МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Сами с усами?

Добиваясь отмены итогов важного тендера, МВД роет яму всей инвестиционной системе

Проект «Безопасный город» уже можно назвать неудачным примером государственно-частного партнерства. И это как раз тот случай, когда первый блин, получившийся комом, надолго отобьет у инвесторов охоту «печь» что-либо еще в тандеме с госструктурами. Убедившись в неблагонадежности партнеров, бизнесмены никогда не свяжутся с ними вновь — и другим отсоветуют.

фото: itv.ru

Для начала — немного суровой статистики. В 2014 году на дорогах Кыргызстана произошло свыше 7,1 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 1022 человека и 10,5 тысяч получили травмы различной степени тяжести. Всего за последний десяток лет было зарегистрировано порядка 45 тысяч ДТП, унесших более 10 тысяч жизней; 80% из них произошли по вине водителей транспортных средств.

Тема безопасности на дорогах актуализировалась в период завершения летних отпусков и в преддверии нового учебного года, когда миллионы граждан вновь станут, так сказать, активными пешеходами. На фоне резко увеличившегося дорожного трафика это грозит ростом количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе с летальным исходом. Винить в сложившейся ситуации следует не только самих участников дорожного движения (за правовой негилизм и чувство безнаказанности за совершаемые проступки), но и сложившиеся коррупционные схемы, которые позволяют решать «дорожные вопросы» на основе обоюдных интересов водителей и автоинспекторов.

Непрерывный рост количества ДТП и постоянные скандалы, связанные с фактами мздоимства на дороге, вызвали серьезную озабоченности правительства страны. Выход из ситуации казалось, был найден еще в 2012 году, когда кабинет министров под руководством Омурбека Бабанова принял решение о реализации в КР проекта государственно-частного партнерства «Безопасный город». Суть идеи заключается в установке на дорогах страны аппаратно-программных комплексов мониторинга дорожного движения. Внедрение специализированных технических решений позволит в автоматическом режиме фиксировать факты нарушений ПДД, определять их вид и подготавливать необходимую доказательную базу. Сформированный отчет по каждому факту в режиме реального времени будет поступать в Центр обработки данных, после чего должна инициироваться процедура взыскания административного штрафа с официального владельца транспортного средства по месту его фактического проживания.

С учетом опыта внедрения аналогичных проектов в других странах ожидалось, что «Безопасный город» позволит значительно снизить смертность на дорогах республики, устранит коррупционные риски, исключив непосредственный контакт нарушителя правил с дорожным инспектором, а также повысит эффективность работы правоохранительных органов по расследованию преступлений, совершенных с использованием автотранспорта.

Кроме того, реализация проекта (внедряемого, кстати, на собственные средства инвестора) позволит пополнять госказну за счет 50% процентов от общего объема взысканных штрафов. Если конкретно, то согласно условиям государственно-частного партнерства, за семь лет в бюджет Кыргызстана должно поступить порядка 60 млн долларов.

Однако результаты прошедшего в том же 2012 году тендера на право реализации проекта вскоре были аннулированы. Выяснилось, что у объявленной победителем китайской компании Beijing Construction Engeneering Group International нет опыта реализации аналогичных по характеру и масштабу проектов, а также отсутствуют необходимые инвестиционные возможности.

Согласно условиям прошедшего конкурса, «Безопасный город» охватит столицу, Ош, Каракол, а также автомагистрали Бишкек — Каракол и Бишкек — аэропорт Манас. В частности, в Бишкеке на 197 перекрестках установят аппаратно-программные комплексы, а на участках дорог — около 250 систем фиксации фактов нарушения скоростного режима. Системы видеомониторинга охватят 18 общественных мест. По предварительным расчетам, на столичных дорогах появятся 1750 камер, в общественных местах — 300. На трассе Бишкек — Каракол будет функционировать 49 стационарных радаров.

Проект должен быть реализован в три этапа. Первый, продолжительностью не более 12 месяцев со дня подписания соглашения, включает в себя проектирование и внедрение аппаратно-программных комплексов на территории Бишкека. Параллельно будут проектироваться и внедрятся такие компоненты проекта, как электронная Книга учета преступлений и Центр обработки данных. Второй этап работ предполагает внедрение АПК «Безопасный город» на территории Оша. По срокам реализации он не должен превышать 12 месяцев со дня выполнения первого этапа работ. Третий этап состоит в проектировании и внедрении АПК «Безопасный город» на территории Каракола, а также на автодорогах, связывающих столицу с Караколом и аэропортом Манас. Консорциум обязан реализовать его в срок до 12 месяцев с момента завершения второго этапа работ.

♦ ♦ ♦

По итогам повторного конкурса, который состоялся в конце января текущего года, право на реализацию проекта получила кыргызско-российская компания «Стилсофт–Бишкек», входящая в состав одноименного консорциума. Но вопреки ожиданиям общественности реализация «Безопасного города» не начата по сей день, так как государственный партнер проекта — Министерство внутренних дел КР — отказывается подписывать соответствующее соглашение, приводя различные доводы, направленные на отмену решения тендерной комиссии.

Сразу после оглашения результатов конкурса ведомство, ссылаясь на информацию оперативного характера, сообщило, что у компании «Стилсофт–Бишкек» имеются некие «проблемы с документами». Кроме того, МВД утверждало, что у одного из членов консорциума отсутствует заявленный ранее офис в Москве. Эти претензии не получили подтверждения, что не помешало министру Мелису Турганбаеву заявить о якобы имеющей место финансовой несостоятельности консорциума и укрытии от членов комиссии ряда важных официальных документов, негативно характеризующих победителя тендера.

Апофеозом этой истории можно назвать поданный МВД судебный иск с требованием отменить результаты конкурса. Аналогичный иск был подан и от имени одного из участников тендера — китайской компании Shenzhen Topform Computer Tehnology Co. Ltd., занявшей по итогам отбора третье место. Примечательно, что в середине июля Межрайонный суд Бишкека прекратил производство по заявлению правоохранительного ведомства и оставил без рассмотрения «китайский» иск. Оба истца, не согласившись с решениями суда, подали апелляции в вышестоящую инстанцию.

♦ ♦ ♦

Уже 30 июля МВД КР официально сообщило, что намерено реализовать проект «Безопасный город» собственными силами — с помощью 50 камер наблюдения и каналов связи, предоставляемых в рамках спонсорской помощи интернет-провайдером «Акнет», а также посредством прикладного программного обеспечения, которое якобы предоставляет МВД Республики Молдова.

По мнению экспертов в сфере автоматизации производственных процессов, такой подход к решению поставленных задач абсолютно бесперспективен ввиду отсутствия у ведомства специализированных аппаратно-программных комплексов мониторинга дорожного движения и фиксации фактов нарушений ПДД. Разработка подобных технических решений требует наличия научной, производственной и учебной баз, а также существенных финансовых затрат и временных рамок. А потому реализация проекта силами министерства ограничится лишь внедрением систем видеомониторинга, неспособных в автоматическом режиме (без участия человека) фиксировать факты нарушений, определять их вид, готовить доказательную базу и формировать итоговый отчет.

Кроме того, выяснилось, что в Молдове проект «Безопасный город» не реализовывался. Два года назад на перекрестках Кишинева просто установили камеры наблюдения, посредством которых операторы осуществляют визуальный мониторинг дорожного трафика. Данные функции не соответствуют требованиям, отраженным в техническом задании, которое сформулировало то же МВД КР. Ведь в рамках проекта «Безопасный город» только в Бишкеке планируется установить аппаратно-программные комплексы на 197 перекрестках — от 4 до 8 камер на каждом. Кроме того, на участках столичных дорог будет установлено не менее 250 систем фиксации фактов нарушения скоростного режима.

Стало быть, есть все основания полагать, что инициатива министерства о «самостоятельности» — всего лишь очередной аргумент, направленный на срыв реализации проекта «Безопасный город». Цель одна — добиться отмены результатов тендера, объективность которого ни у кого больше не вызывает сомнений.

Исполнительной власти необходимо осознать, что вопрос блокирования проекта уже давно вышел за рамки его целей. «Безо-пасный город» является второй попыткой реализации первого в Кыргызстане проекта государственно-частного партнерства, и его срыв однозначно станет громким посылом для потенциальных инвесторов, желающих вести в нашей стране честный и взаимовыгодный бизнес. Посылом о том, что победа в тендере здесь не является гарантией успешной реализации коммерческих проектов, а правительство не способно обеспечить условия для защиты прямых инвестиций.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах