогом, – подчеркнул он, комментируя ситуацию журналистам.

Все под контроль?

Вторая версия – необходимость сосредоточения власти у группы лиц определенной политической направленности накануне президентских выборов-2017. По слухам в кулуарах, наиболее вероятной новой коалицией станет союз СДПК с «Кыргызстаном» и «Республикой – Ата-Журт», тем более что глава фракции РАЖ Омурбек Бабанов уже согласился на то, чтобы вступить в коалицию с партией власти. О том, что такое объединение наиболее вероятно, говорит и политолог Игорь ШЕСТАКОВ.

– Понятно, что СДПК создаст новую коалицию. С учетом того что партия идет в партнерстве с фракцией «Кыргызстан», думаю, мы увидим там «Республику – Ата-Журт». А «Ата Мекен» займет свое логическое место в оппозиции, – предсказывает он. – Что касается «Онугуу-Прогресса» и «Бир Бола», то коалиции большинства для устойчивости надо будет вести переговоры с одной из этих фракций. Несмотря на то, что отдельные бирболовцы выступают против конституционной реформы, определенные условия их могут заинтересовать.

Однако стоит отметить, что, даже получив под крыло только 2 партии с наибольшим числом депутатских кресел, правящая партия СДПК получит целых 84 голоса, чтобы уже наверняка принимать непопулярные законы. Например, они смогут спокойно принять в третьем чтении закон о референдуме и поправках в Конституцию. Оно как раз приходится на время, когда все коалиционные бури утихомирятся. На три партии, которые смогут остаться «за бортом» – «Онугуу-Прогресс», «Бир Бол» и «Ата Мекен», останется всего 36 голосов, которые сведут их попытки протеста на нет.

Что дальше?

По законодательству КР, после распада коалиции президент республики отдает мандат с правом на формирование коалиции любой из партий на свое усмотрение. И за 15 дней она обязана создать новую коалицию, в противном случае право ее  формирования переходит к другой партии. Действующие же министры пока продолжат работать с приставкой «и.о.», с правом осуществлять кадровые перестановки, но без права подписывать важные для страны документы. После того как будет сформирована новая коалиция, не исключается и изменение структуры правительства, упразднения части министерств и ведомств и создание новых. Какие законы в пользу народа примет новая коалиция – неизвестно. Как и то, дойдет ли дело до референдума вообще. Доктор политических наук, почетный доктор, профессор философии и политологии Улукбек ЧИНАЛИЕВ утверждает, что нет. Происходящее в КР сейчас удивительным образом напоминает ему Украину 90-х, где он в то время был полпредом КР, а затем и Чрезвычайным и Полномочным послом. Там возникла схожая ситуация с определением формы правления в стране и вариантами Конституции, но правящая верхушка отказалась от референдума, затягивая его назначение и проведение.

– Чтобы опередить проведение плебисцита, парламент был поставлен перед необходимостью собрать квалифицированное большинство по каждой 161 статье. Было более 2000 замечаний и предложений к статьям, и все они постепенно ставились на голосование, и каждый из их авторов мог высказаться. До всенародного опроса дело не дошло, Конституция была принята Верховной Радой 28 июня 1996 года, – вспоминает он. – Безусловно, референдум – то есть усовершенствование конституции волей народа – имеет право на жизнь, но это касается лишь ее основополагающих статей. На практике конституционный референдум, как правило, не отражает волю народа даже в том случае, если за Конституцию проголосовало большинство. Связано это и с особенностями самой Конституции как акта, так и с процедурными особенностями референдума. Во-первых, Конституция представляет собой достаточно сложный правовой документ, понимание которого требует определенной, достаточно высокой правовой культуры, многие не могут ознакомиться с текстом либо понять его. Во-вторых, на референдуме граждане могут голосовать либо за, либо против предложенного текста. То есть они определяют свое отношение ко всему тексту конституции в целом, а не к отдельным ее  статьям, что может привести к одобрению текста, который только в определенной мере отражает волю избирателей. В такой ситуации проведение конституционного референдума – только имитация демократии.

Кроме того, по словам Чиналиева, если уж в республике так хотят его провести, то тогда, согласно действующему законодательству, понадобится перезагрузка всей вертикали власти.

– Ныне действующий парламент КР избирался на основе Конституции 2010 года, при условии принятия нового Основного закона нужно проводить досрочные парламентские выборы, а в связи с этим на юридической основе связать ответственностью новый созыв парламента и новое правительство, уже этим парламентом созданное. Там должны быть четко расписано взаимодействие президента и парламента в формирования правительства, взаимодействие правительства и ЖК, потому что он фактически отвечает за его деятельность. По логике вещей, в случае принятия новой Конституции необходимо сразу отправить на досрочные выборы президента, через 2-3 месяца – парламент, через пару месяцев – органы самоуправления, и потом вносить изменения в судебную ветвь власти, тогда все будет работать в соответствии с вновь принятой Конституцией, и произойдет перезагрузка государства, – отмечает он.

И вполне очевидно, что госбюджет ее не потянет. Да и самим действующим народным избранникам не очень захочется терять свои так сложно доставшиеся благодаря самой дорогой за годы независимости предвыборной кампании кресла… Однако предсказывать что-то до сформирования коалиции рано. Именно от ее  состава и будет зависеть то, каким путем пойдет республика.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Период полураспада

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру