В горнодобывающей отрасли Кыргызстана не хватает специалистов

Ассоциация горнопромышленников и геологов Кыргызстана заявила на прошедшей в Бишкеке пресс-конференции о необходимости перемен в горнодобывающей отрасли. Специалисты предлагают внести поправки в закон «О недрах», где многие прописанные нормы противоречат друг другу.

Специалисты отметили, что Кыргызстан богат полезными ископаемыми и освоение природных ресурсов, особенно в горнодобывающей отрасли имеет прямое отношение к развитию экономики.

– Горнодобывающая отрасль – одна из ведущих отраслей хозяйства во всем мире, она создает экономическую базу. Ассоциация поддержала инициативу по созданию Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года и предложила свой план мероприятий. Он состоит из 4 пунктов: пересмотреть закон «О недрах», изменить структуру правления отрасли, укрепить интеграцию горного производства с наукой и коренным образом улучшить подготовку, подбор и расстановку кадров, – пояснил Орозбек Дуйшеев, президент Ассоциации горнопромышленников и геологов.

По словам первого заместитель председателя Ассоциации Дуйшенбека Камчыбекова, законодательные нормы в сфере горной промышленности не в полной мере отвечают требованиям, которые сегодня необходимы при разработке и изучении полезных ископаемых.

– Допустим, по определению, которое дается в законе, социальный пакет – это добровольное соглашение, однако уполномоченный орган по недропользованию в то же время обязывает компанию заключать соглашения и составлять отчеты по социальным пакетам. Явное противоречие, нужно изменить формулировку, – рассказал Дуйшенбек Камчыбеков.

Четких мер нет и в положении о приостановлении и прекращении лицензии. В новой редакции закона «О недрах» непонятно, в каком случае уполномоченный орган может приостановить лицензию на пользование месторождением, а когда аннулировать ее действие. Немало проблем также доставляет совместимость лицензий на право пользования недрами. Так согласно норме разрешить работу на одном участке могут одновременно нескольким компаниям. К примеру, одна организация получает лицензию на разработку угля, другая – на изучение месторождения урана, соответственно возникает конфликт интересов.

– Также надо исключить возможность передачи или оставления в залог лицензий на право пользования недрами. Так появляются коррупционные схемы. Одна компания получает лицензию, при этом тратит минимальные средства, а потом продает ее за большие деньги, – подчеркивает Камчыбеков.

Сегодня многие месторождения простаивают без дела из-за того, что инвесторы, получая разрешение на горнодобывающую деятельность, не занимаются разработкой, а ждут удобного случая, чтобы перепродать лицензию. Горный инженер Юрий Достовалов привел конкретные примеры, как горнодобывающие предприятия, которые когда-то были флагманами республики, пришли в упадок.

– Кадамжайский сурьмяный комбинат долгие годы приносил прибыль, а потом руководителем назначили экономиста мясомолочного производства, то есть человека совершенно далекого от горнодобывающей промышленности. Работа комбината полностью приостановилась, правительство привлекло инвесторов, тендер выиграла казахстанская компания, однако с 2007 года они не выполнили ни один пункт своей программы. У нас нет структуры, которая отдельно занималась бы горнодобывающей промышленностью, как это происходит во многих странах, – сетует горный инженер.

По мнению экспертов проблемы, возникающие в горной отрасли, остро связаны игнорированием местных профессиональных кадров, так как для разработки залежей в основном привлекаются зарубежные специалисты. Профессор Кушбакалы Тажибаев с таким положением дел не согласен и считает, что необходимо укреплять связь горнодобывающей промышленности с наукой на национальном уровне, а также провести реформу системы подготовки инженерных кадров, создав единый координационный центр.

– Иностранные фирмы, которые разрабатывают месторождения в Кыргызстане, как правило, привлекают для исследований научные коллективы из своих стран и финансируют их под видом того, что местные специалисты не способны работать на надлежащем уровне. На деле происходит наоборот. Исследования на местах проводятся нерегулярно, важные решения не могут приниматься оперативно и своевременно. Например, крупная авария на руднике Кумтор в 2008 году, когда произошел внезапный массовый обвал борта карьера. Объем обрушенных пород составил около 7 млн. тонн. Погиб человек, был нанесен ущерб техники, рудник несколько месяцев устранял последствия инцидента. В качестве независимого эксперта, когда мы стали проверять деятельность Кумтора, выявили, что мониторная система за пять суток до катастрофы предупреждала о динамическом разрушении, но исполнители не поняли показания приборов. Нельзя игнорировать достижения местных научных работ. Необходимо давать работу по специальности и опыту, привлекать профессионалов своего дела, а не назначать людей на руководящие должности по принципу родства или местничества, – заключил ученый.

По данным специалистов, сегодня только по месторождениям золота выдано 250 лицензий, однако работает всего около 20%. Если бы все горнодобывающие предприятия были задействованы, это дало бы мощный толчок развитию экономики страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру