Таалат Масадыков – Миротворец в пути

13 сентября 2017 в 14:28, просмотров: 7332

В Кыргызстане стартовала предвыборная кампания, предваряющая президентские выборы 15 октября. За пост главы государства будут бороться 13 политиков, общественных деятелей, бизнесменов. В числе кандидатов – и Таалат Масадыков, международный эксперт по региональной безопасности. В отличие от других кандидатов, он имеет опыт работы на международной арене – в миссиях ООН и на Ближнем Востоке, разбирается в специфике процессов, происходящих в регионе и на глобальном уровне.

Таалат Масадыков – Миротворец в пути

В интервью корреспонденту «МК-Азия» Таалат МАСАДЫКОВ рассказал о том, каким он видит будущее Кыргызстана и какие перемены должны произойти в республике, чтобы ее граждане жили в мире и согласии.

Безопасность прежде всего

– Таалат Шамудинович, ваши оппоненты уже имеют опыт политической борьбы: одни возглавляли правительство или заседали в парламенте, другие – лидеры партий, третьи прославились благодаря своим громким публичным заявлениям… Ваша же сфера деятельности – международная безопасность, внешняя политика. Что подтолкнуло вас выйти на политическую арену и выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на главный пост страны?

– Вы правы, это первый мой опыт участия в выборах в качестве кандидата. Но сами выборы для меня – явление не новое: работая в ООН и иных международных организациях, я был ответственен за проведение честных выборов в странах, которые по численности имеют гораздо большее население, чем Кыргызстан. Когда несколько лет назад я приехал из длительной командировки за рубежом, где занимался вопросами международной безопасности, международного терроризма, наркотиков, предотвращением конфликтов в регионе Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, то увидел, что ситуация в стране нестабильна, и мировые процессы, происходящие вокруг центральноазиатского региона, представляют угрозу безопасности и целостности Кыргызстана. Хотел применить свой опыт и знания во благо государства и получил приглашение к сотрудничеству от президента Алмазбека Атамбаева. Но потом в силу ряда причин, не зависящих от нас, этого не произошло. Поэтому и решил принять участие в выборах. Много лет проработав в тех регионах, где идет война, я знаю на практике, как бороться с процессами, угрожающими безопасности. Главное – избежать дестабилизации обстановки. Мы должны сохранить мир в стране. На брифинге для СМИ мы представим доктрину национальной безопасности, где будут отражены основные тезисы внешней и внутренней безопасности страны – они должны стать руководством к работе для президента. Она исходит из действующего законодательства КР. Но в процессе реализации предстоят и законодательные реформы. Сейчас очень многие законы, принятые парламентом или ратифицированные правительством, противоречат друг другу или вовсе не работают, что ставит в тупик правоведов. Реформы могут коснуться и Конституции. Основной закон страны должен эволюционировать. Но пока раз референдум проведен, нужно работать по этой редакции Конституции до 2020 года. Затем решить, что из ее положений действительно работает на благо страны и подходит нашему кыргызскому менталитету, а что нет.

Социальная ответственность

Кыргызстан – страна, где проживает множество народностей, но кыргызов большинство и они имеют свои особенности, как и любой народ. Изменения с учетом менталитета коснутся и правительства, и парламента, и количества депутатов и принципов их работы, и решения общественных и социально-экономических проблем, и вопросов воспитания и культуры. В этом направлении нужно работать, заниматься воспитанием подрастающего поколения, нужна идеология. После распада СССР коммунистическая идеология исчезла в одночасье, вместо нее образовался вакуум. А люди должны во что-то верить, знать, куда и зачем они двигаются, иметь цели и задачи, идеал общества и единого народа. Сейчас значительную роль в нашем обществе играет антикультура, которая отражает в себе то, что происходит на Западе. Какие-то вещи мы можем позаимствовать – в 21 веке нельзя изолироваться от мирового сообщества, избежать глобализации и жить в обособленном пространстве. Но можем разграничить приходящее извне на приемлемое и неприемлемое для нашего общества. И вспомнить доброе и хорошее в наших традициях, то, что мы забыли.

Светское + духовное

– Вы затронули тему духовного вакуума, а некоторые эксперты популярность среди населения радикальных течений в Кыргызстане объясняют как раз не только падением качества образования и низким уровнем жизни, но и тем, что для жителей регионов отсутствует альтернатива досуга, который в советское время заполнялся всевозможными мероприятиями в клубах.

– На мой взгляд, это недоработка не только государственных структур, но и религиозных деятелей. Традиционно большинство кыргызов – мусульмане, и мы все жили в мире, относясь с уважением к иным религиям и их последователям. С исчезновением идеологии и возникновением духовного вакуума начали появляться секты и различные течения – как в исламе, так и в других религиях, присутствующих в стране. Сейчас радикальные течения набирают силу. У каждого из них свое понимание веры и того, каким образом следует жить по законам веры. Кыргызы же традиционно относятся к суннитам и придерживаются ханафитского мазхаба, наиболее мягкого по отношению к отправлению религиозных обрядов и к представителям иных религий. После обретения независимости в Кыргызстане начали продвигать демократию – нас даже когда-то называли «островком демократии», «второй Швейцарией в ЦА». Мы в целом движемся в правильном направлении, используя некоторые демократические моменты. В этом есть заслуга и Алмазбека Атамбаева, и его предшественников, и транзитного президента Розы Отунбаевой: каждый из них пытался внести вклад в государство и в демократию в рамках своей личной и политической воли и сделать для своих граждан что-то хорошее. Но, как вы знаете, свита делает короля. И окружение глав государства играло в принятии некоторых решений не всегда хорошую роль. Вот тогда наряду с правильными и положительными преобразованиями мы и разрешили движению «Таблиги Джамаат», которое запрещено в России и во всех постсоветских странах, присутствовать и оперировать у нас в стране. Пока его приверженцы в политику и государственное устройство не вмешиваются, но что будет потом? Появились миссионеры,  приверженцы салафизма и ваххабизма. Я не против различных течений ислама – это великая и миролюбивая религия. Но есть разные религиозные деятели, которые ведут людей от религии в другую сторону, преследуя свои цели и задачи. А наш народ многие годы был вне религии, и порой не имеет не только хорошего религиозного, но и хорошего светского образования. И когда их представители приходят в Кыргызстан, народ не понимает, куда его ведут. Возникает недопонимание положений религии, появляются какие-то свои трактовки Корана, что вызывает брожение в умах наших братьев и сестер. Это угроза, которая касается нашей внутренней безопасности и это один из главных вопросов, который следует решить. Мы должны были помочь нашим верующим мусульманам и духовенству правильно организовать вхождение в религию, она должна работать в интересах народа и на его благо. Сейчас, к сожалению, ни государство, ни ДУМК не контролирует происходящее в религиозной сфере. Все чаще звучат голоса в пользу того, что мы все в республике братья-мусульмане, а остальное неважно. Может, это и правильно. Для меня же ислам – это религия, которую я уважаю, и которую исповедую, ислам – это культурно-религиозное наследие нашего народа. Но оно для меня на втором месте. На первом же – мой народ: все граждане, проживающие в стране, независимо от веры и этнических групп. Если мы будем объединяться по принципу «мы мусульмане в первую очередь», а «немусульмане во вторую», то сразу же поставим других граждан в неравные условия. Мы все во времена СССР жили в согласии, и должны оставаться светской страной и в будущем. Толерантно относясь ко всем религиям. Все религиозные движения должны работать на благо всего народа, а не отдельной части населения. Нам нужны хорошо подготовленные кадры – муллы, имамы, получившие образование в ведущих исламских ВУЗах. Их сейчас очень мало. Муфтияту во время пятикратных намазов необходимо вести беседы с верующими и рассказывать о том, что нельзя подразделять людей на разные течения. В этом отношении проект фонда «Ыйман» и ДУМК по обучению священнослужителей на курсах и выдаче им сертификатов о полученном образовании – верный шаг. Но для реализации этой идеи нужно отправить достаточное количество высокообразованных людей, которые могут отличить черное от белого, на обучение в лучшие мусульманские ВУЗы, чтобы, вернувшись, они могли нести знания о религии народу, преподавать. Должен быть жесткий контроль и надзор за религиозным образованием. Когда в учебных заведениях Кыргызстана будут преподавать свои теологи,  ситуация наладится. Мы должны объединить всех мусульман, как раньше – под одним ханафитским мазхабом, толерантно относиться к своим согражданам независимо от их вероисповедания и национальности и жить мирно.

Детонатор бездействия

– Вы затронули основные вопросы, угрожающие спокойствию и безопасности граждан Кыргызстана изнутри, которые намерены решить, возглавив страну. Но есть и вопросы внешней безопасности.

– У Кыргызстана нет врагов ни среди соседей по региону, ни в дальнем зарубежье. Но мировые процессы, угрожающие безопасности – дестабилизация обстановки, радикализация, террористические акты, находятся в непосредственной близости к нашему региону и приближаются к нам из Пакистана и Афганистана. Внутренний процесс нерешенных социально-экономических проблем, отсутствие работы и организованного культурного досуга у нашей молодежи порождает недовольство в массах. И однажды оно выплеснется наружу – «кипение» достигнет критической точки, и беспорядки будет трудно остановить. Мы сами создаем внутренние благоприятные условия для того, чтобы взорвать ситуацию. А снаружи в это «кипение» вмешиваются глобальные процессы и мировые силы. «Взрыв», направленный снаружи и социальную реакцию на него внутри страны будет не остановить. Я видел, как это происходит на Ближнем Востоке, находился там, работал с местным населением. И не дай Бог, чтобы произошло что-то подобное в моей стране. Я в корне не согласен с действующими чиновниками, которые говорят: «ничего же пока не случилось!» и бездействуют. Считаю, что единство и стабильность в стране – это главное.

Мы и мир

– Но ведь Кыргызстан тоже может стать участником мировых процессов, и выступать против внешних угроз на мировом уровне, несмотря на то, что многие чиновники и политики любят повторять: «мы – маленькая страна, от нас все равно ничего не зависит». Сейчас же в результате этой позиции у Кыргызстана, как вы говорили в одном из интервью, внешней политики нет.

– На мой взгляд, у нас разброд и шатание, что недопустимо. Безусловно, маленькие страны вроде Кыргызстана с населением в шесть миллионов и слабой зависимой от помощи соседей и инвесторов экономикой, играют меньшие роли, чем крупнейшие державы мировой политики. Но, как субъект международного права, государство должно иметь последовательную позицию и выражать ее на мировой арене. Для этого нам необходимо определить стратегическое направление внешней политики и очертить круг приоритетных стратегических партнеров, выстраивая отношения со всем миром. Замыкаться на стратегических партнерах и их интересах не следует, но они должны быть в приоритете. Например, Кыргызстан – член ОДКБ и ЕАЭС. Мы везде заявляем о том, что Россия и Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, а в рамках ШОС и Китай - наши стратегические партнеры. Но в последние два-три года власти КР только декларируют это, на самом же деле – денонсируют какие-то соглашения, эмоционально выступают по каким-то вопросам, связанным с нашими соседями, кажется им не совсем последовательным. На международной арене тоже не могут понять, чего мы хотим как государство. Как международник с опытом работы в этой сфере я в недоумении. Ощущение, что внешняя политика Кыргызстана сводится к тому, как бы и где бы достать финансовые ресурсы и привлечь их в страну независимо от того, какую цену за это придется заплатить в будущем. Не стоит слепо принимать любую финансовую помощь, надо думать, просчитывать. Поэтому первое, что необходимо сделать – сформировать стратегию и определить основных стратегических партнеров. У нас не должно возникать вопросов с Россией, Казахстаном и другими союзниками, которые нельзя было бы разрешить в правовом поле. В доктрине, которую я представлю в ближайшее время, расставлены все точки над «I» и даны ответы на вопросы, что нам делать и каким путем идти в международной политике. К сожалению, некоторые государственные мужи даже гордятся тем, что происходит в нашей внешней политике в последние несколько лет, называя это «многовекторностью». Но преобладать должна приоритетность. Продвигая нашу позицию в мире, мы должны отталкиваться от наших интересов и интересов тех партнеров, с которыми мы сотрудничаем.

– А при такой позиции мы не потеряем часть инвесторов и часть благ, на которые уже привыкли рассчитывать извне?

– Естественно всегда будут недовольные. Нам следует не только создавать условия для инвесторов из ЕАЭС, но и сделать законодательство удобным для всех инвесторов, вне зависимости от их подданства. Должны проводиться тендеры, инвестиции в которые будут защищены законом и будут приносить гарантированную прибыль. Главная причина торможения экономического развития в том, что в Кыргызстане нет гарантий для инвесторов. Законы не работают в их интересах: за 26 лет поменялось порядка 30 правительств и практически каждое из них не несет ответственности за то, что делали предшественники, а в парламенте принимают законы, противоречащие уже существующим. Разумный инвестор, посмотрев на эту путаницу, не захочет приходить в страну… Разумеется, при изменении законодательства и внешней политики часть инвесторов уйдет, увидев, что их интересы теперь идут вразрез с курсом Кыргызстана. Это больше относится к госкорпорациям, а не к частному бизнесу. Но почему нет? С реформой законодательства и появлением гарантий для долгосрочных инвестиций на их место придут другие инвесторы!

Выбор – за народом

– Если вернуться к теме выборов, то перед началом предвыборной кампании о «руке Вашингтона», «руке Москвы», «руке саудитов» и влиянии других внешних игроков говорится все больше. Насколько вероятно, что Кыргызстан возглавит ставленник «сверху», нежели всенародно избранный кандидат?

– Конечно, крупные игроки будут пытаться прямо или косвенно поддерживать кандидата, который был бы с их точки зрения наиболее подходящим для продвижения интересов в стране и регионе. Это нормальная мировая практика. Если бы у КР была бы страна-сосед, меньшая по размеру, то Кыргызстан тоже пытался бы повлиять на происходящее в ней! акт попытки поддержки кого-то и влияния на итоги выборов будет – это отрицать нельзя. Но сказать, что кому-то извне удастся поставить «своего» кандидата на главный пост страны – нельзя. Это время ушло. Сейчас народ сам решает свою судьбу! Насколько мне известно, в этих выборах напрямую ни Россия, ни Америка, ни иные страны не участвуют – в отличие от прошлых выборов. Ни один кандидат из 13 не финансируется извне. Есть претенденты более весомые и менее весомые в ресурсном отношении, но они собираются использовать свои внутренние ресурсы. Я, например, тоже собираюсь, но мои финансовые возможности не идут ни в какое сравнение с ресурсами тяжеловесов. Я  не раз говорил о том, что у меня нет денег на подкуп избирателей, даже если бы и хотел купить их голоса, – смеется Масадыков. – Это сложно. Но знаете, несмотря на это, есть люди, которые говорят, что они готовы помогать безвозмездно, они поставили подписи…Я надеюсь, что выборы пройдут честно. Конечно, возможны и нарушения – система еще не идеальна. Надеюсь, что ЦИК и госструктуры будут пресекать нарушения, не давая кандидатам обойти друг друга нечестным путем. Грядущие выборы – значимое событие. Наш народ очень мудрый. Жители Кыргызстана толерантные. Надеюсь, что мир и спокойствие в стране будут как на выборах, так и после их.

– Представим ситуацию, в которой в результате выборов вас не избрали президентом. Но обошедший конкурент пригласил вас поработать на благо страны в какой-либо государственной структуре или в правительстве. Согласитесь?

– Если у нового президента будет хорошая команда, руководитель с сильной политической волей, для которого дела важнее слов, а воплощение обещанного – дело чести, то безусловно, да. Меня уже спрашивают о том, не хочу ли я вступить в тандем с кем-то из кандидатов до окончания гонки и выборов. Не вижу смысла такого шага. Если вступать в тандем с теми, кто уже известен и показал себя – нечего было и начинать этот процесс: мы хотим влить в политику новую, свежую кровь и подойти к ней с новой позиции. После окончания выборов посмотрим на результат – если они пройдут без нарушений, согласно избирательному кодексу и законодательству, то я готов к сотрудничеству и работе на благо страны, как и любой гражданин КР вне зависимости от национальности и вероисповедания!

Справка: Таалат Шамудинович Масадыков – эксперт по региональной безопасности, кандидат наук. Окончил восточное отделение факультета международных отношений МГИМО, преподавал в Москве в военном институте. Работал в составе группы советских советников в министерствах и ведомствах Афганистана. Позже Масадыков поступил в докторантуру Лондонской школы экономики и политических наук. После обучения был приглашен на работу в  ООН  в статусе политического офицера, и проработав свыше 12 лет, закончил на должности Политического директора Миссии ООН в ИРА. Занимался вопросами политики, внешней политики, международного терроризма, наркотиков, предотвращением конфликтов в регионе Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время читает лекции в разных вузах мира, выступает в роли эксперта по региональной безопасности на международных конференциях под эгидой ООН, Евросоюза, а так же сотрудничает с государственными и негосударственными аналитическими центрами. Консультант  по международным связям общественной организации «Международная ассоциация «Генералы мира – за Мир». Свободно владеет кыргызским, русским, английским, пушту и дари. Женат, отец двоих сыновей и дочери, дедушка двух внуков.

Доктрина:

Внутренняя безопасность

1) Укреплять единство страны и межнациональное согласие в стране.

2) Гарантировать конституционное право гражданам Кыргызстана на получение всеобщего бесплатного среднего образования и доступного качественного среднего профессионального и высшего образования.

3) Обеспечить конституционное право граждан на качественное и доступное медицинское обслуживание. 

4) Взаимодействовать с парламентом и правительством для развития регионов страны, а также поддержки пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других социально уязвимых слоев населения.

5) Бороться с политической коррупцией, проводить люстрацию государственных чиновников, нарушивших закон и устранять конфликт интересов на государственной службе.

6) Создать новую систему декларирования и прозрачного мониторинга доходов лиц, поступающих и находящихся на государственной службе  и их близких родственников.

7) Внедрить новую политическую культуру – запретить вынесение на референдум более одного вопроса. 

8) Создать условия по обеспечению верховенства права и реальной независимости судей.

9) Реформировать правоохранительные органы, создать независимый орган следствия, пресечь сращивание ОПГ с государственной властью.

10) Гарантировать неприкосновенность частной собственности, обеспечить защиту бизнеса от рейдерства и предоставлять налоговые льготы для развития бизнеса в регионах.

Внешняя безопасность

1) Защищать государственный суверенитет и территориальную целостность страны.  

2) Последовательно проводить в жизнь внешнеполитическую доктрину страны с учетом национальных и культурных традиций народа Кыргызстана.

3) Выстраивать и развивать основные направления внешней политики со стратегическими партнерами (Россия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Белоруссия, Армения) в рамках ОДКБ, ЕАЭС.

4) Расширять сотрудничество и партнерские отношения с другими странами (Китай, США, страны ЕС, Япония и страны Юго-Восточной Азии) в рамках ШОС, ООН и иных международных организаций. В ближайшее время завершить урегулирование пограничных, территориальных вопросов и водных проблем со странами региона.

5) Реформировать вооруженные силы в целях повышения обороноспособности и безопасности страны. Создать Антитеррористические учебно-тренировочные центры с привлечением в них лучших специалистов мирового уровня.

6) Бороться с международным терроризмом и религиозным экстремизмом всеми возможными методами.

7) Пресекать распространение экстремизма и радикализма и проводить профилактическую работу с организациями радикально-экстремистского толка с привлечением религиозных деятелей и экспертов.

8) Выявлять и бороться с распространением, транзитом и незаконным оборотом наркотиков.

9) Противодействовать незаконной миграции, вывозу и торговле людьми.

10) Восстановить должное уважение и вернуть утраченный престиж сотрудникам силовых структур и внешнеполитического ведомства для результативной работы по всем указанным направлениям.



Партнеры