МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Крах правительства Непала и тень китайского влияния

Сентябрь 2025 года ознаменовался драматическим падением правительства Непала после беспрецедентных молодежных протестов.

Эти события выявили тревожную картину китайского влияния, выходящего далеко за рамки традиционной дипломатии. Хотя поводом для восстания поколения Z послужил запрет социальных сетей, истинная причина гнева кроется в глубоко укоренившейся коррупции, подпитываемой десятилетиями непрозрачных китайских инвестиций и политического вмешательства — модель, которая аналогичным образом дестабилизировала политику Южной Азии от Катманду до Коломбо.

Протесты, свергнувшие правительство премьер-министра К.П. Шармы Оли, начались как возмущение роскошным образом жизни "детей непотизма" — отпрысков политиков, демонстративно наслаждающихся богатством за границей, в то время как обычные непальцы сталкивались с 20-процентной безработицей среди молодежи. Расследования в социальных сетях вскрыли сеть коррупции, напрямую связанную с китайскими инфраструктурными проектами и системами политического покровительства.

Китайские источники показывают стратегическое культивирование Пекином коррумпированных непальских элит. По данным мандаринской версии газеты Global Times (Huanqiu Shibao), взаимодействие Китая с Непалом выходит за рамки традиционных инвестиций в инфраструктуру, распространяясь на "многоуровневые подходы, сочетающие инвестиции, техническую помощь и мягкую силу для консолидации своего влияния в Непале".

Одним из самых скандальных стало дело международного аэропорта Покхара. Парламентское расследование выявило "нарушения и коррупцию" на сумму почти 14 млрд непальских рупий ($104 млн) в этом финансируемом Китаем проекте. Китайский государственный подрядчик CAMC Engineering систематически уклонялся от уплаты налогов, использовал некачественные материалы и взимал плату за незавершенные работы, что привело к существенным финансовым потерям для Непала.

Вмешательство Китая во внутреннюю политику Непала было особенно наглым. Бывший посол Китая Хоу Яньци активно использовала свое влияние, распределяя стипендии и вакцины, а также встречаясь с политическими деятелями для продвижения "китайской модели". Что еще более важно, Китай "агрессивно вмешивался в политику Непала и сыграл роль в объединении двух коммунистических партий — Маоистского центра и Объединенной марксистско-ленинской партии", чтобы создать благоприятное для Пекина правительство.

Эти манипуляции распространились и на экономическое принуждение. Когда в Коммунистической партии Непала в 2021 году возникли внутренние разногласия, Китай ввел односторонние торговые блокады, чтобы оказать давление на Катманду и сохранить предпочитаемые им политические договоренности. По сообщениям Global Watch Analysis, Китай использует "коррумпированных лидеров экономически слабых стран для проникновения в эти нации". Бывший премьер-министр Оли, предположительно, имел счета в швейцарском банке Mirabaud Bank на $5,5 млн, что обеспечивало значительный ежегодный доход. Эти коррупционные схемы позволили китайским компаниям получать контракты без конкурентных торгов, включая телекоммуникационный проект на $130 млн, присужденный Huawei и ZTE.

Опыт Непала отражает более широкую китайскую стратегию использования инфраструктурного долга для получения политического рычага. Помощь Китая Непалу, по сообщениям Stimson Centre, "значительно помогла сократить разрыв в инфраструктуре Непала", но сопряжена с "непрозрачными условиями кредитования, скрытым залогом и сообщениями о молчании по поводу территориального посягательства". Выводы о коррупции вокруг аэропорта Покхара "подчеркивают растущее присутствие страны в стратегической инфраструктуре и нависшие риски для ее демократической автономии".

Дестабилизирующее влияние китайских инвестиций очевидно на примере Шри-Ланки, где сильная зависимость от китайского финансирования для престижных проектов привела к экономическому кризису. Как и в Непале, Шри-Ланка брала значительные китайские кредиты на такие проекты, как порт Хамбантота, который финансировался Экспортно-импортным банком Китая по высоким процентным ставкам в 6,3% — вдвое выше ставок, предлагаемых Азиатским банком развития, — с минимальной экономической отдачей. Когда Шри-Ланка столкнулась с трудностями в обслуживании этих долгов, Китай получил в 2017 году 99-летнюю аренду стратегического порта посредством "обмена долга на акции", в то время как страна приближалась к экономическому коллапсу.

Недавние действия подчеркивают продолжающееся китайское политическое участие в Шри-Ланке. Публичный визит китайского посла к Махинде Раджапаксе подтверждает продолжающееся культивирование Пекином влиятельных политических связей. Эти маневры, наряду с последствиями протестов 2022 года, вызванных отчасти неустойчивым китайским долгом, демонстрируют не только экономическое влияние, но и явные доказательства китайского политического вмешательства и усилий по формированию траектории управления Шри-Ланкой в долгосрочной перспективе.

Китайские источники раскрывают стратегическое мышление, лежащее в основе инвестиций Пекина в Южной Азии. Статьи People’s Daily online описывают Непал как ключевой элемент для "сообщества с общим будущим" Китая и подчеркивают необходимость "стратегического партнерства сотрудничества", которое продвигает китайские интересы.

Самой показательной является реакция китайских СМИ на протесты в Непале. China Digital Times сообщила, что китайские аналитики рассматривали запрет социальных сетей в Непале — смоделированный по китайскому сценарию цензуры — как "кошмарный сценарий для лидеров в Пекине", когда он обернулся неудачей. Крах продемонстрировал "экзистенциальный риск утраты контроля" и опасности, когда авторитарная тактика терпит неудачу в демократических контекстах.

Доказательства свидетельствуют о том, что китайские инвестиции как в Непале, так и в Шри-Ланке следуют преднамеренной схеме: нацеливаться на коррумпированные элиты, предоставлять непрозрачное финансирование для экономически сомнительных проектов, извлекать стратегические уступки при сбоях в обслуживании долга и поддерживать политическое влияние через скомпрометированных лидеров. Этот подход систематически подрывает демократические институты и управление в обеих странах.

В Непале протестующие из поколения Z явно осознали эту динамику, призывая к расследованию китайской коррупции и требуя конвертации китайских кредитов в гранты. Их восстание представляет собой поколенческий отказ от соучастия политического класса в операциях китайского влияния.

Восстание поколения Z в Непале сорвало бамбуковый занавес, скрывающий десятилетия китайского политического вмешательства и экономических манипуляций. Протесты показали, как дипломатия инфраструктуры Пекина служит более широким целям политического контроля и регионального влияния, часто за счет демократических институтов и экономического суверенитета стран-получателей.

Параллельный опыт Непала и Шри-Ланки демонстрирует, что китайские инвестиции, в сочетании с систематической коррупцией и политическим вмешательством, могут дестабилизировать целые политические системы. Обе страны теперь борются с последствиями дисфункции, вызванной Китаем, и их опыт служит предостережением для других наций, ориентирующихся в расширяющейся сфере влияния Пекина.

Окончательный урок от гор Непала до берегов Шри-Ланки ясен: за обещаниями Китая о развитии скрывается просчитанная стратегия эксплуатации коррупции, подрыва демократического управления и получения стратегических уступок, которые служат гегемонистским амбициям Пекина, а не подлинному партнерству. Пока этот образец не будет признан и ему не будет противодействия, все больше южноазиатских демократий рискуют стать жертвами тени, отбрасываемой китайским "бамбуковым занавесом".

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах