Дорога в Ала-Букинский район занимает порядка 12 часов, но виды за окном авто компенсируют долгий путь, лежащий через красивейшие перевалы Ала-Бель и Тёё-Ашуу, долины Суусамыр и Чычкан, где можно сделать небольшой привал — благо, столовых и кафе на трассе много. Потом — Аксыйский район, известный каждому кыргызстанцу благодаря трагическим событиям 2002 года. Мне он запомнился большими уличными табличками. Оказывается, здесь любой житель может назвать улицу как угодно — для этого надо внести определенную сумму в районную казну и вложить средства в облагораживание самой улицы.
В Аксы, на мой взгляд, сохранился традиционный уклад жизни кыргызов, что на юге республики встречается далеко не везде. Добротные дома окружены номинальными заборами «от скота», на улице практически не встретишь женщину в парандже или хиджабе (по крайней мере, я не заметила ни одной). Основное занятие местного населения — сельское хозяйство, причем, как отмечают сами сельчане, здесь и в советское время не было промышленных предприятий.
И вот наконец — Ала-Бука. Название района переводится с кыргызского как «Пегий бык»: по легенде Зенги-Баба (мифический покровитель крупного рогатого скота) потерял своего пегого быка и нашел его именно в этой местности.
Граница тревог
Возле дороги установлена табличка, предупреждающая, что в пятидесяти метрах проходит линия государственной границы: Аксыйский и Ала-Букинский районы граничат с Узбекистаном. Охраняет этот участок Ала-Букинский пограничный отряд. В его зоне ответственности — более 500 километров рубежей, часть из которых до сих пор не согласована. Именно незавершенность процесса делимитации командир отряда полковник Замирбек Надырбеков назвал одной из главных причин здешних конфликтов.
— Чаще всего границу нарушают местные жители, которые предпочитают ходить в гости к родственникам, минуя погранпосты, — объяснил он. — А нередко скот уходит на территорию соседнего государства… Вообще, местное население прекрасно осведомлено о том, где проходит линия госграницы. Дорога, по которой мы с вами едем (на погранзаставу «Кербен». — М.О.), — наша, а вот справа видите трубу? По ней и проходит условная линия. Дальше — Узбекистан. Соседи, кстати, претендуют и на один из участков этой дороги.
На согласованных участках государственных рубежей возводятся столбы с колючей проволокой. Кроме того, в ала-букинских пограничных подразделениях строится ряд объектов: новые заставы, дома для офицерского состава, да и сам отряд, как ожидается, скоро обзаведется новым помещением.
По словам Надырбекова, погранцы регулярно проводят работу по предотвращению приграничных конфликтов. Так, в 2012 году на территории погранотряда произошло 10 инцидентов, в прошлом году — два, в текущем — пока ни одного. «Это стало возможным, в частности, благодаря сотрудничеству с пограничными уполномоченными Узбекистана. Например, проводятся совместные спортивные мероприятия», — отметил полковник.
Кроме того, в Ала-Букинском районе действуют группы раннего предупреждения конфликтов, которые находятся под патронажем Государственной пограничной службы. Данные группы были созданы в 2011 году в рамках проекта ОБСЕ с целью усиления межведомственного взаимодействия, повышения информированности населения по вопросам трансграничного сотрудничества и поведения на границе, а также на участках, не оформленных должным образом. Как отмечают в погранведомстве, основной задачей групп является создание механизмов раннего предупреждения и предотвращения конфликтов на участках госграницы в Ошской и Джалал-Абадской областях.
И меры эти более чем оправданы. Именно здесь, в зоне ответственности Ала-Букинского погранотряда, в местности Булак-Баши, в 2012 году произошла перестрелка между военнослужащими двух государств. Тогда погиб один пограничник и был ранен местный житель. Причиной инцидента послужил ремонт дороги на пока еще не описанном участке спорной территории. В итоге данный участок так и остался неотремонтированным, а чтобы избежать транзита через Узбекистан (буквально несколько метров), был выкуплен другой участок, по которому проложили временную дорогу.
