МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Однажды в Тавильдаре

Впервые на Памир я попал в 1993 году. А с середины девяностых, как того требовала служба в Международном антинаркотическом проекте ООН «Ошский узел», вояжи туда стали регулярными. Останавливались мы, как правило, на российских погранзаставах: либо просто переночевать, либо, если случалась непогода, переждать несколько дней. Сдружились со многими командирами; готовясь к командировке, закупали для них в Оше свежие овощи и фрукты, импортный табак, хорошую, не паленую, водку. Пограничники, впрочем, к выпивке пристрастия не имели, но зелень, коей на высокогорье днем с огнем не сыскать, очень приветствовали…

Сопровождаем команду связистов. Памир.

Проезд в «ооновском» транспорте — тема особая. Мы заранее извещали офис в Ташкенте, тамошние сотрудники зондировали обстановку, узнавали, спокойно ли на крыше мира, и только потом давали «секьюрити клиаренс» — разрешение на поездку. Экипаж джипа также обговаривался заранее. При этом участие военных, даже не вооруженных, исключалось напрочь.

В одну из поездок заночевали мы у «зеленых фуражек» близ Хорога. С утра пораньше рассчитывали выдвинуться на Душанбе, да погода спутала планы. Сначала полил дождь, а потом и снег повалил среди лета. Так и застряли на четверо суток.

Развлечений на дальнем пограничье немного: бильярд, банька, охота. Последнее ввиду ненастья даже не обсуждалось, кий я не люблю, а паром на высоте 4000 км не злоупотребишь. Коротали время в застольях с редкой рюмкой…

Когда радио наконец пообещало с утра чистое небо, мы легли пораньше, заранее распрощавшись с гостеприимным командиром и хозяйственным прапором, который всегда был «под рукой». В 4.30 уже были у джипа. Но тут, к нашему удивлению, — начальство: «Товарищ полковник, уж извините. Боец у меня захворал, на живот жалуется, слабый совсем. Пока «вертушку» вызову, пока прилетят… А вы к вечеру уже в Душанбе будете, в госпиталь его сдадите, а?»

Другой, возможно, отказал бы, и был бы прав. Я же не смог. Ну, что, про «секьюрити клеаренс» ему объяснять? А он обязан был 96 часов нас ублажать? Да и солдатика-первогодка жаль… Под недоуменные взгляды обоих коллег я согласился: «Только без формы, в трико переоденьте». Офис международного проекта ООН «Ошский узел».

Тронулись…

Часа через три, пытаясь срезать дорогу, мы свернули невпопад. Карта уже через 12 км обещала укатанную грунтовку, мы же петляли час, все больше увязая в ухабах. Задремавший было пассажир начал постанывать, и тут из-за ближайшей горы, как чертик из табакерки, — контрольно-пропускной пункт. Вроде бы полагалось радоваться, но надо знать Памир тех дней. И сегодня не самый спокойный регион тогда просто кишел разного рода сюрпризами. Шлагбаум мог поставить кто угодно: от ветеринара (чтобы скот на ящур проверять) до вооруженной «непримиримой оппозиции». Тут уж как повезет.

Только улеглась пыль внедорожника, стало понятно, что сегодня явно не наш день: вприпрыжку, на ходу снимая «калашниковы», подбежала троица бородачей в застиранном камуфляже. Грамотно определив сектор обстрела, двое с автоматами наперевес перекрыли движение. Третий, постарше, не снимая пальца с гашетки, подошел ближе и заговорил на фарси. «Паспорта требует», — перевел водитель-узбек, выросший в притаджикском пограничье. Мы протянули синие «ооновские» удостоверения. Старшой показал на солдата: дескать, где его документ? Я объяснил, что проводник «безпачпортный». Переглянулись — значит, понимают по-русски, но говорить упорно не желают.

Посоветовавшись, бородачи озвучили требование — въехать за саманный дувал стоящего тут же небольшого строения.

— Комендатура звонить надо, проверка, — объяснили они.

Тут водитель мой, Хуснутдин:

— Шеф, нельзя. Здесь мы на виду, а за забором они что захотят, то и сделают.

Это я и сам понимал. Вступили в переговоры: мы из ООН, дескать, с наркотиками боремся; проверили документы — отпустите, вы же не за наркобаронов? Те ни в какую, во двор — и все тут.

