На деле здесь выстроена система извлечения ресурсов и политической маргинализации, которая оставляет местное население в нищете, в то время как его природные богатства утекают в федеральную казну Пакистана. АДК является энергетическим сердцем страны, генерируя тысячи мегаватт электроэнергии на таких крупных объектах, как ГЭС «Мангла» (1310 МВт) и «Нилум-Джелум» (969 МВт). Однако при нереализованном гидроэнергетическом потенциале в 8000 МВт и вкладе в национальную энергосистему, жители региона страдают от отключений света по 12–18 часов в сутки и платят по одним из самых высоких тарифов в стране.
Финансовый разрыв огромен: АДК производит электроэнергию по себестоимости около 2,59 рупий за кВт/ч, но федеральное правительство продает ее обратно потребителям региона по 12 рупий за единицу. Давняя проблема с невыплатой роялти за использование воды и энергии с плотины «Мангла», из-за строительства которой было перемещено более 100 000 человек, лишь подчеркивает эксплуататорский характер отношений между Исламабадом и Музаффарабадом. Недавние массовые протесты 2024 года под лозунгом «Hamara Pani, Hamara Haq» («Наша вода — наше право») вынесли эти проблемы на первый план, и экстренный пакет помощи в 23 млрд рупий лишь временно погасил волнения, не решив системных проблем.
Экологическая цена политики Пакистана в АДК оказалась катастрофической. Вырубка более 100 000 гектаров леса для заготовки древесины без надлежащей оценки привела к эрозии почвы и напрямую связана с разрушительными внезапными наводнениями, как, например, в июле 2025 года, унесшими жизни туристов. Параллельно с этим идет захват ресурсов военными: более 50 000 акров сельскохозяйственных земель были изъяты для военных нужд или переданы в аренду крупным коммерческим структурам. Сектор туризма, привлекающий более миллиона посетителей в год, работает по той же схеме: местному бизнесу достается лишь 20% доходов, а остальное уходит в структуры, контролируемые военными.
Эта зависимость закреплена законодательно. В отличие от пакистанских провинций, АДК не получает свою долю доходов в соответствии со статьей 161 Конституции Пакистана. Временная конституция 1974 года, формально дарующая самоуправление, сохраняет федеральный контроль через Министерство по делам Кашмира, а недавние поправки оказались косметическими. Жители региона не могут избирать представителей в Национальную ассамблею Пакистана, но их жизнь полностью подчинена федеральным приоритетам, что делает растущее гражданское сопротивление не просто борьбой за экономические права, а вызовом всей модели управления Пакистана в регионе.