Аресты оппозиционеров в Кыргызстане продолжаются

Прибытие для дачи показаний экс-депутата Садыра Жапарова в Кыргызстан привело к его аресту по делу четырехлетней давности и столкновению с милицией его сторонников

Аресты оппозиционеров в Кыргызстане продолжаются

Прибытие для дачи показаний экс-депутата Садыра Жапарова в Кыргызстан привело к его аресту по делу четырехлетней давности и столкновению с милицией его сторонников

Откуда ветер дует?

Садыр Жапаров сделал весьма неплохую карьеру на политической арене Кыргызстана. Начав свой трудовой путь с простого рабочего в колхозе «Санташ» в конце восьмидесятых, уже в 2005 году, после «революции тюльпанов», он сел в кресло генерального директора ОсОО «Нурнефтегаз». Во время парламентских выборов прошел в законотворческий орган, где пробыл два года, после чего с 2007 по 2009 год был советником Курманбека Бакиева. Следующим его полем деятельности стала борьба с коррупцией: в 2008 и 2009 годах Жапаров – комиссар Национального агентства КР по предупреждению коррупции. К концу 2009 года он занял должность директора Агентства по предупреждению коррупции при Государственной кадровой службе КР, и в этом кресле встретил апрельскую революцию-2010. После должностных пертурбаций он вновь уходит в политику, выдвигаясь от партии «Ата-Журт» в депутаты 5 созыва ЖК. Оказавшись в парламенте, Жапаров занимает оппозиционную позицию по отношению к действующей власти и вступает в конфронтацию с главой аппарата президентской администрации Эмильбеком Каптагаевым, обвиняя последнего в дестабилизации обстановки после акций протеста против работы Совета по отбору судей. Осенью 2013 года Жапаров вместе с коллегами-единомышленниками Камчыбеком Ташиевым и Талантом Мамытовым организовал митинг в поддержку национализации золоторудного предприятия «Кумтор», митингующие под их руководством попытались взять штурмом «Белый дом». Здание устояло, людей разогнали, а нардепов взяли под арест. Правда, за попытку насильственного захвата власти уголовной и административной ответственности они так и не понесли: после нескольких затяжных судебных процессов их отпустили на свободу, лишив депутатской неприкосновенности и мандатов. Через некоторое время Жапаров покинул страну, последнее время проживал на Кипре, однако был вызван повесткой из ГКНБ КР для дачи показаний 25 марта по одному из уголовных дел. Сторонники оппозиционного экс-парламентария предупреждали его о возможности ареста, однако Жапаров, заявлявший о своем желании баллотироваться в президенты, все же решил приехать в Бишкек. И не просто посетить, а поучаствовать в одном из столичных митингов – если верить его официальной Facebook-странице. Утром в субботу, 25 марта, Жапаров пересек казахско-кыргызскую границу, и был задержан на КПП «Ак-Жол».

Представители ГКНБ республики доставили арестованного в ИВС ведомства. Против Жапарова было возбуждено уголовное дело по четырем статьям УК КР - 227, 341, 113 и 234 («Угроза убийством», «Захват заложника», «Хулиганство», «Применение насилия к представителю власти», Авт.) Причина выдвижения обвинений – события осени 2013 года в Караколе, когда митингующими был взят в заложники Эмильбек Каптагаев, полпред правительства по Иссык-Кульской области.

– По полученным свидетельским показаниям и документам уголовного дела, основной целью митинга 7 октября 2013 года была попытка захвата здания облгосадминистрации и дестабилизации ситуации в Иссык-Кульской области. По имеющимся материалам уголовного дела, Садыр Жапаров также финансировал указанный митинг, – говорится в сообщении пресс-службы ГКНБ. – Следствием установлено, что 7 октября 2013 года во время митинга в Караколе участники акции протеста насильно усадили в автомашину, припаркованную возле здания облгосадминистрации, полномочного представителя правительства по Иссык-Кульской области Эмильбека Каптагаева, тем самым взяв его в заложники. По показаниям свидетелей, организатором того митинга и последующих противоправных действий был Жапаров, который посредством мобильной связи давал указания не освобождать Каптагаева, требуя от участников захвата действовать по «ранее согласованному плану». В результате операции, проведенной сотрудниками милиции, Каптагаева освободили.

Попытка – не пытка

Несмотря на очевидные доводы для ареста, соратники оппозиционера их не услышали и в количестве более 500 человек вышли к зданию ГКНБ, устроив стихийный не разрешенный мэрией Бишкека митинг. Звучали не только требования выпустить Жапарова на свободу, но и идти к «Белому дому» для того, чтобы власти «быстрее услышали». Разноликая толпа, включавшая в себя и родственников Жапарова, и других оппозиционеров, и сторонников Жапарова, и правозащитников, и пресловутый ОБОН, выставила ультиматум: выпустить Жапарова в течение 20 минут, или… «Или» означало штурм здания ГКНБ: протестующим удалось прорвать оцепление, кидая бутылки, камни и палки в правоохранителей, однако попасть в здание им не удалось. Началась стычка с правоохранителями и прозвучали первые предупредительные выстрелы. Прибывший спецназ оттеснил митингующих, вместе с милицией начали производиться задержания наиболее активных участников акции протеста. Их грузили и в автобусы, и в «гражданские» авто. Остальных сторонников Жапарова оттеснили на юг по проспекту Эркиндик и раздробили. Число задержанных было неизвестным, как и число пострадавших: через некоторое время экс-омбудсмен Турсунбек Акун и глава Комитета защиты свободы слова Адиль Турдукулов сообщили о том, что в Первомайском РОВД находится порядка 200 человек, задержанных в ходе беспорядков, среди них есть и раненые. Позже представители МВД провели экстренную пресс-конференцию, где дали более подробную информацию о случившемся – данные у различных СМИ и по трансляциям – онлайн в соцсетях разнились.

– Митингующие в течение двух часов выкрикивали разного рода лозунги. Несколько раз провоцировали наших сотрудников на столкновения. После чего в 16.30 в сторону милиционеров начали кидать бутылки с водой, после стали бить деревянными палками, начали бросать в них камни. Затем были приняты меры по задержанию нарушителей согласно закону. Всего задержано 68 человек, которые на данный момент находятся в Первомайском УВД столицы, - рассказал журналистам заместитель министра внутренних дел КР Алмаз ОРОЗАЛИЕВ.

В отношении арестованных были возбуждены уголовные дела по 3 статьям УК КР – статья 234 «Хулиганство», статья 341 «Нападение на сотрудника милиции» и статья 171 «Умышленное уничтожение чужого имущества». С критикой их поведения выступили многие общественные деятели, а так же объединения кыргызских соотечественников за рубежом. Причиной возмущения последних стал тот факт, что сторонники Жапарова ввели общественность в заблуждение, заявляя о поддержке своих идей и своей акции со стороны трудовых мигрантов, находящихся на заработках в России. В связи с этим ряд объединений мигрантов и кыргызская диаспора в России распространили заявление, где призвали сограждан к миру, а митингующих и представителей оппозиции – отказаться от лжи.

– От имени кыргызской диаспоры в Москве и Московской области резко осуждаем действия отдельных граждан, которые прикрываясь именем трудовых мигрантов предпринимают попытки дестабилизировать политическую обстановку в Кыргызстане. Осуществляя трудовую деятельность далеко за пределами своей Родины, мы особенно ценим мир, единство и стабильность, которые пришли в последние годы в Кыргызстан, – говорится в документе. – Нам важно, чтобы в стране было спокойно. Политические цели, которые преследуют отдельные оппозиционные деятели, не должны стать причиной раскола общества и страны. Мы призываем своих соотечественников не идти на поводу у подстрекателей, толкающих страну к очередной революции. Пусть Садыр Жапаров не прикрывается добрым именем трудовых мигрантов. Нас возмущают откровенно лживые призывы тех, кто пытается связать нас с политиками, которые преследуют свои личные цели. Пришло время направить силы в созидательное русло во благо будущего страны.

Закон для всех

К утру воскресенья стало известно о том, что задержанных гораздо больше: пресс-служба МВД КР сообщила о 105 арестованных. Двое из них были легко травмированы, со стороны правоохранителей пострадали пятеро. Всем им была оказана медицинская помощь. За нарушения общественного порядка были составлены материалы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 364 («Мелкое хулиганство»), 371 часть 1 («Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел и других лиц, осуществляющих обязанности по охране общественного порядка»), и статьей 392 («Нарушение установленного законом порядка проведения мирных собраний») КоАО КР. Все собранные материалы были переданы в Первомайский районный суд столицы, в результате чего суд вынес решение об уплате штрафа 12 задержанными, нахождении под административным арестом от 2 до 5 суток для 64 человек, вынесении предупреждения двум задержанным. С остальными задержанными за нарушение правопорядка и хулиганство митингующими была проведена беседа, после чего они были отпущены по домам. Арестованный экс-омбудсмен Турсунбек Акун был приговорен к штрафу в 1500 сомов и 8 часам общественных работ, причем последнее его смутило гораздо больше, чем необходимость уплаты штрафа. Еще 12 человек остались в столичном СИЗО-1 на 2 месяца по решению Свердловского райсуда: в их числе – сын, брат и другие родственники Жапарова. Их обвиняют в порче имущества (в ходе беспорядков был поврежден автобус, куда погрузили арестованных протестующих), хулиганстве и сопротивлении правоохранителям. Самому же Жапарову до истечения 48 часов суд вынес меру пресечения в виде заключения под стражу до окончания следствия – так же в СИЗО-1. Омбудсмен Кубат Оторбаев контролировал процесс судопроизводства лично и нарушений прав обвиняемых не обнаружил.

Тем временем гражданское общество требует поднять вопрос о задержании сторонников оппозиционера на уровне парламента. Глава Комитета защиты свободы слова Адиль Турдукулов посчитал, что если вопрос о действиях и правоохранителей и митингующих не будет поднят на высоком уровне, люди могут вновь выйти на акции протеста. Следует дать оценку и аресту Жапарова: по мнению Турдукулова арест Жапарова «носит политический характер». Но ни в понедельник, 27 марта, ни во вторник, 28-го, этот вопрос поднят не был: в эти дни депутаты работали в комитетах, а спикер парламента в данный момент находится за рубежом.

Токтогул КАКЧЕКЕЕВ, эксперт: Милиция действует в соответствии с законами, которые принял наш парламент. Демонстранты проявляли протест, вели себя агрессивно, что в итоге может перерасти в беспорядки, погромы, провокации. Милиция соответственно предупреждает в таких случаях, говорит прекратить бесчинства, а если митингующие этого не понимают, то силовики принимают дозволенные законом меры. Это может быть использование слезоточивого газа, шумовых гранат и других средств, которые влияют на поведение протестующих. Им что, надо было сказать: «Флаг в руки! Громите, устраивайте беспорядки, освобождайте задержанного Жапарова и идите на штурм властных структур?» Так, что ли, надо им говорить? Садыр Жапаров сам прибыл в Кыргызстан после консультаций с оппозиционными силами. О том, что у него были встречи, писали в СМИ. Соответственно, это была спланированная акция. Их представители здесь подготовили людей. Митингующим поставили задачу вести себя агрессивно, не церемониться и показать всеми миру, что они противостоят властям.

Жыпар ЖЕКШЕЕВ, политолог: Если кто-то хочет проводить митинг, то он не должен переходить черту. То есть должен подчиниться закону и взять разрешение на проведение митинга и только потом проводить его. На нем они могут вдоволь выговориться, выступить и высказать все свои обиды. Но еще раз повторяю, что все это должно быть законно. Тем более у нас демократия, свобода слова.

Асель ДООЛОТКЕЛДИЕВА, политолог, доцент КТУ «Манас»: Разочарование в политической системе, недоверие, приводит к тотальному неверию. Как это работает в микродинамике мобилизации? Как следствие теряется доверие к политической системе, а после к людям, гражданам. В исследовании я вела наблюдение за комментариями, анализом наших граждан относительно митингов. Недоверие к политической системе, в целом к политике, дискредитировало выражение протеста. Иными словами, на сегодняшний день протестные заявления – это не социальное противостояние, остался фейк.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Приехали…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру