Хроника событий Москва присоединилась к торговой войне с США: пострадают зажиточные россияне Россия введет пошлины на товары из США Иван Аркатов: "Крым уже "не оторвать" от материка" Россия внесла в «черный список» главу Минюста Латвии и депутатов Андрей Бочаров: «У гостей Волгограда кардинально меняется представление о России»

Три кита для Кыргызстана

06.06.2018 в 13:41, просмотров: 2848

Минувший 2017 год официально был посвящен организации условий для бизнеса в ЕАЭС и решению ряда внешнеторговых и производственных вопросов, в числе которых был поиск заинтересованных в сотрудничестве с КНР хозяйствующих субъектов в странах объединения.

Три кита для Кыргызстана

Так же он ознаменовался значительными геополитическими изменениями в отношении крупнейших экономических партнеров Кыргызстана – России и Китая. О том, как глобальные перемены отразились на совместных бизнес-проектах с Кыргызстаном и о том, какие экономические проекты ждут республику в ближайшие годы и помогут оживить регионы,  корреспондент «МК-Азия» побеседовала с президентом Кыргызского союза промышленников и предпринимателей, Жыргалбеком Калмуратовичем Сагынбаевым.

Первые ласточки

- Жыргалбек Калмуратович, год назад перед крупным саммитом в Бишкеке, посвященным встрече представителей Китая и стран – участниц объединения по развитию сотрудничества, вы говорили в интервью некоторым местным журналистам, что будете «использовать свое членство в ЕАЭС для взаимодействия с китайской программой экономического развития «Один пояс-один путь»». Каковы достижения в этом направлении за ушедший год и какова полученная выгода для Кыргызстана?

- Действительно, в минувшем году Кыргызстан был председателем Делового совета ЕАЭС и эти вопросы обсуждались. На сегодняшний день идет глобализация и очень большое количество российских компаний и стран оказалось попавшими под санкции, и мы решили: почему бы им не помочь, в том числе и путем передислокации в Кыргызстан производственных мощностей? При этом мы могли бы приглашать инвесторов в республику и отрабатывать с ними сотрудничество. Конечно, речь не должна была идти о каких-то вредных производствах, которые негативно сказались бы на экологии республики. Свою заинтересованность выразили  нескольких компаний из России, готовых перевезти сюда производства, а так же  несколько китайских корпораций, и  на сегодняшний день эти  переговоры на финишной прямой. Полагаю, уже этой осенью мы подпишем необходимые документы, и до конца года на рынок Кыргызстана зайдут несколько новых предприятий. Этот проект примечателен тем, что  инвесторы придут не только на пустую землю, но и  на уже имеющиеся площадки в виде простаивающих предприятий, где проще организовать какое-то производство. Мы хотим, чтобы заработало  как текстильное направление, так и перерабатывающие заводы – Китай славится как своими сельскохозяйственными культурами, так и оборудованием для их переработки, которое поставляется в Азию и в Африку. Например, хотелось бы, чтобы таким образом в Таласе смогли перерабатывать фасоль, которая сейчас экспортируется в виде сырья. А она могла бы остаться в республике и перерабатываться в виде различных консервов для внутреннего и внешнего рынков.  Интересы инвесторов, к слову – не только текстильная промышленность и сельское хозяйство, но и перерабатывающие предприятия, изготовление бытовой техники и запасных частей для автомобилей Китая. Мы поддерживаем начинания нашего президента Сооронбая Жээнбекова по развитию регионов в 2018 году, и ранее говорили, что для развития страны нужно начать поднимать регионы. И потому география наших проектов не ограничивается Чуйской областью. Мы хотим реализовать пилотный проект в этом отношении в Нарынской области, чтобы вдохнуть в нее жизнь: она самая крупная из областей в Кыргызстане и имеет много свободных, не освоенных площадей, плюс она близко расположена к границам с Китаем. Мы уже ведем там проект-первенец в сельскохозяйственной сфере вместе с Россией на несколько миллионов долларов США, хороший, добрый, экологичный. Завозим из России качественное сырье – семена картофеля, сажаем их в нашем высокогорье, и выращенную продукцию  в виде качественных семян  и экспортируем в Узбекистан. Соответствующие соглашения уже подписаны. В последующие годы мы хотим не только насытить внутренний рынок качественным и хорошим  картофелем, но и нарастить экспорт. И поставлять семена картофеля, а также переработанную продукцию в виде  хлопья, чипсы и прочую  продукцию, связанную с картофелем,  на соседние рынки: в Таджикистан, Китай, Казахстан, и даже в Туркменистан! Российская сторона не против включения в проект дополнительных партнеров, и он сможет дать рабочие места нескольким тысячам жителей Нарынской области. Когда мы вдохнем туда жизнь, то сможем подумать и о других областях – об Иссык-Кульской,Таласской, Ошской, Джалал-Абадской…Сейчас же мы благодаря близости границ  с Китаем в Нарынской области сможем показать, что мы можем работать.  Кроме того, у нас есть возможность и организации перерабатывающих предприятий на территории области на неосвоенных территориях, что опять же даст новые рабочие места.

- В какой валюте будут проводиться операции по данному проекту и по другим проектам этой ветки? Есть ли в планах у Кыргызстана переходить на аналогичные китайской системе «payment versus payment» способы взаиморасчетов?

- Пока нет. Доллар в Кыргызстане как основную валюту для взаиморасчета пока никто не отменял, да и в данном случае в каждой из стран свои валюты: рубль, сом, сомони, манат, юань…Китайско-российский способ взаиморасчета с рублями и юанями вместо доллара может работать только для двусторонних соглашений, у нас же соглашение между несколькими государствами. Мы должны работать с соседями в валюте, которая не имеет рисков, и не хотим подводить российских партнеров. В перспективе же у нас будет не одно такое соглашение, для которого понадобится расчет без рисков. Например, не так давно мы подписали с КНР о том, что будем поставлять им мясо птицы - куриное. И не только мясо – в нашей культуре мы не употребляем в пищу головы, лапки и внутренности, а Китай будет их приобретать. И сейчас мы ищем российского инвестора под этот проект, один из потенциальных партнеров уже заявил о том, что готов поставлять ежегодно порядка 40 тонн мяса.  Есть и компании, нацеленные на 250-300 тысяч тонн мяса в год, которые будут идти через Кыргызстан. Но Кыргызстан в данном случае не будет заниматься реэкспортом в чистом виде. После проведения трехсторонних переговоров и достижения согласия между всеми сторонами мясо птицы будет поставляться в Кыргызстан, здесь на наших предприятиях оно будет разделываться, перерабатываться и красиво упаковываться, сертифицироваться по стандартам КНР и далее следовать в Китай. Таким образом, мы максимально сможем использовать наш географический потенциал и вместе с тем поднимать производство, создадим рабочие места и получим доход в виде добавленной стоимости и налогов. Конечно, мы могли бы просто брать продукцию у России или Казахстана и просто экспортировать ее в Китай, но это будет означать, что мы себя не уважаем.  Мы же союз промышленников и предпринимателей и должны развивать именно промышленность в Кыргызстане! Так мы сможем помочь государству, дать людям рабочие места на родине и закрыть брешь в бюджете: если каждый предприниматель, участвующий в переработке и другой деятельности,  будет платить все налоги, то республика будет процветать! Кроме того, если у нас начнет развиваться промышленность, сюда, в Кыргызстан, даже в отдаленные регионы, такие, как Нарынская или Баткенская область, придет инвестор.

Закон превыше всего

- К слову, об инвесторах. Достаточно часто бывает, что они, придя в республику, не могут найти общий язык с чиновниками или местными сообществами, и оказываются не только без прибыли, но и без компенсации вложенных средств. Это касается не только горнодобывающей промышленности, но и других сфер, имеющих потенциальную привлекательность для иностранных бизнесменов. Как КСПП следит за защитой прав инвесторов, даете ли партнерам какие-то определенные  гарантии, что они, вложившись в Кыргызстан, свои средства не потеряют?

- Если внимательно рассмотреть ситуации конфликтов с инвесторами, то можно найти любопытные детали. Например, с тем же случаем в Казармане, когда сначала все СМИ дали новость о том, что люди разгромили и сожгли предприятие бизнесмена из Китая, а потом выяснилось, что строительство велось не совсем по законодательству КР, с нарушениями. Люди взбунтовались потому, что их не услышали власти: они не увидели документов, подтверждающих, что бизнесмены имеют право строиться на этой земле, и решили отрегулировать вопрос своими силами. Представьте, что у вас во дворе кто-то начал строительство, а вы не можете добиться от него документов и разрешения на стройку на вашей территории! Конечно, вы будете возмущены. Горнодобывающая промышленность представлена в нашем союзе в лице ассоциацией недропользователей КР  и то что  произошло,  в отдельно взятом районе страны вновь нанесло значительный удар по инвестиционной привлекательности Кыргызстана, в том числе отразилось и на наших потенциальных партнерах. СМИ в Кыргызстане, а затем и в Китае, показали это все так, как будто инвесторов в республике преследуют и громят их собственность ни за что, просто так. По всем каналам КНР показали этот случай именно в таком свете, и этого было достаточно – продолжение истории, когда всплыли нарушения в документах,  уже мало кого волновало… Если мы хотим стать страной, куда приходят инвесторы – мы должны защищать их. Но  защищать тех из них, кто ведет свои дела добросовестно, готов платить все виды налогов и быть послушными законам Кыргызстана. Мы работаем именно с такими компаниями. Прежде чем говорить о том, что мы хотим завести в страну кого-то из инвесторов, мы требуем у него бумаги, и смотрим опыт работы компании, квалификацию, сырье, на котором  она работает, экологические параметры работ. Если хотя бы какой-то параметр нас не устраивает или представляет угрозу для республики, мы с такими партнерами не работаем.  Самое большое искусство – это именно переговоры. Но раньше была не очень хорошая практика – переговоры во многих случаях заменял откат ряду чиновников. И многие из  тех бизнесменов, кто мог бы развивать республику, увидев это, уходили со своим капиталом в другие страны и больше не возвращались. Сейчас же у нас новое правительство  и мы хотим , чтобы со стороны компаний, желающих зайти на рынок,  не было каких-то бонусов, откатов – только честная работа по законодательству Кыргызской Республики. И хотелось бы, чтобы к нам заходили хорошие инвесторы – в этом мы союзники с правительством, и помогаем ему. А чтобы быть гарантом безопасности для них,  правительство  должно работать и на уровне областей, с органами местного самоуправления: любые переговоры будут безрезультатными, если на высшем уровне они пройдут хорошо, а на местах какой-то аким будет вымогать с компании дополнительные строительства участков  дорог или бани. Социальные обязательства на себя берет любой инвестор, но не надо его принуждать выполнять их силой  и все сразу. И угрожать, что без выполнения этих поставленных условий ему не дадут работать – это уже получается какое-то басмачество. Ведь, помимо того, чтобы прийти на место и отстроиться, предприятию необходимо немного поработать и заработать, чтобы  на эти средства уже выполнять социальные обязательства по графику.

- Отрасли, которые привлекают иностранных инвесторов в Кыргызстане,  достаточно четко обозначены. А в какие отрасли и сферы предпочитают вкладываться предприниматели из Кыргызстана за рубежом, скажем, в той же самой России или в Китае? Или денежный поток в данном случае  идет только в одном направлении - в нашу страну?

- В России кыргызстанцы вкладываются в перерабатывающую отрасль, в Китае же преимущественно иная ситуация – туда вкладываются единицы. Хотелось бы, чтобы мы научились у этих двух наших стратегических партнеров целесообразно использовать богатства наших недр, и потенциал страны в целом – начиная с географического расположения и заканчивая другими возможностями. Например, Талас – это горнорудная промышленность и сельское хозяйство – фасоль. Параллельно с горнорудной добычей можно перерабатывать фасоль и экспортировать ее, не создавая прибыли другим государствам, что сейчас покупают ее у наших фермеров в виде сырья. Ош – это ранние фрукты, овощи, которые востребованы за рубежом, например, в Ульяновской области, Свердловской области и других регионах РФ, которые издревле их приобретали. Мы можем брать или у России, или у Китая оборудование для заводов по переработке, а самим поставлять туда  натуральные овощи и фрукты как в естественном виде, так и в виде компотов, варенья и других консервов.

Человеческий капитал

- А есть ли у Кыргызстана направление, которое могло бы породить бренд  нового времени для  республики без иностранного капитала и вложений извне?

- Такое направление есть: мы сейчас становимся поставщиками кадрового ресурса – специалистов, знающих свое дело и достойных хорошей заработной платы. Буквально на днях мы начинаем проект с Российской Федерацией, касающийся обучения мигрантов по линии экономики, банковского дела и получения ими сертификатов. В России простого человека с высшим образованием и теорией из университета не возьмут на работу после получения диплома, ему нужна хоть небольшая, но практика и экзамен. Диплом можно купить, как и результаты сессий, потому нередко наши специалисты не вызывают доверия и финансисты и экономисты, грубо говоря, вместо работы в банке на должностях  малого, среднего и высшего звена моют в нем полы. Но мы договорились с российской стороной и нашей Ассоциацией вузов, которая входит в КСПП, о том, чтобы на базе наших вузов студенты проходили экзамены и получали сертификат о повышении квалификации по стандартам  ЕАЭС и Российской Федерации. С ним они смогут  без проблем трудоустроиться наравне с российскими специалистами на высококвалифицированную работу. Это решение поможет росту кадрового потенциала: пока мы здесь создаем условия для того, чтобы мигранты смогли вернуться домой, они должны работать за рубежом, но на квалифицированных должностях, зарабатывая деньги и повышая свой уровень профессионализма. Вернувшись в Кыргызстан, они смогут найти хорошую работу и здесь или, вооружившись полученными знаниями, открыть свое дело. Планируем что  проект начнет работу на базе КРСУ имени Б.Н.Ельцина, далее охватит и другие вузы. Если специалисты из России будут приезжать и обучать наших студентов, то они увидят, что востребованы и  смогут достичь хороших результатов!

- Это студенты. А есть ли аналогичные выгодные предложения, связанные с трудоустройством, для вчерашних девятиклассников, или же для одиннадцатиклассников, которые не хотят получать высшее образование? Нужны ли будут в ближайшие годы кыргызскому бизнесу специалисты в технической и других сферах, или же потребности традиционно ограничатся специалистами пищепрома и легпрома?

- У нас тотальный кадровый голод – не хватает простых специалистов, рабочих специалистов: сварщиков, токарей, автослесарей...И не только у нас в Кыргызстане. Мы работаем сегодня с госагентством по профтехобразованию, которое обучает молодых кыргызстанцев, но этого мало. При этом у тех, кто выберет рабочую специальность, есть хорошие перспективы. Например, в Татарстане недавно во время одной из поездок директор одного из заводов изъявил желание взять к себе на обучение 60 человек, и платить им по 500 долларов США, обеспечив их проживанием и частично питанием. При этом он сказал, что после того, как эти 60 человек будут обучены, он сможет открыть дочернее предприятие в Кыргызстане и дать им рабочие места уже на родине! Этот пример не единичен. Молодые люди, закончившие 11 или 9 классов, и получившие профессионально-техническое образование, могут найти себе хорошую высокооплачиваемую работу, а не ограничиваться мытьем полов или посуды. В свое время я возглавлял ОсОО «Ореми-Тяжэлектромаш», и мои сотрудники, работавшие по сдельной системе, получали на руки по 40 тысяч сомов, это в соответствии с тем курсом было примерно как 700-800 долларов США. А в России в то же время люди получали 500 долларов, отправляя половину домой и живя в нечеловеческих условиях штабелями по 20-30 человек, не имея никакого образования, кроме школьного…Мы имели с КГТУ имени И. Раззакова и несколькими профлицеями соглашение о том, чтобы их учащиеся проходили практику на нашем заводе, и практиканты наглядно могли увидеть, что если они пойдут работать сюда в цеха после окончания вуза или лицея, то получат вполне реальную заработную плату, которой хватит и на свои потребности, и на помощь родным. У них была мотивация. Мотивация есть и сейчас, хотя о ней говорят мало. В рамках наших партнерских отношений с Российским союзом промышленников и предпринимателей мы говорим о том, что  кооперация у нас должна идти не только на уровне бизнеса, но и на уровне подготовки кадров. Многие российские компании сейчас заинтересованы в том, чтобы готовить на своей базе на практике будущие кадры для открытия филиалов производств в Кыргызстане, а не отправлять тех, кто обучает молодежь, в Кыргызстан. На практике на заводе или любом другом производстве человек схватывает информацию быстрее, нежели в теории. А без кадров любое производство не стоит ничего. Инвесторам же, заходя на рынок и открывая производство, не выгодно каждый раз заниматься переобучением специалистов, тогда они не получают максимальной прибыли и теряют на это лишнее время. Потому мы и говорим о том, что нам выгодно сразу готовить профессиональные кадры, говорим о кооперации в области образования, не только с Россией, но и с Китаем. Говорим о том, что нужна четкая система контрактов, которая обязывала бы после повышения квалификации специалиста отработать на заводе компании, давшей ему образование, определенный срок. Однако есть и другая проблема: необходимо дать новые знания и преподавателям, отправить их на обучение – хотя бы в страны ЕАЭС, в Россию. И мы над этим работаем!

- Но, чтобы развивать свое производство и работать с инвесторами, республике, помимо кадров, прежде всего нужна гибкая система законодательства и налогообложения, и выгодная государству, и не ущемляющая интересов бизнеса. Как сейчас обстоят дела в этой сфере? Какие вопросы в этой области больше всего вызывают беспокойство и недовольство со стороны участников КСПП?

- Каждое государство определяет правила игры, по которым живут и действуют все граждане, находящиеся на его территории, будь им восемь, восемнадцать или сорок восемь лет. Если все будут жить по этим правилам – государство будет в порядке, будет процветать. Малейшее же действие против них вызывает сильный удар по республике и ее имиджу – как в случае с тем же Казарманом, о котором мы сегодня уже вспоминали. Все начинается с работы на местах, где допускаются грубейшие нарушения этих правил, определенных государством. И нарушителей таких нужно гнать и заставлять нести ответственность – одним своим действием они могут нанести республике ущерб на миллионы долларов. Не потому, что они их присвоят, хотя и поэтому тоже. А потому, что в результате их действий или бездействий не приедут те инвесторы, которые интересовались Кыргызстаном, и могут сократить свое пребывание в республике те , кто рассматривал Кыргызстан в качестве партнера в долгосрочной перспективе. Поэтому мы просим правительство обратить тщательное внимание на назначения чиновников на всех уровнях - от сельской управы до области.  Есть и другие проблемы. Одного года очень мало, чтобы поднять регионы страны: нужны три года или пятилетка. Один год займет только раскачка. Пока  примут нормативно-правовые акты, пока чиновник на местах со своим  толстым животом поднялся с места, посмотрел в сети новые документы и решил их реализовать, провел совещание – уже и прошел год! Поэтому, чтобы создать рабочие места и поднять регионы, нам нужно время. Дальше – еще одна проблема: сменяемость кадров. Пока один назначенец в правительстве или в госорганах вникает в дела – его уже снимают, и он даже не успевает поработать и показать свой результат. И это тоже бьет по инвестициям в Кыргызстан! Судите сами: по итогам переговоров инвестор заключает с профильным министерством меморандум о сотрудничестве, готовит документы, выделяет средства, а когда приезжает в Кыргызстан снова, то его встречает другой министр в том же кресле, для которого меморандум предшественника – пустой звук. Специалистов нужно готовить и растить! Например, прежде чем научится вести  переговоры с инвесторами и  возглавить КСПП, я порядка 20 лет проработал на разных должностях, узнал, как ставится с нуля производство, какие у него могут быть проблемы…А сейчас на работу в госорганы приходят молодые и не очень люди, которые где-то что-то как-то закончили,  и не умеют вести переговоры, но очень хотят выгоды.  Так нельзя! Работать должны люди, знающие в совершенстве рынок каждой области, каждого района,  способные сообразить, где есть нужда в определенном предприятии, как его обеспечить всем необходимым – от электричества до инфраструктуры,  и какая его продукция будет пользоваться спросом. И я рад, что в РФ есть люди, готовые способствовать тому, чтобы наши специалисты стали лучше. Но нам  предстоит много работы, очень много работы.

- Квалифицированным кадрам такого рода нужна мотивация не только карьерная, но и финансовая. Например, несколько лет назад в Министерстве экономики беспокоились о том, что их молодые специалисты посещали за госсчет несколько курсов повышения квалификации в год, изучают английский язык, ездят на стажировки от международных организаций за рубеж… А потом – получали иную  мотивацию: те же организации, что их обучали, приглашали их на должности экспертов или координаторов программ по региону на зарплату в 1500-2000 долларов минимум. И заведующие отделами, и простые служащие  уходили без оглядки! Только ли это забота государства или что-то положительное по отношению к квалифицированным специалистам может сделать и бизнес?

- Повторюсь: государство диктует правила игры. В случае с обучением за государственный счет за рубежом следует отрегулировать его таким образом, чтобы диплом специалисты получали, только вернувшись обратно в Кыргызстан, и отработав на благо страны несколько лет.  Сейчас же мы этого ввести не можем: стартовая зарплата молодого специалиста иногда близка к прожиточному минимуму – а это менее чем 100 долларов США. У нас парадоксальная ситуация: выпускники того же КРСУ с красным дипломом и знанием языков не могут найти работу, так как им дают не  более 200 долларов, а хотят они не менее 300-400 долларов. Тем временем чьи-то родственники, или же те, кто получил профессионально-техническое образование, получают гораздо больше при том же уровне знаний. И вчерашним студентам обидно! А тот, кто учится за рубежом, знает, что даже  за развоз пиццы курьером в Европе он сможет получить раз в пять-шесть больше, что уж говорить о более квалифицированной работе! В Казахстане, например, правила игры в отношении образования гораздо более сильны. Там есть программа «Болашак» и ряд других программ, по которым казахстанец может обучиться в университете Европы, получить образование и вернуться домой, зная, что там его ждет хорошее и достойно оплачиваемое место с перспективой роста. Может ли быть уверен в этом кыргызстанец, в том, что за время его обучения в кресло не сядет чей-то сын или племянник? Нет. Если кыргызстанец уже добился успехов за рубежом, стимула для возвращения домой мы ему тоже дать не можем: вместо 10 тысяч евро он будет жить на 500 долларов в месяц.  Поэтому для нас пока наилучший  выход – сотрудничество с крупными предприятиями инвесторами , чтобы они готовили свои кадры для открытия в Кыргызстане своих филиалов и могли гарантировать и трудоустройство, и хороший доход своим работникам: от 200-300 долларов в начале до более чем 2 тысяч долларов по мере карьерного роста. Так что кадры решают все, и мы должны вести в этом отношении последовательную работу, обучая самых талантливых специалистов в других странах, чтобы они могли развиваться и развивать страну.

О туризме и туристах

- Сейчас открывается новый туристический сезон, который кормит в республике не одну сферу предпринимательства, в этом году он ознаменован еще и очередными Всемирными Играми Кочевников. Однако условия, в которых принимает туристов Кыргызстан, развиваются незначительно и малыми темпами. В связи с этим в парламенте КР не так давно заикнулись в очередной раз о введении туристического сбора для иностранцев в размере 20 долларов США – ради увеличения доходов от отрасли в бюджет и развития туристических услуг и республики в целом. Согласны ли Вы с таким «подспорьем»? Или дело все - таки не в нехватке средств?  

- Опять же – здесь возникает кадровый вопрос и вопрос регулирования со стороны государства. Азамат Капар, который сейчас возглавляет профильный департамент туризма, знает несколько иностранных языков, имеет стаж работы в этой сфере и не покладая рук работает в режиме 24/7. Но туризм в Кыргызстане частный, и государство, и бизнес-сообщество не может заставить частников единовременно улучшить сервис. Это работа правительства и парламента – создать и заставить работать такие законы, которые частники должны будут соблюдать, если хотят принимать у себя отдыхающих. Есть пансионат – рядом должны быть парковка, кемпинг, туалеты, мусорки,  внутри – инфраструктура. Сейчас же ситуация такова, что в пляжной зоне вокруг Иссык-Куля от Боома до Балыкчи  элементарно не достаточно туалетов для туристов. В других местах не лучше. Да и в пансионатах людям нечем заняться: в горы на экскурсию сходили, на пляж сходили – что еще делать, турист хочет потрать деньги на услуги и развлечения, а их нет? В том же Китае или Турции все включено, а у нас за каждое развлечение турист должен доплачивать, за каждую услугу. Вопросы инфраструктуры и условий для туристов должны решаться именно «сверху»:  нет, к примеру, 10 общественных туалетов на территории твоего пансионата или же поблизости – все, Госэкотехинспекция закроет твой бизнес.  Есть недопонимание и с местным населением – возникают конфликты, которые перерастают в драки.  Люди видят в Сети, что в Кыргызстане что-то горит и им без разницы, на каком берегу озера или в какой области это произошло – они не захотят рисковать  приехать к нам. Это уже вопрос взаимодействия и с местными аксакалами которые должны советовать молодежи, что два месяца сезона обеспечивают год жизни, что гостями нужно дорожить и вежливо к ним относиться.

- Бывают перегибы и с другой стороны – со стороны туристов. Возможно, Кыргызстану стоило бы разработать памятки о правилах поведения в республике для гостей страны, чтобы не задевать чьих-то религиозных чувств или обычаев? Часть конфликтов обусловлена именно разногласиями подобного рода.

- Это уже тоже вопрос к правительству и к департаменту туризма. Открываешь любую поисковую сеть – Google, Yandex и так далее, и ни в одной из них нет ясных рекомендаций по поводу традиций и обычаев кыргызского народа для туристов, желающих посетить страну. Пока их нет, но мы должны и  сами показать гостям республики положительный пример поведения. В других постсоветских странах в этом отношении строго. Например, в Туркменистане нельзя без последствий просто даже подойти и заговорить с девушкой на улице, пристать к ней, иностранные граждане это знают. А на Северном Кавказе туристы знают, что нельзя плеваться, выпивать и устраивать разврат – и это нормально. У нас же государство демократическое,  но культурное поведение и национальные традиции никто не отменял!  Через рекламные и социальные ролики, штрафы ли – к их соблюдению нужно прийти, и каждый гражданин должен быть примером и для сограждан, и для иностранцев. И образование, и менталитет  должны стать приоритетом и для правительства, и для бизнес-среды – мы здесь живем и тоже подаем обществу пример. Знаете, Кыргызстан – маленькая страна, но очень энергичная. У нас все быстро меняется, и за рубежом, во время переговоров нам всегда задают вопросы о политическом состоянии и смены кабмина и премьера  приходится отшучиваться: «мы просто меняем чиновников на более свежую кровь!». Но если дать нам работать спокойно, мы можем добиться хороших результатов и весьма быстро. Некоторые эксперты говорят, что до уровня соседнего Казахстана нам надо работать  20-30-лет, я не согласен. Нам нужно пять стабильных спокойных хороших лет под президентством Жээнбекова, и все придет. Не стоит дестабилизировать обстановку: люди читают новости о Кыргызстане, и сезонные митинги, беспорядки делают нам антирекламу и в отношении бизнеса, и в отношении туризма, Всемирных игр кочевников… Пусть всенародно избранный президент работает спокойно – какой бы он ни был, мы всенародно его выбрали и  он уже выбрал премьера. Пусть они отработают, воплотят в жизнь свои программы и обещания, не надо экспериментировать над народом кадровыми сменами. Пусть президент и премьер  и парламент отработают положенные сроки, и тогда у нас будет стабильность, и мы сможем многого добиться. У нас есть выгодное  географическое положение, есть преференции ВСП+ от Евросоюза, есть членство в ЕАЭС со всеми его льготами и возможностями развития, есть «зеленый коридор» Китая. И я хочу попросить у нашего уважаемого президента и премьер-министра от имени бизнеса: пожалуйста, отработайте спокойно, по закону и  через пять лет мы увидим хорошие результаты, работая это время сообща. Пожалуйста, не мешайте каждому делать его работу на благо страны!

Санкции . Хроника событий


Партнеры