В Бишкеке вновь обсудили ситуацию с перегруженными фурами

6 декабря 2017 в 11:17, просмотров: 1198

В Бишкеке снова озаботились ситуацией на дорогах республики, по которым много лет ездят как кыргызские, так и иностранные фуры с большим перегрузом. Разбитые дороги, которые нельзя отремонтировать из-за того, что штрафы за лишние тонны уходят в карманы коррупционеров в виде отката, а так же меры для борьбы с коррупцией в Агентстве автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля стали предметом обсуждения рабочей группы Совета безопасности Кыргызстана.

Вопрос о том, что требуется как-то упорядочить движение большегрузов по дорогам, поднимается не первый год. По законодательству КР дальнобойщик с превышением должен заплатить штраф порядка 12 тысяч сомов и оставить излишки на весовой. Но этого не происходит. Оплатив «отступное», перевозчик едет дальше, разбивая дорогу. Результатом этой политики стало превращение автомагистралей  буквально в «золотую жилу» - не только для сотрудников ПВК, но и для тех, кто занимается ремонтом разбитого дорожного полотна. Стратегические трассы  приходится по нескольку раз за десятилетие латать и обновлять, исключительно за счет бюджета и внешних кредитов. В частности, постоянно подновляются участки трасс Бишкек – Ош, Ош – Гульча – Иркештам, Бишкек – Нарын – Торугарт.  Благодаря новым фурам свежий асфальт изнашивается в разы быстрее запроектированного износа, что заставляет снова выделять миллионы сомов на реставрацию участков в ущерб другим дорогам. Рецепт выхода из кризиса предлагал  экономист Марат Мусуралиев еще в 2014 году.

- Все больше стран, в том числе связанных с Кыргызстаном экономическими отношениями, вводят оплату за проезд грузового транспорта. Она взимается за использование главных дорог грузовыми автомобилями и их составами с полной массой свыше 3500 кг, предназначенными или используемыми для грузоперевозок автомобильным транспортом, за исключением пересечения дорог, в том числе на кольцевых. Почему мы до сих пор не обращаемся к этой практике? – задавался вопросами специалист.

Однако в парламенте решили уделить этой проблеме пристальное внимание далеко не сразу. В минувшем  2016 году специалисты профильного ведомства на заседании комитета ЖК отчитались, что виной беспорядку на дорогах не коррупция, а  нехватка пунктов контроля. ПВК требовалось поставить как минимум 18, в нагрузку к уже имеющимся 22 пунктам, работающим мобильно и стационарно. Так же в качестве оправдания они отмечали несознательность водителей, не соглашающихся на прохождение контроля. Парламентарии же  отправились с инспекцией на стационарные ПВК «Тоо-Ашуу», «Кемин», «Ат-Баши» и к сотрудникам мобильных ПВК. Группа нардепов отметила, что ни один из дальнобойщиков, везущих груз на китайских «HOWO» с превышением вплоть до 60 тонн, не был остановлен и разгружен. После уплаты отступного они продолжали путь, а сотрудники пунктов контроля не знали, куда девать пачки полученных неучтенных денег из журнала на глазах у проверяющих. Масштабные проверки прошли по всей стране, в итоге за различные нарушения были уволены 260 сотрудников ПВК.

В 2017 году лед наконец тронулся. В феврале заработали первые две автоматические системы весогабаритного контроля на пунктах «Кемин» и «Сосновка», которые способствовали динамическому взвешиванию осевых нагрузок и измерению габаритов грузовых транспортных средств без участия сотрудников. Процесс фиксировался в онлайн-режиме, «снимая» номерные знаки авто, чтобы они хранились в течение 10 лет на сервере. Видя эффективность данного метода, экс-премьер, а ныне президент Сооронбай Жээнбеков весной поручил установить эти системы на всех магистралях страны. Однако этого сделано не было: Кыргызстан не имеет достаточно средств в своем бюджете, поэтому было решено начать поиски зарубежных доноров для того, чтобы они помогли оснастить системами если не все дороги, то самые загруженные. Пока доноров не нашлось. Однако работа по улучшению весогабаритного контроля ведется.  Рассудив, что рыба гниет с головы,  эксперты Совбеза  провели мониторинг и выявили в целом 12 сортов коррупционных рисков и 5 коррупционных зон в профильном агентстве. Поэтому они предложили пересмотреть механизм взимания штрафов, в частности, обустроив пункты весогабаритного контроля системой видеонаблюдения, которая бы в режиме онлайн передавала данные на какой-либо ресурс и исключала бы возможность сбора взяток в обход казны. Или же создав для этого приложение и заключив договор с какой-либо платежной системой, чтобы совсем исключить личный контакт. В качестве же наиболее кардинальной меры было предложено вообще запретить грузовикам движение по территории республики в случае их перегруза – даже при уплате штрафа.

Не исключено так же, что в Совбезе прислушаются к рекомендациям парламентариев, которые предлагали в начале года переложить часть ответственности за состояние некоторых дорог на крупные предприятия, чьи грузовые авто часто ездят по ним с перегрузом. Например, это могла бы сделать компания Казахстана, работающая в КР -  «КАЗ Минералз Бозымчак». Ежедневно оттуда с месторождения «Бозымчак» до поселка Шамалды- Сай переводятся десятки тонн концентрата. При проведении проверки с участием представителей Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями  выяснилось, что каждый из семи автомобилей компании шел с перегрузом от 7 до 11 тонн. Что с 2014 года составило бы сумму 4 838 400 сом без учета штрафов.  В связи с этим депутат Азизбек Турсунбаев  в марте 2017 года поднимал вопрос о состоянии этой  дороги в Ала-Букинском районе, и о необходимости ее реконструкции силами инвесторов.

- Кроме этой дороги, нет другой. Там есть компания «Казахмыс» («КАЗ Минералз Бозымчак»), ежедневно ее 40-тонный транспорт проезжает по дороге. В прошлый раз на встрече с населением в Ала-Букинском районе 90% людей поднимали вопросы по дорогам. Состояние этой дороги сегодня очень плохое. И там народ требует, чтобы правительство асфальтировало дорогу. Если же нет денег, пусть поручит компании «Казахмыс». Если компания откажется от ремонта этой дороги, то там правительство может поставить весы. Вы знаете, у «Казахмыс» — большая компания, хотя бы 2 грейдера может взять и очищать дорогу, - предлагал он.




Партнеры