Обоюдная польза
Можно сказать, что Ала-Буке повезло: в районе разрабатывается медное месторождение Бозымчак. Инвестор — компания «Казахмыс – Кыргызстан» — не только отремонтировала старую трассу, но и построила новую дорогу протяженностью 31,5 км для жителей Кок-Ташского аильного округа. В строительство было вложено более 7 млн долларов.
— Раньше мы ездили в другие регионы через Узбекистан, — говорит кокташец Абдуулааким Артыкбаев, — а когда граница закрывалась, добирались на ослах. Теперь стало легче: можно без проблем поехать в любую точку страны и сбыть свою продукцию.
Жители района прекрасно осведомлены о ценах на крупных рынках республики и «по дешевке» ничего продавать не будут. Часть выращенного урожая и мясо у них закупает инвестор, чтобы кормить рабочих.
— У нас в селе работы нет, только «дехканчылык», но труд себя не оправдывает, — сетует житель Кок-Серека Салян Батыров. — На восемь человек — 9 соток земли, выращиваем кукурузу. Снимаем около 300 кг. В прошлом году за килограмм нам давали 15 сомов.
А 68-летний кокташец Анарбек Нарбоев поставил в селе теплицу (не без помощи все того же «Казахмыса»), где выращивает огурцы и помидоры. Его примеру последовали и другие сельчане — сегодня в Кок-Таше и Кок-Сереке уже почти два десятка теплиц.
Инвестор помог решить и энергетическую проблему. Как рассказал глава Кок-Ташского айыл окмоту Адылбек Алымов, когда «Казахмыс» тянул ЛЭП на рудник, не забыл он и про сельчан. Раньше район снабжался электроэнергией через Узбекистан, и кокташцы частенько сидели без света. Вообще, о деятельности компании жители и руководство «подшефных» аилов отзываются положительно, хотя и конфликтов избежать не удается. Но о них не любит вспоминать ни та, ни другая сторона.
Между тем история одного из таких конфликтов весьма поучительна. Коксерекцы как-то возмутились, что машины «Казахмыса» поднимают сильную пыль на дороге — дескать, из-за этого у людей начались проблемы со здоровьем. Инвестор предложил построить объездную трассу, но сельчан этот вариант тоже не устроил. Пришли к консенсусу: теперь дорога в селе поливается восемь раз в день за счет компании.
— Каждый год мы подписываем меморандум о сотрудничестве с местными аильными округами, — сообщил заместитель гендиректора по связям с общественностью Жайылбек Дадиев. — В нем оговариваются все виды помощи, а также перспективы долгосрочного сотрудничества.
Иными словами, компания берет на себя социальные обязательства, а население обещает не вставлять ей палки в колеса, то бишь не митинговать. Но как долго продлится эта идиллия? Уже летом в районе планируется запустить обогатительную фабрику. Желающих работать там (а значит, получать хорошую зарплату) будет однозначно больше, чем вакантных мест. Инвестор открыл при ПТУ села Ак-Коргон учебный центр, где молодежь обучают таким профессиям, как проходчик, бурильщик, электрогазосварщик, тракторист, машинист. Еще 15 ребят получают профессиональные навыки в столичном горно-металлургическом комбинате.
Паломников манит Шах-Фазиль
Ала-Бука известна далеко за пределами области и даже страны благодаря уникальному историческому памятнику — комплексу Шах-Фазиль у священной горы Арча-Мазар. Как отмечается в Википедии, он представляет большую научно-историческую ценность, поскольку является единственным комплексом в Средней Азии, где обнаружены следы древнего фаллического культа. Это указывает на то, что возник Шах-Фазиль в доисламскую эпоху.
Позднее в состав комплекса, помимо горы, вошли памятники разных периодов исламской эпохи: мавзолей Аламбердара (XIX в.), пещера святого отшельника, место казни 2700 арабских воинов-шахидов Кыргын-Мачет (мечеть, XVIII–XIX в.в.), мавзолей Шах-Фазиль (XI в.), а также мавзолей Сафид-Буленд (или Сафед-Булон, XIX в). Все памятники давно стали местом паломничества для среднеазиатских мусульман.