"Ресурсное проклятие", или парадокс изобилия, описывает ситуацию, когда страны, богатые природными ресурсами, часто сталкиваются с медленным экономическим ростом, слабой демократией, высокой коррупцией и низким уровнем развития по сравнению со странами с меньшим количеством ресурсов.
Это происходит из-за чрезмерной зависимости от экспорта ресурсов и пренебрежения развитием других секторов экономики.
В начале этого года Пакистан опубликовал свою Национальную рамочную программу гармонизации минералов 2025 года, направленную на привлечение международных инвестиций. В этом контексте недавнее инвестиционное соглашение на $500 млн между United States Strategic Metals и Frontier Works Organization Пакистана привлекло значительное внимание как потенциальный прорыв для богатого ресурсами, но неразвитого минерального сектора Пакистана. Однако более детальный анализ сделки, прошлых тенденций и социально-политической ситуации в стране предполагает, что она может принести больше вреда обычным пакистанцам, принося выгоду в основном правящей элите.
На первом этапе Пакистан будет немедленно экспортировать такие минералы, как сурьма, медь, золото, вольфрам и редкоземельные элементы. Это принесет быстрые доходы, но, вероятно, лишит Пакистан долгосрочных выгод, поскольку акцент делается на экспорте сырья, а не на развитии местной промышленности или передовой переработки минералов.
Предыдущие проекты, такие как золотой рудник Реко Дик, показали, что лишь небольшая часть созданной стоимости остается в стране. При оценке минеральных богатств до $6 триллионов, экспорт необработанных ресурсов означает упущенные возможности для катализации более широкого экономического развития.
Frontier Works Organization, подписавшая меморандум о взаимопонимании (МоВ), указывает, что надзор и администрирование новых проектов не должны концентрироваться в рамках существующих институциональных структур, что ограничивает общественную осведомленность о процессе принятия решений.
Прошлый опыт показывает, что подобные сделки обычно отдают приоритет политической стабильности и обогащению правящей элиты, а не обеспечению подотчетности или справедливого распределения ресурсов.
Эксплуатация Белуджистана: Большая часть минеральных месторождений Пакистана находится в Белуджистане, провинции, страдающей от сепаратистских движений и обвинений в эксплуатации ее ресурсов без помощи местным сообществам.
Взгляды местных жителей редко учитываются, а экологические и социальные издержки – такие как загрязнение воды, перемещение населения и потеря средств к существованию – обычно ложатся на плечи беднейших пакистанцев.
Текущее соглашение существует в форме МоВ, а не всеобъемлющего контракта. Эта двусмысленность вызывает вопросы относительно прозрачности распределения доходов, защиты труда или экологических гарантий для граждан Пакистана.
Недавние данные по горнодобывающим соглашениям в Пакистане, особенно с такими мощными странами, как Китай, демонстрируют повторяющуюся модель, когда интересы людей игнорируются, а широкое развитие или местные выгоды не реализуются.
Минеральные запасы Пакистана, хотя и ценны, конечны. Быстрый экспорт легкодоступных ресурсов рискует истощить эти запасы без создания устойчивой технологической или промышленной базы для будущего использования этих ресурсов.
Правительство представляет минеральный сектор как путь к решению проблемы внешнего долга страны в $130 млрд. Однако опора на быстрые вливания капитала вместо развития местного опыта или передачи технологий может в конечном итоге углубить зависимость Пакистана от иностранных компаний и растратить стратегические активы.
Хотя сделка позиционируется как большая победа, она, вероятно, представляет собой ту же старую схему. Могущественные элиты укрепляют контроль, экспортируют сырье для получения легких денег, игнорируют местные сообщества и оставляют долгосрочный социальный и экологический ущерб. Без реальных реформ, прозрачности и участия местного населения простые люди не смогут получить выгоду.