Сариев подал в отставку

9 апреля, в нерабочий день, члены комиссии вновь собрались и в спешном порядке решили вынести вотум недоверия Премьер-министру

Завтра на пленарном заседании ЖК народоизбранники планируют рассмотреть вопрос об итогах работы временной комиссии, которая занималась изучением соблюдения законности при проведении тендера на реконструкцию участка автодороги Балыкчи — Тамчи — Чолпон-Ата — Корумду протяженностью 104 км. Именно из-за этого тендера началось противостояние между главой правительства Темиром Сариевым и министром транспорта Аргынбеком Малабаевым, которое закончилось отставкой премьер-министра.

9 апреля, в нерабочий день, члены комиссии вновь собрались и в спешном порядке решили вынести вотум недоверия Премьер-министру
А. Малабаев и Т. Сариев на мероприятии по случаю начала реконструкции трассы

Напомним, что тендер на реконструкцию дороги Балыкчи — Корумду (цена вопроса — 6,8 млрд сомов), проведенный еще осенью прошлого года, как выяснилось, прошел с нарушениями: китайская компания «Лонг Хай», победившая в нем, не имела тогда лицензии на осуществление ремонтных работ. Более того, оказалось, что от участия в тендере по той же причине — отсутствие лицензий, выданных в Кыргызстане, — были отстранены кыргызская и турецкая компании. Причем первая предлагала провести ремонт на гораздо меньшую сумму. Почему «лицензионная» проблема не стала препятствием для китайской компании — вопрос. К тому же, по словам одного из членов комиссии, депутата фракции «Республика – Ата-Журт» Таабалды Тиллаева, в тендере участвовали два студента с китайскими визами, а сама компания не имеет ни техники, ни хоть какого-нибудь опыта в строительстве подобных трасс.

Расследуя эти нюансы, члены комиссии выявили и другие нарушения: срывы сроков, недофинансирование строительства трассы и т.д. (в целом нардепы выяснили, что допущены нарушения на миллиард сомов). На фоне того, что дорога эта является трассой стратегического значения и отремонтировать ее планировалось к началу вторых Всемирных игр кочевников, Темир Сариев предложил снять с должности главу Минтранса Аргынбека Малабаева за то, что его ведомство не проконтролировало должным образом процессы проведения тендера и строительства. Представление о несоответствии Малабаева занимаемой должности премьер направил президенту. Однако Алмазбек Шаршенович этот документ, что называется, «завернул»: вопрос отставки Малабаева должен решать парламент, а не глава государства. Хотя президент все же дал указание АКС ГКНБ проверить выводы межведомственной комиссии по строительству трассы.

Сам Малабаев виноватым себя не считает — он, напротив, обвиняет в сложившейся ситуации главу кабмина и его окружение, вмешавшееся в реализацию проекта. Министр обвинил едва ли не в сговоре своего собственного заместителя Улана Уезбаева и подчиненных Темира Сариева: они, дескать, лоббировали интересы китайцев. Во-первых, срок подачи заявок был передвинут на день: тендер сначала назначили на 21 октября, но потом перенесли на 22-е, так как китайская компания, по данным главы Минтранса, на тот момент не успела войти в число участников. А представитель китайской компании Азамат Джунушалиев мало того что является, как утверждает Малабаев, другом детства Уезбаева, так еще и состоит в сариевской партии «Ак-Шумкар». По ходу дела всплыло имя помощника премьер-министра Нурбека Султанова, тоже якобы замешанного в защите интересов китайцев. И именно в правительстве, как сказал Малабаев, минуя его самого, было принято решение о строительстве трассы Балыкчи — Корумду. Уезбаев же, в свою очередь, утверждает, что министр лично одобрил результаты тендера.

В комиссии, кстати, заявили, что на документах действительно нет ни одной малабаевской подписи, и к допущенным нарушениям имеют отношение Уезбаев и сариевское откружение, которое, впрочем, тоже не могло действовать «в отрыве» от премьера. При этом Малабаев, разумеется, зная обо всем, почему то занялся «обличением коррупционеров» лишь после того, как Сариев предложил освободить его от должности. Почему молчал раньше — неизвестно.

9 апреля, в нерабочий день, члены комиссии вновь собрались и в спешном порядке решили вынести вотум недоверия Сариеву. Тот в ответ на свой странице в «Фейсбуке» выложил пост, разъясняющий ситуацию. «Я долгие годы нахожусь в политике, и честь для меня не пустой звук, — заявил Сариев. — Много раз предпринимались попытки очернить мое имя. Я первый, кто заинтересован в открытости расследования. Моего вмешательства в процедуры тендера не было и не могло быть. Я полностью открыт, и моя работа прозрачна. Что касается моего окружения, в частности помощника Нурбека Султанова, то в отношении него также должно быть проведено объективное расследования вопроса. Если он в чем-то виноват, пусть отвечает по закону».

Что касается отсутствия лицензии у китайской компании, то Сариев утверждает, что таковую, нотариально заверенную, представил департамент дорожного хозяйства при Минтрансе (но получена она была все-таки после тендера). «По их данным, компания «Лонг Хай» является крупной компанией по строительству дорог и мостов, — говорится в заявлении Сариева. — Кроме того, как мы все знаем, последние 20 лет Китай занимает первое место в мире по строительству автомобильных и железных дорог, используя высокие технологии и предоставляя отличное качество… Согласно договору, предоплата со стороны государства должна была составить 10% от стоимости контракта или 680 млн сомов, из которых бюджетом оплачено только 180 млн сомов. При этом, согласно акту, на 25 марта 2016 года подрядчиком выполнены работы на сумму 517 млн сомов и завезена техника на 8 млн долларов. То есть компания уже вложила больше миллиарда сомов собственных средств. И этот факт отрицать не может никто. Получается, компания добросовестно выполняет взятые на себя обязательства, даже не получив денег».

Отметил премьер-министр и поспешность, с которой комиссия приняла решение, добавив, что он — сторонник объективного расследования всех фактов и установления истины. «Мои опасения связаны только с тем, что строительство столь важной дороги в угоду политическим интригам может быть приостановлено», — заключил глава кабмина.

А вчера на внеочередном заседании правительства Сариев подал в отставку, повторив, что «никогда не был причастен к проведению тендера на строительство этой дороги».

— За проект ответственность несет Минтранс, — сказал он. — Министр Аргымбек Малабаев потерял мое доверие. Он пытается переложить на других свою ответственность. Поэтому я направлял представление об его увольнении. Но я как политик даже в самое трудное время не сдавался. Пока ситуация не прояснится, я ухожу в отставку. Соответствующее заявление написал президенту.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру