Реформы ЕАЭС - что ждет Кыргызстан после нововведений, единых для всех стран?

Евразийский экономический союз продолжает формирование своих стандартов товаров и услуг, единого наднационального законодательства для удобства стран-участниц.

Реформы ЕАЭС - что ждет Кыргызстан после нововведений, единых для всех стран?

Евразийский экономический союз продолжает формирование своих стандартов товаров и услуг, единого наднационального законодательства для удобства стран-участниц. В числе реформ – развитие Евразийской организации экономического сотрудничества, нацеленной на объединение бизнеса в ЕАЭС и защиту его прав, а также планируемое решение о либерализации рынка госзаказов РФ и допуска туда участников из всех стран-членов ЕАЭС.

Об этих и других реформах, а также об итогах почти двухлетнего членства в ЕАЭС самого молодого участника – Кыргызстана, в интервью «МК-Азия» рассказал Вадим КОЗЮЛИН, заместитель председателя Евразийской комиссии по иностранным делам и экономической политике Евразийской Организации Экономического сотрудничества.

Не все сразу

– Два года назад Кыргызстан вступил в ЕАЭС. Наблюдатели иногда жалуются на слабую эффективность Союза и пробуксовку реформ, которые вызывают недовольство и в кыргызском обществе. Вадим Борисович, что вы думаете по этому поводу?

– По убеждению современных экономистов, рынок численностью менее 200 млн человек малоконкурентен и не интересен для крупного инвестора и производителя. Отсюда и возникла идея создать большой рынок, где без ограничений могли бы перемещаться товары, люди, услуги и капитал. Собственно, такой порядок действовал в Советском Союзе, и это позволяло стране реализовывать гигантские проекты, которые даже сегодня поражают своим масштабом. Для Кыргызской Республики участие в Евразийском Союзе открывает новые возможности в первую очередь для производителей и трудовых мигрантов. Однако исходные принципы ЕАЭС пока не реализованы, и существует много препятствий разного характера. Над ними работает Евразийская экономическая комиссия. Важно, что этот орган – ЕЭК – уже создан, эта комиссия имеет наднациональные полномочия, в нее входят представители от всех государств-участников. Недавно она опубликовала так называемую «Белую книгу» – «Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС». В ней перечислены около 60 препятствий для выполнения договоренностей ЕАЭС - от тарифных барьеров до недостатков с интернет-информированием. Работа по устранению преград ведется кропотливо, маленькими шагами. Есть вариант и более быстрый – снять все ограничения, как говорится, обменяв все на все разом. Для этого требуется как серьезная политическая воля, так и благоприятная ситуация в обществе и в бизнесе, при которой каждая сторона должна будет пойти на определенные жертвы. Возможно, сегодня государства ЕАЭС к этому не готовы.

Что касается трудовой миграции, в этом году Кыргызстан получил рекордную сумму поступлений из РФ в валюте на 65% по итогам этой части года больше, чем за аналогичный период в 2016 году. С 2015 года перечисления граждан Кыргызстана из РФ составили 16,4 млрд долларов США, что является серьезным подспорьем для экономики республики. Существенно и то, что по новым правилам мигранты из Кыргызстана получают в странах Евразийского Союза важные привилегии, в числе которых бесплатная медицинская помощь и бесплатное образование для детей.

Наблюдатели могут быть недовольны отсутствием заметных инвестиций или новых богатых иностранных юридических лиц на кыргызской территории. Это объяснимо. Мы живем в государствах, где порядка 60-70% экономики составляют госкорпорации. Они, как правило, ограничены в действиях, выполняют волю государства, не всегда могут перерегистрироваться в другой республике, даже если это выгодно. Из остальных компаний 20% - средний и малый бизнес - либо завязаны на госзаказы, либо имеют локальные интересы. А тот капитал, что может быть свободен, и компании, которые могут менять юрисдикции – это порядка 10% от национальных экономик. Ожидаемая мобильность таким образом касается лишь 10%, но опять-таки эти компании оказываются привязаны либо к местному рынку, либо к месту проживания, не все они имеют мобильный менталитет, чтобы, к примеру, перевезти на новое место сотрудников. Это справедливо как для российской и казахской экономик, так и для других.

Однако в ближайшее время ситуация должна измениться. Ожидающееся решение либерализовать рынок госзаказов и пустить туда участников из всех стран-членов ЕАЭС поспособствует этому. Общий рынок госзаказов ЕАЭС составляет порядка 250 млрд долларов. Это огромная цифра, и для бизнеса Кыргызстана это будет подспорьем. Кыргызские бизнесмены получат возможность участвовать в государственных тендерах России, Казахстана и других государств ЕАЭС.

– К решению по принципу «все на все» наши страны не готовы. Что делать с противоречиями в законодательных базах республик? К примеру, в той же России иные стандарты к автомобильному топливу, к квалификации водителей, иные требования по налогообложению для более старых авто, чем, скажем, в Кыргызстане.

– Действительно, действующие стандарты в наших республиках зачастую не совпадают. Например, стандарты в сфере безопасности в гостиницах, аэропортах, ресторанах. В этой связи ЕОЭС разрабатывает единые стандарты для Евразийского Союза. Мы начали в первую очередь со сферы безопасности. Создан единый евразийский стандарт обеспечения безопасности в гостиницах, есть единый стандарт для подготовки водителей, планируется образовательный единый стандарт для сотрудников медийных корпораций – телевизионщиков, звукооператоров, пишущих журналистов… Кроме того, сейчас в РФ отменяют трудовые книжки, и в качестве замены наша организация сделала единый трудовой паспорт по примеру ЕС. Это пластиковая карта с чипом, куда заносится весь трудовой путь сотрудника, все пройденные курсы квалификации, полученные рекомендации и так далее. С такой картой работодатель сразу сможет узнать о работнике все, что нужно, а работник будет уверен, что его трудовые достижения будут полноценно отражены и понятны.

Предел прочности

– Помимо законодательных, есть и политические нюансы. Существует популярная экспертная точка зрения, которая опирается на возможный раскол ЕАЭС – сначала на почве политических разногласий отделится Белоруссия, потом и Кыргызстану недалеко до отделения, и ЕАЭС прекратит существование. Согласны ли Вы с ней?

– Несомненно, ЕАЭС – объединение молодое, и его прочность подвергается сомнению. Но пораженческие настроения преждевременны. Российское экспертное сообщество с беспокойством следило за молочными, нефтяными и газовыми межгосударственными спорами, но в любой семье бывают ссоры, и стороны, как правило, договариваются. Лучше всех это удается России и Белоруссии – всегда находится решение! Более того, Белоруссия по экономическим показателям - первый бенефициар ЕАЭС, пока именно она получила наибольшие выгоды от участия в этом Союзе. Кроме того, она – участник не только ЕАЭС, но и оборонительного блока ОДКБ. Наши страны связывает слишком многое, не только в экономике и обороне, но и в культуре, истории, да и в менталитете. Вы же согласитесь, что россияне, белорусы, кыргызы, казахи и армяне друг другу совсем не иностранцы, хотя имеют разные паспорта.

Ожидается, что в партнерство с ЕАЭС в той или иной форме вступят другие страны – идут переговоры с Сингапуром, Вьетнамом, Японией, Молдавией. Интерес к сотрудничеству с объединением проявили уже порядка 40 государств. Даже представители Евросоюза открыто высказываются за сотрудничество с Евразийским Союзом. Через ЕАЭС Евросоюз надеется наладить партнерство и с китайским проектом «Один пояс – один путь». Участвовать в проектах, предлагаемых Китаем, всегда выгоднее коллективно.

Сегодня наблюдается ситуация, когда некоторые государства пытаются договориться с Китаем двусторонне, надеясь на китайские инвестиции. Но предполагаю, что подобные сепаратные переговоры в итоге приведут таких переговорщиков к разочарованию. Нужно договариваться коллективно: когда за стол сядут два крупных объединения, получатся масштабные проекты, действительно выгодные всему континенту Евразия.

Голос бизнеса

– Какую роль в объединении и сохранении ЕАЭС играет Евразийская организация экономического сотрудничества?

– ЕОЭС была создана в 2013 году в Швейцарии, а в 2016 сменила свою юрисдикцию на Российскую Федерацию, перенеся штаб-квартиру из Цюриха в Москву. Наша организация стремится объединить бизнес в масштабах Евразийского Союза и даже шире, создает общественные палаты по отраслям – туризму, социальным вопросам и другим. Евразийская организация экономического сотрудничества стремится на низовом, рабочем уровне реализовать идеи Евразийской интеграции, одобренные главами трех республик. Бизнесменам из Кыргызстана, Казахстана, Белоруссии, России и Армении необходима площадка для встреч и общения. Помимо деловых контактов, у евразийского бизнеса есть потребность быть услышанным властями, вести диалог, формировать и доносить до руководства стран ЕАЭС свою консолидированную позицию. Бизнес имеет право быть услышанным, - отмечает эксперт. – Если сравнить Евразийский Союз с Евросоюзом, то мы заметим, что ЕС создавался «снизу», из так называемого «Европейского объединения угля и стали». Решение о создании ЕАЭС было принято сразу на высшем политическом уровне. Выглядело так, будто утром люди должны были проснуться в новой реальности без границ. Но мгновенных перемен не случилось, процесс снятия барьеров оказался небыстрым, а население об этом не предупредили. Поэтому нередко бизнес и простые граждане оказываются дезориентированы – они видят разницу между тем, что декларируется, и тем, что происходит на деле. Например, сельхозпроизводитель наталкивается на закрытые рынки, но почему – ему никто не объясняет. Он оказывается в растерянности: как защитить свои права и найти новых партнеров – он не понимает, нет единого органа, защищающего права сельхозпроизводителей во всех странах ЕАЭС... Мы же пытаемся создавать эти объединения и довольно успешно, открывая представительства в разных республиках. Мы будем работать не только с теми странами, которые входят в ЕАЭС, но и с теми, что заинтересованы в сотрудничестве – например, недавно прошли переговоры с Монголией, Турцией. И чтобы сделать эту деятельность более эффективной, наша организация ведет медийную работу, и предполагается, что в будущем на базе ЕОЭС даже появится информагентство.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Ветер перемен

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру