МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Силы есть, служить не надо?

Чиновники и депутаты не торопятся отдавать сыновей в армию

В конце мая Кыргызстан отметил 22-ю годовщину образования собственных Вооруженных сил. Отпраздновали это событие, выражаясь словами одного киногероя, «чинно-благородно»: в государственной филармонии состоялось торжественное собрание с участием президента, на центральной площади прошла выставка военной техники, а вечером народ любовался салютом. Поздравляя солдат и офицеров, чиновники много говорили о возрождении престижа воинской службы, обозначив таким образом одну из главных проблем отечественной армии.

Особняком среди этих заявлений стоят слова начальника управления по воспитательной работе Генштаба Минобороны Бакыта Джапарова: «В последнее время среди людей призывного возраста растет желание служить в рядах Вооруженных сил. Если раньше военным комиссариатам приходилось искать призывников, а те, которые там находились, пытались под любым предлогом не служить, то сейчас они сами приходят и просятся в армию». На сайте министерства проводится опрос на ту же тему: считает ли население престижной службу в ВС КР. Как и следовало ожидать, результаты вполне соответствуют оптимистичному настрою чиновников Минобороны: 73,8% респондентов (вероятно, большинство из них — сотрудники самого ведомства) ответили на этот вопрос утвердительно, 23,3% так не считают, а 3% затруднились с ответом. Вполне возможно, что Джапаров опирался как раз на данные этого опроса, но если бы подобное исследование проводилось на независимых интернет-ресурсах, результаты, скорее всего, были бы совсем другими.

В апреле в поле зрения работников местных СМИ попала любопытная информация: около двух сотен мигрантов из КР изъявили желание служить в армии Российской Федерации. Об этом РИА «Новости» поведал руководитель общественной организации «Межрегиональное общественное движение трудовых мигрантов Кыргызстана» Алишер Маданбеков.

— Люди знают, на что идут, — отметил он. — А учитывая то, что армия еще с советских времен славилась нелегкими для молодого солдата явлениями, такими как дедовщина, беспредел и насилие, эта структура всегда испытывает нехватку кадров. Стремление служить в рядах Вооруженных сил РФ возникло у мигрантов из земных соображений: ребята, которые попадут в российскую армию, смогут рассчитывать на ряд льгот, причем довольно серьезных, например, ускоренное получение гражданства.

♦ ♦ ♦

Молодые люди, не желающие служить в Вооруженных силах КР, в последнее время ссылаются не только на проблемы со здоровьем, но на вероисповедание, которое не позволяет им держать в руках оружие. Поэтому в марте на заседании комитета ЖК по образованию, науке, культуре и спорту депутаты рассмотрели поправки в законы «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики» и «О военной и альтернативной службах». Они предложили заменить пацифистам военную службу на альтернативную. «Можно служить на кухне, в стройбате… вообще, есть много мест, где можно применить свои знания, принести пользу себе и государству», — заметила «атажуртовка» Эльмира Иманалиева. Однако пацифисты призывного возраста отказываются вносить оплату за альтернативную службу: они полагают, что средства должны направляться не на нужды Минобороны, а на потребности социума — к примеру, в дома престарелых или детские учреждения.

Начальник отдела экспертизы и регистрации религиозных организаций Госкомиссии по делам религий Бактыбек Оморов признался «МК», что больше всего «армейских отказников» среди «свидетелей Иеговы».

— Сегодня 42 человека, которые наотрез отказываются служить в Вооруженных силах и проходить альтернативную службу, судятся с Министерством обороны. Мы ведем работу со многими протестантскими организациями, и некоторых верующих удается уговорить отдать священный долг родине.

Не горят желанием идти в армию и отпрыски высокопоставленных чиновников, депутатов. Да и сами родители стараются сделать все возможное, чтобы сыновья избежали «курса молодого бойца» в рядах ВС КР. Несколько лет назад в прессе мелькнула информация о том, что Алмазбек Атамбаев пообещал отправить своего младшего сына в армию, как только тот закончит учебу. Но пока о прохождении молодым человеком воинской службы ничего не известно.

Сегодня Камчибек Ташиев заверяет общественность, что непременно отправит своего сына в воинскую часть. По данным кыргызскоязычных СМИ, Таймурас Ташиев «приостановил учебу в России и вернулся в Бишкек, как только пришла повестка». Однако пока молодой человек «засветился» только на краже автомобильных колес.

♦ ♦ ♦

«МК» обратился к политикам и общественным деятелям с просьбой ответить на два вопроса: «Хотели бы вы, чтобы ваши близкие служили в армии?» и «Что нужно для поднятия престижа воинской службы в нашей стране?».

Азиза Абдирасулова, руководитель НПО «Кылым шамы», защищающей, в том числе, права призывников и их родственников, в прошлом году поддержала женщин, чьи дети — солдаты срочной службы — погибли либо стали инвалидами. Правозащитница приняла участие в пикете у Белого дома; она держала в руках плакат с призывом «Не отдавайте своих детей в армию!».

— Для меня это очень непростые вопросы, — говорит она. — В данное время «Кылым шамы» ведет шесть уголовных дел, пострадавшими в которых выступают военнослужащие. Для четырех солдат служба в рядах Вооруженных сил закончилась смертью. Интересно, что сначала следствие признало все эти случаи суицидом, и только после проведения судебно-медицинской и баллистической экспертиз в одном случае было доказано, что на самом деле имел место не суицид, а убийство: военнослужащего застрелили.


Я не имею морального права отпустить в армию не только кого-то из близких, но и призывать сделать это дальних родственников или знакомых. Пусть каждый решает сам... Забирая 18-летних юношей в армию, наше государство не гарантирует им безопасность. Кроме того, государство не гарантирует справедливого судебного разбирательства в случае причинения вреда здоровью солдата или его гибели. За последние шесть месяцев не были выплачены компенсации никому из пострадавших солдат и никому из близких убитых военнослужащих. Мне непонятно, по каким критериям у нас отбирают юношей на контрактную или альтернативную службу, хотя я внимательно изучила законодательство. Отсутствует статистика по этому поводу, неизвестен количественный и национальный состав Вооруженных сил. Да, я призываю родителей не отдавать детей в нашу армию, но это не значит, что я не люблю свою родину и не хочу, чтобы ее защищали. Просто для начала государство должно изменить отношение к солдатам срочной службы и к армии в целом.

«Арнамысовец» Дастан Бекешев сообщил, что его двоюродные братья служили в армии, причем он никак не пытался влиять на их решение.

— Из насущных проблем мои родственники отмечали плохое питание и обмундирование, очень посредственный быт, — вспоминает депутат. — Чтобы армия получила импульс для развития, нужно улучшать финансирование Вооруженных сил и усиленно бороться с дедовщиной: тогда молодые люди будут служить родине не из-под палки, а из патриотических соображений.

Социал-демократка Ирина Карамушкина уверяет, что в последнее время государство стало уделять больше внимания нуждам ВС.

— На первый ваш вопрос я ответить не могу: у меня две дочери и вообще нет родственников призывного возраста. Честно говоря, не припомню, чтобы кто-то из коллег отправлял своих сыновей в армию. Думаю, таких очень мало, — призналась Ирина Юрьевна. — А что касается второго вопроса, то недавно вышедшие социальные ролики о службе в армии призваны настроить молодежь на позитив. Депутаты имели возможность ознакомиться с рядом документов о нарушениях в рядах Вооруженных сил, и могу сказать, что многие фигуранты уголовных дел понесли ответственность за свои преступные деяния. Об изменении отношения граждан к армейской службе свидетельствует еще один факт: после июньских событий 2010 года родители призывников из узбекских семей выступали категорически против того, чтобы их сыновья служили в Вооруженных силах КР; а недавно мы встречались с представителями узбекской диаспоры и поняли, что они настроены уже не так категорично. Они просят только обеспечить безопасность их детям. Рассматривался вопрос о том, чтобы новобранцы узбекской национальности служили в одной воинской части — во избежание межнациональных разногласий. А вообще, гарантий того, что их ребенок вернется домой живым-здоровым, требуют родители всех призывников.

Лучше всех поднятую тему резюмировал простой банковский служащий Тимур К.:

— У меня подрастает сын, и я приложу максимум усилий — как моральных, так и финансовых — для того, чтобы он не отправился служить в кыргызстанскую армию. Мне мой ребенок нужен живым и здоровым. Пока не будут проведены кардинальные реформы, делать в нашей доблестной армии нечего.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах