МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Судимым вход не воспрещен

На заседании 25 сентября ЖК не поддержал во втором чтении поправки в закон, согласно которым лица с непогашенной судимостью, судимые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, причастные к ОПГ и не имеющие высшего образования, не могут занимать руководящие политические должности. Законопроект был инициирован «республиканцем» Кенжебеком Бокоевым, «эсдэками» Исмаилом Исаковым и Эркингуль Иманкожоевой, а также «арнамысовцем» Дастаном Бекешевым. Согласно ему, не имеют права быть избранными в президенты, депутаты ЖК и депутаты местных кенешей, мэры городов, главы айыл окмоту и быть назначенным акимом района судимые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, независимо от того, погашена или снята судимость. На эти же должности (кроме депутатов местных кенешей), по мнению разработчиков, не стоит «принимать» и людей без высшего образования. Чтобы поправки прошли, за них должны были проголосовать 80 парламентариев. Но одобрили их 67 народоизбранников, более двух десятков высказались против. Примерно столько же депутатов вообще отсутствовали на заседании.

В числе противников законопроекта — 15 «атажуртовцев», по одному представителю от «арнамысовцев» и от депутатской группы «Реформа учун» и, как ни странно это выглядит на первый взгляд, 9 «эсдэков». Список тех, кто отказался поддержать поправки, опубликовали практически все СМИ. Судя по реакции пользователей социальных сетей, этих законодателей считают едва ли не пособниками бандитов и защитниками неучей. Тем паче, что в нем больше всего «атажуртовцев» — самой «богатой» в ЖК фракции на наличие в ней «причастных к ОПГ» и сидящих на нарах.

Правда, как выяснилось, некоторые попали в список ошибочно. Например, «арнамысовец» Бакытбек Джетигенов заявил «МК», что он вовсе не против обсуждаемого законопроекта, а очень даже «за». То же самое сказал и «атажуртовец» Азамат Арапбаев.

— Меня в тот день не было, — заявил Азамат Абдуллажанович, — я находился на больничном, и когда позже увидел список, удивился. Неправильно как-то получилось. Если бы я присутствовал на заседании, я бы, конечно, проголосовал за принятие этих поправок.

♦ ♦ ♦

Как указано в справке-обосновании к законопроекту, он разработан в целях усиления требований к кандидатам в президенты КР, депутатам ЖК и местных кенешей, представителям местных властей. Правда, пункт об обязательном наличии высшего образования, например, у акимов, не совсем понятен. Да и депутатов ЖК обладание «корочками», свидетельствующими об окончании вузов, не особенно украшает: безобразные перепалки, бескультурное поведение, высказывания, демонстрирующие низкий уровень интеллекта, говорят о том, что наличие диплома не гарантирует наличия в человеке «ума и сообразительности». Но в обосновании того, почему акиму района обязательно нужно оканчивать университет, я лично не увидела никаких весомых аргументов.

Что касается судимостей и причастности к ОПГ, то недопущение лиц с подобными «изъянами» к политическим должностям инициаторы законопроекта обосновывают тем, что «в последние годы участились конфликты и дестабилизации на местном уровне, с участием лиц, которые были ранее осуждены за совершение соответствующих преступлений» (стиль оригинала сохранен. — Е.А.). По мнению авторов документа, вводимые ограничения позволят «изолировать» доступ к финансам, находящимся на балансе либо в собственности государственных органов и органов местного самоуправления, лицам, связанным с криминалитетом. Ну и в конце добавлено, что текст законопроекта был размещен на сайте ЖК для общественного обсуждения, однако никаких предложений по нему не поступало, закон не вызывает социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий и не требует выделения дополнительных денежных средств из республиканского бюджета. Инициаторы также считают, что нормы представленного законопроекта не противоречат действующим нормативно-правовым актам.

Однако два парламентария, к которым «МК» обратился за комментариями (причем из противоборствующих фракций — «Ата Журт» и СДПК), считают, что противоречия все-таки есть.

— Что интересно, все СМИ опубликовали списки депутатов, проголосовавших «против», и нас выставили в черном свете, — говорит «атажуртовец» Курманбек Осмонов. — Но ведь не мы одни голосовали так, против были и некоторые представители партии власти. К тому же законопроект противоречит Конституции и действующему Уголовному кодексу. В Конституции указано, что в общепризнанных правах и свободах человека не может быть ограничений. А в статье 79 УК есть толкование судимости. До истечения установленного законом срока ее снимает с человека суд, по ходатайству: за хорошее поведение, активное участие в общественной жизни. Там же указано, что по истечении сроков судимость погашается, то есть не надо ходатайствовать — просто прошло время, и она «аннулируется». Аналогично устанавливаются сроки давности по уголовным и гражданским делам. По тяжким преступлениям судимость погашается через восемь лет. По особо тяжким — через десять. Эти принципы уголовного права установлены в нашем законодательстве. Они вытекают из единородных норм по правам и свободам человека. Я на пленарном заседании говорил: «Дорогие, мы тоже не хотим, чтобы лица с судимостью, преступники, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, становились президентами, депутатами и так далее, но зачем же создавать коллизии внутри законодательства? Давайте лучше запретим досрочное снятие и погашение судимости лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. И все, эти люди будут считаться судимыми всю жизнь. А при наличии таких противоречий этот законопроект не будет действовать».

Кроме юридической составляющей вопроса, экс-председатель Верховного суда затронул и лирическую.

— Жизнь богаче, чем наши представления о ней, — сказал Курманбек Эргешевич. — В судебной практике есть много примеров того, как потерпевшие сами сподвигли осужденных на преступление против них. Скажем, молодой человек убил своего отца — маньяка, садиста, алкоголика, — который в течение долгих лет издевался над семьей. Убил, превысив пределы необходимой самообороны или находясь в состоянии аффекта, — не важно. Ну, что ж, он получил по заслугам, отбыв наказание к 30 годам. И что теперь? Гонять его всю жизнь за эту судимость? Таких примеров масса… Поэтому не зря в законодательстве многих стран установлены сроки давности или сроки, по истечении которых судимость погашается.

С Осмоновым согласна и Галина Скрипкина.

— У нас есть институт снятия и погашения судимостей. Если его исключат из уголовного права, тогда я соглашусь с этим законопроектом, проголосую за него, — сказала «МК» Галина Анатольевна. — Человек со снятой или погашенной судимостью считается несудимым — следовательно, он может работать в представительных органах государственной власти.

Относительно же пункта об обязательном наличии высшего образования Галина Анатольевна тоже высказалась критически.

— Почему все должны быть с высшим образованием? В местных органах решаются вопросы местного характера, значит, акимы, главы айыл окмоту должны быть больше практиками, чем теоретиками. Лучше владеют ситуацией в регионе те люди, которые постоянно там живут, а не те, которые уехали в город учиться, а потом вернулись.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах