Первый Национальный форум по дорожной безопасности – итоги и перспективы

Корреспондент «МК-Азия», побывав на мероприятии, узнала, как с помощью гражданского общества можно бороться с дорожным беспределом

Первый Национальный форум по дорожной безопасности – итоги и перспективы

В Бишкеке на минувшей неделе была предпринята попытка собрать воедино всех участников дорожного движения – от пешеходов и автомобилистов до законотворцев, представителей правительства и парламента. Парламентская фракция «Онугуу-Прогресс» в партнерстве с ОО «Дорожная безопасность» стала инициатором Национального форума по дорожной безопасности, где были озвучены основные проблемы дорожного движения и инфраструктуры и возможные пути их решения. Однако представители правительства и аппарата президента, приглашенные на форум, его не посетили.

Несмотря на это, встреча состоялась.

Трагические случаи

К форуму фракцию привела череда громких аварий 2017 года с участием не только взрослых, но и детей, и большим процентом их гибели – по тем или иным причинам. На слуху – разбившиеся в ДТП студенты в начале года у Госрезиденции. Два школьника, ставшие жертвой лихача-рецидивиста на Чапаева. Погибший подросток в Кызыл-Аскере, сбитый пьяным водителем. Чудом выжившие после атаки на «зебре» маленький ребенок в коляске и его мама… Список можно продолжать бесконечно – каждый день в стране гибнет как минимум трое кыргызстанцев, каждый год – более тысячи. С 2012 года в стране произошло по статистике УПМ МВД КР более 35 тысяч ДТП, в которых погибли более 5 500 человек, было ранено – боле 51 тысячи. Траурный список постоянно пополняется. Так, в 2015 году таких случаев было 1733, пострадали 1637 детей, погибли – 96 человек. В 2016 году погибли уже 128 детей, ранения получили 1754 из числа попавших в ДТП несовершеннолетних.

– Выходя из дома, мы все становимся участниками дорожного движения. И сегодня в Бишкеке стало опасно выходить на улицу и даже идти по тротуару. Мы стали привыкать к нескончаемому потоку автоаварий, причиной которым во многом стал человеческий фактор. Родители, отправляя ребенка в школу, с ужасом вспоминают о последних авариях, в которых пострадали дети и подростки. Реабилитация после аварии – это страдание не только пострадавшего, но и его семьи. Ему сложно восстановиться, найти работу и начать жить полной жизнью. Каждая авария – трагедия, и наше общество стало к ним привыкать, – отметил глава фракции Бакыт ТОРОБАЕВ.

Несмотря на увеличение штрафов за нарушения ПДД, развития дорог и их расширения, установки новых знаков и разметки, проведения профилактических мероприятий со школьниками и студентами, ситуация не улучшается. По мнению Торобаева, определенная заслуга в этом и в пробуксовке проекта «Безопасный город». Кыргызстан спустил проект на тормозах и опутал его коррупционной составляющей. Зато соседний Таджикистан смог его воплотить с 2013 года при помощи АБР. Снизилось и количество аварий, и нарушений. Только за 6 месяцев 2016 года лишь «Безопасный город-Душанбе» собрал штрафов на 10 млн сомони, в переводе на кыргызскую валюту – 76 млн сомов. Об этом КР может лишь мечтать, теряя не только граждан, но и выгоду. С учетом тенденции к нарушениям правил в КР «Безопасный город» мог бы стать источником дохода до 500 млн сомов в год в казну. Помимо таджикского опыта, по мнению главы фракции, следует перенять опыт Грузии с ее набором новой смены милиционеров сотрудников дорожной службы правопорядка, а по Бишкеку – внедрить общественный транспорт, убрав все бусики из центра столицы. И в целом взять на вооружение принцип «государство для человека, а не человек для государства». Он сейчас более актуален, чем знаменитый лозунг американского президента Джона Кеннеди, на который опирались несколько поколений политиков, взваливая ответственность на гражданское общество и граждан – «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны».

Взгляд из парламента

В качестве представителя законотворческого сообщества слово взял депутат Тынчтык ШАЙНАЗАРОВ. Он выразил как гражданскую позицию, так и позицию народного избранника –инициатора законопроектов, выступив с несколькими дельными идеями.

– Насчет выдачи водительских прав я изначально говорил, что ГРС не разбирается в этом и передавать им это право было большой ошибкой. В МВД этой проблемой занимались все время, а в ГРС никогда не работали в этом отношении. Этот шаг, и другие аналогичные только помогли росту коррупции – посмотрите, сколько в этом ведомстве уголовных дел, связанных в ней! - возмутился он. – Если верить опросам, сами жители республики говорят, что в ДТП виновато во многом отсутствие культуры пешеходов и автомобилистов. Это и правда так. К тому же вы знаете, что появилась тенденция снимать на видео и видеорегистраторы общение с сотрудниками УПМ, причем над ними в открытую издеваются… Поэтому на законодательном уровне в рамках полномочий правительства необходимо усилить УПМ МВД КР, укрупнить штат и возможности организации и сотрудников. В некоторых регионах страны их просто не хватает! Например, в самом большом в стране Карасуйском районе Ошской области, где живет полмиллиона человек, всего восемь сотрудников УПМ, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения! А ведь там дороги республиканского значения!

Стоит подумать и о сотрудниках УПМ в том плане, чтобы увеличить им зарплаты хотя бы до 30 тысяч сомов в месяц, чтобы снизить желание брать взятки. Есть и другая проблема – бусики и такси – как городские, так и междугородние. По мнению нардепа, по отношению к ним следует усилить контроль со стороны государства.

– В маршрутках творится настоящий беспредел! Мы все знаем, как они ездят, не думая о безопасности и о том, что везут людей. Надо усилить контроль и над ними, и над такси. Если Совету безопасности и другим органам все равно, давайте отдадим контроль за ними МВД! – предложил он. – И, по моему мнению, необходимо вернуть техосмотр и регистрацию ТС. Мы не знаем, кто ездит и на чем по нашим дорогам, какое техническое состояние у авто, которые перевозят людей! Хотели сократить коррупцию, но выходит, что теряем сограждан! И прежде чем что-то требовать, мы должны создать условия для соблюдения этих норм со стороны государства.

Кроме того, по мнению Шайназарова, следует начать контролировать регистрацию автомобилей, поскольку транспортное средство в мире становится оружием террора – грузовые и легковые авто используются и как таран, и как хранилище взрывчатки. Нужно также ужесточить законы.

– Если посмотреть на судебные процессы по ДТП, можно увидеть интересную закономерность. Даже если в авариях погибли люди, судьи не принимают решения о лишении водительских прав виновников ДТП! Я бы хотел попросить так же руководство МВД принять меры, и в случае, когда виновником аварии становится человек, бывший за рулем в нетрезвом состоянии, не делать ему поблажек. Я понимаю, что в таких случаях часто бывают прекращения дел по примирению сторон, мягкая мера пресечения и другие поблажки, но в случае, если ДТП повлекло тяжкие последствия, нужно наказывать виновника по всей строгости закона, тем более если он был нетрезв. В этом отношении органы прокуратуры и суды порождают безнаказанность. А безнаказанность порождает безответственность на дорогах.

Виноваты дороги?

Немаловажный вопрос – не только в том, кто и как ездит или ходит по дорогам, но и как они проектируются, строятся, по какому принципу и как оснащаются. Минтранс республики тоже озабочен вопросами дорожной безопасности и проводит в ближайшее время свой аналогичный форум. Однако в отличие от других профильных органов власти, ведомство идет на диалог. На встрече Минтранс представлял начальник управления автодорог и железных дорог Минтранса КР Адылбек АКМАТОВ. По его словам, в настоящее время при возведении магистралей не всегда проводится аудит безопасности дорожного движения. Иными словами – не просчитывается, можно ли строить дороги там, где предлагается по новым проектам, и как минимизировать риски ДТП и случаи аварий с летальным исходом.

– Требуется реформа на государственном уровне в отношении перевозчиков такси. Праворульные авто, на которых нередко проводится извоз, достаточно аварийны. В частности, только 2 аварии с праворульными авто в конце 2016 года стали причиной травм 14 человек, – констатирует чиновник. – В перспективе данные авто необходимо запретить для перевозки людей в службе легковых такси. Необходимо отрегулировать на государственном уровне состояние автопарка служб такси и их водителей, установить единую для них систему лицензирования. В качестве мер, которые бы могли помочь улучшить дорожную безопасность, можно отметить установку камер видеонаблюдения, изменение программы обучения для водителей в автошколах, а также показ социальных роликов на тему соблюдения ПДД на ТВ в прайм-тайм.

К слову, социальные ролики уже крутят на нескольких LED-экранах в центре Бишкека, и стоящие в пробках автомобилисты могут ими любоваться. Однако им не до того – нужно следить в оба, чтобы какой-нибудь лихач не подрезал или пешеход, которому лень дойти до «зебры» двадцать метров, не попал под колеса.

Подводя итоги

Участники форума сошлись на том, что следует улучшать систему в целом – повышать грамотность пешеходов и автомобилистов, их культуру поведения, работать над созданием инфраструктуры для всех участников дорожного движения, а так же над созданием гибкой системы контроля наподобие «Безопасного города», успешно работающего в Таджикистане и других странах. А также сделать более строгими уголовную и административную ответственность для водителей и нарушителей, не смотря на то какой пост они занимают. В резолюцию форума вошли более десяти пунктов, которые будут переданы на рассмотрение властям страны. Чтобы понять, насколько быстро стоит отреагировать на резолюцию, достаточно посмотреть на сводку ДТП за несколько последних дней. В ней снова фигурируют пострадавшие дети, подростки, спокойно севшие без прав за руль, и погибшие.

Комментарии для МК-Азия:

Жылдыз МУРЗАБЕКОВА, вице-президент Ассоциации автошкол и автомобилистов КР.

– Проблема на дорогах – следствие того, что с развалом СССР уже порядка 30 лет внимание дорожной безопасности не уделяется, профилактика ее не ведется. Посмотрите, как люди переходят дорогу! Потом они садятся за руль, и позиция остается у них той же. Первое, что мы спрашиваем на курсах в автошколе – «А как вы переходите дорогу?». Самый распространенный ответ – «Ну, просто, взял и пошел!» Мы зачастую обучаем курсантов правилам ПДД с нуля и умению водить автомобиль. Мы не «продаем права», как это везде заявляется – мы выдаем курсантам свидетельство и отправляем в ГРС за получением прав. Если они хорошо усвоили пройденное - то получают их сразу. Если говорить о реформах, первая – введение профилактики. Во-вторых, мы хотим поднять престиж представителей закона и представителей УПМ. Так давайте сделаем им достойную зарплату, а потом будет можно говорить и о взятках! Сейчас они получают 10-12 тысяч. На эти деньги прокормить семью невозможно, тем более, если жена сидит дома, есть маленькие дети, а родители и родственники не помогают. Если вы хотите знать, что думают сами граждане по той или иной проблеме – проведите опрос в соцсетях, почитайте форумы. «Представители УПМ берут взятки за сохранение прав, ГРС – за выдачу прав, а депутаты совсем жируют и думают только о себе» – вот что сейчас думает народ и пишет об этом! В третьих, никто не хочет нести ответственность за то, что происходит на дорогах – ни автошколы, ни власть, которая должна создать условия для организации порядка. Например, проект «Безопасный город» – нет юридических условий и базы, а люди продолжают гибнуть. Не создана система штрафов, нет системы, при которой у неоднократного нарушителя отнимали бы права, или отправляли на экзамен, нет системы пожизненного лишения прав за серьезные нарушения, чтобы человек осознавал свою ответственность. В некоторых европейских странах даже за высадку пассажира в неположенном месте или парковки не там, где следует, можно лишиться машины. Ее заберут на штрафстоянку за городской чертой, и нарушителю придется отпрашиваться с работы, ехать за город, оплатить штраф и услуги штрафстоянки и вернуться обратно. 5-10 минут «экономии времени» обойдутся в 400-500 евро. Нам в Кыргызстане необходимо увеличить штрафы и ответственность за нарушения как водителей, так и пешеходов. А проводимые разовые рейды не приводят ни к чему.

Геннадий БАЗАРОВ, кинорежиссер, общественный деятель:

- Я думаю, мэрии и Бишкекглавархитектуре надо напрячь воображение и включить фантазию. Бишкек не может претендовать на роль большого мегаполиса – наш город компактный, маленький, и нужно исходить именно из этого при разработке стратегии его развития. Наш город должен быть уютным, зеленым и чистым, ухоженным, с отремонтированными дорогами… Улицы и дороги не должны быть гоночными трассами! Они - для пешеходов, - отметил он. - Просто вырубить деревья - легче всего, но это не решит проблемы. Ну сделают дорогу четырехполосной, и там лихачи будут гонять, и пробки не исчезнут, а зелени уже не будет… Необходимо поставить точку в вопросе вырубки деревьев. И решить транспортный вопрос иным путем. Вкладывать деньги, к примеру, в строительство метро. В советское время в каждом городе-миллионнике старались его построить, и Фрунзе лишь немного не успел дотянуть по числу горожан до этой отметки. Метро решило бы проблему и сейчас. У нас столько богатых бизнесменов, почему они не вкладывают в это деньги?

Заведующий кафедрой автомобильного транспорта при КРСУ, кандидат технических наук Дмитрий ГЛАЗУНОВ.

- Какая автошкола будет учить нарушать ПДД, пересекать двойную сплошную и превышать скоростной режим? Нельзя винить в одностороннем порядке автошколы. До тех пор, пока штрафы не будут увеличены, контроль не будет ужесточен, а законы не начнут работать, нарушители как были, так и будут. В этом вся человеческая сущность – человек будет делать что-то только под давлением. Например, я не пристегивал ремень безопасности. Начал пристегиваться только после повышения штрафов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 28 июня 2017

Заголовок в газете: Реформам – зеленый свет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру