«Онгууу–Прогресс» выступила с резкой критикой данного закона. Он был принят в период позитивной экономической динамики — когда экономика медленно, но росла. Сегодня же страна вступает в полномасштабный экономический кризис.
Все отрасли-локомотивы стагнируются, в них уже начались сокращения. Строительство в Бишкеке и по всей стране остановилось. Цены падают, но платежеспособного спроса нет, и ситуация будет только ухудшаться. Из-за вступления республики в ЕАЭС торговля находится в почти «бездыханном стоянии».
На последних теледебатах на телеканале ОТРК лидер партии «Онугуу–Прогресс» Бакыт Торобаев заявил:
— Законом о запрете праворульных автомобилей государство лишает источника доходов 50 тысяч человек, а это 50 тысяч семей. Разве в сегодняшнем кризисном состоянии мы можем разбрасываться чужими рабочими местами? Разве мы можем просто так выкинуть людей на улицу? Кто будет кормить их? Разве государство предложило им варианты того, как содержать семьи, на какие деньги собирать детей в школу?
Главным аргументом в спорах на данную тему является рост количества ДТП с участием праворульных машин. Но кто видел развернутую статистику? Ведь если в аварии пострадает два автомобиля и виновным окажется водитель леворульной машины, статистика все равно зафиксирует, что это было ДТП с участием праворульной. Вот оно — огромное поле для манипуляций.
Но дело даже не в этом. Аварии происходят не из-за расположения руля, а из-за элементарного несоблюдения правил дорожной безопасности. Когда автомобили «летают» со скоростью более 100 км/ч, уже не важно, с какой стороны у них руль.
Нам необходимо просто уделять внимание обучению водителей. Не продавать права «со скидкой» и не дарить их на день рождения. Машина едет не сама — ее ведет человек, а если он купил права и не соблюдает ПДД, какую причину аварий еще нужно искать? Виноват не руль — виноват водитель! Об этом и нужно думать.
Данный вопрос имеет и свою финансовую сторону. Авто с правым рулем более экономичны и надежны, плюс ко всему — они значительно дешевле леворульных. Именно поэтому более 70% автотранспорта в сфере такси — машины с правым рулем.
Благодаря невысокой стоимости автомобилей на рынке перевозок существует здоровая конкуренция. Компании и частные лица борются за клиентов, повышая уровень своего сервиса. Вспомните, каким был рынок такси в нашей стране 15 лет назад: разваленные колымаги, почти «нулевая» культура обслуживания... Сейчас все наоборот: по уровню обслуживания такси наши условия близки к европейским.
Если мы заставим таксомоторные службы поменять транспорт, неизбежно появятся две проблемы:
1. Стоимость европейских или любых других автомобилей с левым рулем в полтора-два раза выше, чем японских. Откуда у простых таксистов такие деньги?
2. Куда таксистам девать праворульные автомобили? Рынок переполнен, поэтому их не удастся продать даже с большой скидкой.
Что в итоге? Людям запретят работать на одной машине и предложат купить еще одну, в несколько раз дороже. Разве это не экономическая диверсия против собственного народа?
Данные факторы просто разрушают экономическое благополучие таксистов. А ведь эти люди — транспортные клетки нашей страны. Они решают проблемы доставки грузов, перевозки людей. Они, в конце концов, решают задачи муниципальных органов. Благодаря своему участию в бизнесе они позволяют нам передвигаться по стране, осуществляют логистику на внутригосударственном уровне.
Разве эти люди не достойны того, чтобы дать им возможность зарабатывать деньги для своих семей? Государство 25 лет пользовалось их услугами и в какой-то момент решило изменить правила игры. Если в условиях нормальной экономической ситуации такой подход был бы возможен, то в состоянии кризиса это просто бесчеловечное решение. Мы это понимаем и считаем, что кризис требует особого подхода к рабочим местам. Сейчас не время закручивать гайки, мы должны дать максимальную свободу своим гражданам для развития бизнеса. Наш народ очень трудолюбив, и нельзя мешать ему жить. Тем более что благодаря таким простым пахарям, как таксисты, бюджет страны пополняется миллионами сомов.
— Месяц назад мы предупреждали, что курс доллара вырастет до 72–78 сомов, — говорит Бакыт Торобаев. — Уже сейчас видно, что эти прогнозы сбываются. Предстоящие два-три года Кыргызстан ожидает серьезное экономическое испытание, связанное с вступлением в ЕАЭС. И поверьте мне, оттого что мы лишим источников дохода 50 тысяч семей, уровень жизни кыргызстанцев резко снизится. Потому я и партия, лидером которой я являюсь, будем добиваться снятия запрета на использование в Кыргызстане праворульных такси. И мы добьемся этого ради улучшения жизни простых граждан. Поддержите нас — тогда это удастся быстрее! Наш номер в избирательном списке — 8. Партия «Онугуу–Прогресс».