Минздрав КР выводит из тени фармацевтический бизнес

15 марта 2017 в 11:13, просмотров: 2312

Путем создания единой Национальной базы лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Вся информация об импорте лекарств, их производстве в КР, о ценах и поставках будет открытой и доступной любому гражданину, а также для проверки. Речь о необходимости создания подобного инструмента велась давно. В 2004 году была создана первая программа для базы Департамента лекарственного обеспечения – она стала частью воплощения «Концепции развития единой информационной системы здравоохранения в области обращения лекарственных средств». Предполагалось, что единая информационно-справочная система в области обращения лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения обеспечит прозрачность информации по регистрации, ввозу и сертификации лекарственных средств, мониторинг различных аспектов обращения ЛС посредством WEB-сайта ДЛО, повышение оперативности работы и обеспечение принципа «Единого окна» в сфере выдачи разрешительных документов. К 2010 году программ для системы было уже порядка ста на русском, кыргызском и английском языках. Однако в 2013 году вице-премьер-министр Камила ТАЛИЕВА заявила о необходимости создать иную информационную базу лекарственного обеспечения и медицинской техники. Проектная стоимость ее составила 10 млн долларов.

Чем дальше в лес…

Кроме того, в сфере здравоохранения за последние несколько лет были предприняты и другие немаловажные шаги. В частности, из списка лекарственных средств, закупаемых государством, был исключен ряд дорогих или неэффективных клинически медикаментов. Также инициативная группа из Минздрава инициировала поправки в закон, согласно которому регулированием цен на лекарства будут заниматься не частники, а государство, что позволит сделать их более доступными.

– Жизненно необходимые лекарства должно быть по доступной цене. Например, препарат есть, а пациент его не может купить, потому что он очень дорогой. В таких случаях государство должно проводить ценорегулирование, сколько должно стоить то или иное лекарство, чтобы оно было доступно большей части населения, - поясняет поправки консультант Минздрава КР по доказательной медицине Бермет БАРЫКТАБАСОВА.

Однако стало понятно, что одной реформой не обойтись: происходящее в глубине сферы здравоохранения было многие годы покрыто мраком, и система работы кыргызской медицины требует полного обновления.

– Изначально мы хотели изменить один законопроект, но позже выяснилось, что требуется разработать еще два закона и внести ряд поправок в различные кодексы и законы. Поэтому было решено разработать целый пакет законопроектов, – говорит Суюнбек СЫРДЫБАЕВ, глава экспертной группы по разработке нового законодательства по лекарственным средствам. – Минздрав хочет добиться не только ценового регулирования на лекарственные средства. В Административный и Уголовный кодексы мы предлагаем внести изменения, которые повысят ответственность за преступления по части подделки лекарств и других подобных преступлений.

Сейчас эта инициатива обсуждается в профильном комитете ЖК, после уйдет в первое чтение.

Борьба с мельницами?

Сейчас государство имеет дело с примерно 10 млрд сомов от фармацевтического рынка КР в год. Ввоз, регистрацию, хранение, реализацию всех лекарств же оно проконтролировать не в состоянии, сюда же стоит отнести и контрабандные препараты. По предварительным подсчетам, оборот теневого рынка может составлять более 100 млрд сомов ежегодно. А среди представителей фармацевтического бизнеса есть родственники крупных чинов Минздрава, нынешних депутатов, и других чиновников, которые заинтересованы в прежнем порядке вещей.  Есть и медики: по данным Минздрава, только за 2013 и 2014 годы в процессе разработки базы и служебных проверок были возбуждены 17 уголовных дел по фиктивным поставкам лекарств и фактам лоббирования медработниками  интересов фармкомпаний. Теперь же интересы всех вышеперечисленных лиц могут серьезно пострадать: новая система заставит фармацевтический рынок работать иначе. И немаловажной частью реформы должно стать уменьшение числа фармацевтических компаний через ужесточение лицензирования.

– В аптеках при всем кажущемся разнообразии нужного препарата очень часто нет, та же ситуация и в больничном секторе видно множество закрытых позиций по конкурсам. Поэтому к задачам реформы фармацевтического рынка относятся консолидация рынка, ужесточение регистрации препаратов, ограничение количества точек розничной торговли через ужесточение лицензирования, и централизация закупок препаратов, – считает международный консультант Борис ЛОБЗОВ. – Основной задачей электронной базы данных лекарств станет обеспечение доступной информации по ценам на препараты и медицинские изделия, по ассортименту и объемам продаж препаратов и медицинских изделий. На основе этой информации можно будет принимать взвешенные решения в области лекарственного обеспечения, например, по ценорегулированию, по централизации закупок, по лицензированию и др.

То, что фармацевтический бизнес сосредоточен только в частном секторе, беспокоит и министра здравоохранения Талантбека БАТЫРАЛИЕВА.

– Вы сами прекрасно знаете, что стопроцентно фармацевтический бизнес принадлежит частному сектору. Это и плохо, и хорошо. С одной стороны хорошо - среди них много добросовестных компаний, которые обеспечивают лекарственными средствами наше население, поэтому под одну гребенку обо всех сказать: «они обманывают народ» – не берусь и не скажу, - подчеркнул министр.

Однако по его словам, определенные подозрения в качестве услуг это все равно вызывает. И работа в отношении базы будет продолжена.





Партнеры