Обстановка накалялась. Аскеры нервничали, бряцали оружием, но видно было, что в действиях своих они не уверены: то ли машина с дипломатическим номерным знаком в диковинку, то ли сплоченность наша подействовала — не знали, что делать. Однако документы наши из рук не выпускали…

Азиатская ментальность — я стал предлагать спиртное, деньги, сигареты. Курево бородачи взяли, от остального демонстративно отказались. Потом опять начали совещаться, но один постоянно держал нас на мушке. И затвор был взведен. Александр Зеличенко и водитель Хуснутдин у реки Мургаб.

— Машину обыскать надо. Вдруг вы оружие везете?

— Нельзя, джип из ООН, досмотру не подлежит, — и, блефуя: — Маячок в нем стоит, за нами из космоса наблюдают. Всё видят, и где мы находимся, знают. Так что отпускайте.

Призадумались.

— Ладно, ООН, езжайте, а бойца тут оставьте. Он же с соседней заставы, мы их поголовно знаем…

— Да мы ж его в госпиталь везем!

— Как по нам стрелять, так они все здоровые…

Пацан, который и до этого сидел перепуганным, — в плачь:

— Дядька полковник, не отдавайте… Они меня съедят!

(Уже потом, когда все благополучно закончилось, оправившись от испуга, вояка рассказал, что их в учебке пугали: если попадут в плен, местные сварят и схарчуют. Ну, надо ж такое придумать!)

— Молчи, никто тебя отдавать не собирается, — сказал я и обратился к автоматчикам: — Делайте что хотите, вместе приехали — вместе и уедем.

Вроде как не оставил альтернативы.

Старший пошел в домик с документами (значит, точно у них там связь есть), двое же на шаг отступили, чуток расслабились. Шофер даже стал у них о дальнейшем пути выспрашивать. Вдруг бегом, гортаня что-то на ходу, вернулся старшой, и они втроем, повесив автоматы на плечо, прямо через водительское окошко схватили сидящего сзади погранца — и ну его из авто силой вытягивать. Тот — в рев, но раскорячился, легко не вытянуть, а мы вцепились в него мертвой хваткой. Тянем–потянем, глазами же уничтожаем друг друга… Минут пять-семь длилась эта дуэль, после чего бородачи ослабили хватку — и клац-клац затворами.

— Выходите! — а потом матом, мешая русские слова с тюркскими...

Всё, подумалось мне, достали. Тут, как красная конница в фильме про Чапая, из-за поворота — старенький «ГАЗ–52». Сигналит!

Начальство приехало. Вовремя. Последовал короткий диалог со своими на фарси. А потом уже к нам на хорошем русском:

— Сопротивляетесь? Вас же сардары мои всех пристрелить могли. Что, не понятно?!

С ходу наезжает! Я нутром почуял — из бывших милицейских. Быстро прикинул возраст, отнял, прибавил, поделил… Рискнул:

— Слышь, майор, да мы же свои. Я вот полковник, от МВД Кыргызстана к ООН прикомандирован, за безопасность их в том числе отвечаю…

— Удостоверение есть?

— Да, привычка, без него из дома не выхожу.

Показал.

— Ну, б***, ведь чуть не укокошили! Только ошиблись вы, товарищ полковник: я капитаном рапорт подал. В долине служил, замкомандира ОМОН. Пока всех нас, кто с Памира родом, к радикалам не приписали. Едва семью вывез…

— Ну, значит, будешь майором.

— Это вряд ли… Ладно, свои вроде бы. Бойца не могу пропустить, но ведь не отдадите же?

— Не отдам.

— И я бы не отдал. Вот документы ваши, езжайте. Только прямо, скоро трасса главная. Наших постов больше не будет, а с правительственными сами договаривайтесь. Удачи!

Через пять часов мы были в Душанбе. Пассажира срочно прооперировали — у него оказался заворот кишок.

О «подвиге» нашем узнали «зеленые фуражки» всего Горного Бадахшана. И стал я «персоной грата» во всех погранотрядах — от Мургаба до Кулай-Хумба. Но попутчиков больше никто не навязывал. Да я б, наверное, и не взял.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах