МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Афганистан меняет торговую карту: разворот на Центральную Азию

Новые контракты с Кыргызстаном

Власти Афганистана форсируют стратегию диверсификации торговых коридоров, стремясь сократить критическую зависимость от Пакистана. Поводом стали регулярные и длительные закрытия границ, нанесшие серьезный ущерб экономике страны.

Иллюстрация создана при помощи ИИ.

Крупнейшие контрольно-пропускные пункты, обеспечивавшие ранее около 40% официальной торговли, в конце 2024 и начале 2025 года регулярно приостанавливали работу. Причиной стали обвинения в активности террористических групп в приграничных зонах и инциденты в сфере безопасности.

Эти перебои привели к ежемесячным убыткам афганских экспортеров в размере более 200 млн долларов США. Общий объем двусторонней торговли с Пакистаном упал с 2,5–3 млрд долларов до уровня ниже 1 млрд долларов.

Кабул сделал ставку на альтернативные пути, ключевым из которых стал коридор через иранский порт Чабахар при инвестиционной поддержке Индии. Этот маршрут позволяет вести торговлю в обход Пакистана. Благодаря сниженным портовым сборам объемы грузов через Чабахар выросли на 30%, обсуждается расширение авиасообщения.

Афганистан активно наращивает партнерство с северными соседями, рассматривая их как надежную альтернативу южным маршрутам:

Кыргызстан: На фоне общей тенденции Бишкек и Кабул значительно активизировали сотрудничество. По итогам прошедшего в Кабуле Кыргызско-Афганского бизнес-форума заключено 11 договоров о намерениях на поставку товаров и услуг на сумму 157 млн долларов.

Как сообщили в Минэкономики КР, Кыргызстан поставит в Афганистан телекоммуникационное оборудование, цемент, обувь, медикаменты, мед и сельхозпродукцию, а также окажет логистические услуги. Ранее для укрепления деловых связей в Кабуле был открыт Торговый дом Кыргызской Республики.

Узбекистан: Товарооборот в 2024 году достиг 1,1 млрд долларов, с планами роста до 2 млрд.

Туркменистан и Казахстан: Увеличиваются поставки топлива и материалов, разрабатываются дорожные карты по модернизации транспортной инфраструктуры.

Несмотря на успехи, новая стратегия сталкивается с проблемами: слабая инфраструктура удорожает логистику на 20–40%. Тем не менее, аналитики считают, что вынужденная диверсификация может превратить Афганистан в региональный транзитный хаб. По оценкам чиновников, при успешном развитии инфраструктуры объем торговли, не связанной с Пакистаном, к 2027 году может достигнуть 10 млрд долларов.

Эксперты отмечают, что Пакистан рискует утратить рычаги экономического влияния, поскольку афганский бизнес всё чаще выбирает более дорогие, но предсказуемые маршруты через страны Центральной Азии и Иран.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах