Казахстан представит интересы стран ЦА в качестве непостоянного члена СБ ООН

Казахстан вступил в СБ ООН с 1 января 2017 года в качестве непостоянного члена на два года и стал первым из государств региона, удостоившимся подобной чести. Однако представители РК не собираются соблюдать интересы исключительно своего государства.

Казахстан представит интересы стран ЦА в качестве непостоянного члена СБ ООН

Казахстан вступил в СБ ООН с 1 января 2017 года в качестве непостоянного члена на два года и стал первым из государств региона, удостоившимся подобной чести. Однако представители РК не собираются соблюдать интересы исключительно своего государства. Во время голосования, касающегося актуальных для Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана вопросов, в частности, по климатическим ресурсам, борьбе с терроризмом и экстремизмом, дипломаты будут придерживаться реализации интересов всех стран. Кроме того, они намерены сказать миру о нуждах и проблемах центральноазиатского региона и решить их на транснациональном уровне.

В этом достижении – заслуга Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. О том, как будет проходить эта процедура, и какие глобальные региональные проблемы должны быть подняты на уровне СБ ООН, политологи, общественные деятели, журналисты и эксперты по безопасности обсудили в Бишкеке на круглом столе «Освещение актуальных проблем центральноазиатского региона в процессе работы Казахстана в составе СБ ООН. Шаги РК по укреплению продовольственной безопасности в странах исламского мира, в частности в КР».

Семь ступеней к миру

По словам дипломатов посольства РК в КР, в том, что от Казахстана будет зависеть многое, сомнений нет – тем более, что республика вошла в три комитета по различным острым вопросам, два из которых касаются соседей по региону. Это вопрос Афганистана и деятельности МТО, а также приверженцев религиозного экстремизма.

– Внешняя политика республики основана на принципах многовекторности и твердого отстаивания национальных интересов страны при уважении интересов стран-партнеров. Принимая во внимание авторитет Казахстана нашей республике досталось три комитета с различной проблематикой. Это при том, что обычно странам, впервые оказавшимся в СБ ООН, поручается лишь один комитет. Первый из них отвечает за вопросы Афганистана, второй – за пресечение деятельности «Талибана», ДАИШ и «Аль-Каиды» (МТО, запрещенные на территории РФ и в ряде стран мира, в том числе и в Казахстане, прим.Авт.), третий за урегулирование проблем Сомали и Эритреи, – рассказал Нурлан ЕШКЕЕВ, первый секретарь посольства РК в КР. - Республика приступила к членству с 1 января 2017 года и казахстанская делегация активно участвует во всех заседаниях СБ ООН. 10 января 2017 года министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов представил политическое поручение Президента Нурсултана Назарбаева к Совету Безопасности, вызвавшее большой интерес среди членов СБ ООН. В обращении были обозначены семь ключевых приоритетов. Первый из них – достижение мира, свободного от ядерного оружия. Казахстан и ранее работал в этом направлении – по инициативе нашей республики 29 августа стало Международным днем действий против ядерных испытаний при поддержке Генассамблеи ООН. Возможно, соседям по региону и другим странам мира не понятно, почему Казахстан ставит в приоритет безъядерный мир, но Казахстан ощутил на своей территории испытания ядерного оружия в течение почти 50 лет. И одним из первых решений после обретения независимости стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона, нанесшего значительный урон стране. Поэтому этот пункт стоит на первом месте. Второй пункт – обеспечение мира за счет снижения степени военного противостояния на глобальном и региональном уровне и существующих с ними рисков для мирового сообщества. В этом направлении Казахстан уже сделал шаг, выступив модератором по переговорам в сирийском конфликте. Третий – формирование региональной зоны мира, безопасности, сотрудничества и развития в Центральной Азии. Мы все заинтересованы в развитии стран и в их безопасности, и в хорошем будущем. Но это невозможно без сотрудничества – от межгосударственного сотрудничества до сотрудничества на уровне ООН. Четвертый пункт – борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Пятый – возвращение мира на африканском континенте. Шестой – совместные действия по сохранению мира, соблюдению прав человека, реализации целей устойчивого развития в борьбе с изменением климата Кыргызстана, как «верхней страны» ЦА в водоснабжении, и других наших соседей. И последний вопрос коснется сокращения числа ледников, прогнозируемого экспертным сообществом. Результаты парижского саммита – новые вызовы и экологические риски. И вывод этой темы на уровень СБ ООН – одна из важных целей для Казахстана, это ответственность за наш регион. Последний пункт – расширение сотрудничества между всеми региональными силами безопасности Европы, США, Азии для обеспечения трансконтинентальной безопасности. Безусловно, реализация этого видения Нурсултана Абишевича Назарбаева потребует времени, и для Казахстана реализация этих пунктов с помощью СБ ООН станет ключевой задачей. Также Казахстан будет продвигать и свои национальные стратегические интересы, выражающиеся в укреплении стабильности в центральноазиатском регионе, решении афганского вопроса.

В споре рождается истина

Далее эксперты перешли к обсуждению. Тема круглого стола содержала в себе две большие группы вопросов, собравшиеся занялись больше первой частью их – актуальными проблемами региона и нюансами межгосударственных отношений, которые не всегда складываются мирно благодаря этим проблемам. Их список достаточно обширен – от вопросов безопасности и вооружения до экономического сотрудничества, транспортного снабжения и проблем экологии – опустынивания, загрязнения и работы людей в высокогорье. Коснулись при обсуждении и вечного «яблока раздора» – так называемых «водных войн», которые связаны и с вопросами энергетики. Так политолог и эксперт по безопасности Жолборс ЖОРОБЕКОВ предлагал вспомнить о ледниках, и поднять этот вопрос на международном уровне, а также высказал позицию о том, что только соседство республик – не гарант их единства.

– Мы были грубо объединены во времена СССР, невзирая на то, как жили народы региона. Была разделена Ферганская долина и образованы спорные территории, – отметил эксперт. – Поэтому я считаю, что объединяться на основе географического местоположения не стоит. Надо думать, как объединяться иначе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 24 мая 2017

Заголовок в газете: Один за всех

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру