Золото Джеруя

С момента обретения независимости Кыргызстан находится в состоянии лихорадочного поиска инвесторов, способных реализовать крупные проекты государственного значения в сфере горнодобывающей отрасли, которые призваны стать локомотивами промышленности, способными вытянуть экономику страны на качественно новый уровень.

Золото Джеруя

В последнее время внимание общества приковано к золоторудному месторождению Джеруй, расположенному на территории Таласской области. Оно наиболее исследовано специалистами и полностью готово к освоению, однако запуск месторождения откладывается уже более 25 лет.

Второе по количеству разведанных запасов месторождение, содержащее, по предварительным оценкам,  11,8 млн. тонн руды и 74,7 тонны золота со средним содержанием 6,3 г/т было открыто геологами в 1968 году. Решение о его разработке было принято в 1989 году. Однако в связи с развалом СССР работы были завершены на этапе подготовки инфраструктуры спустя несколько месяцев.  В 1992 году золоторудное месторождение было передано в ведение новообразованного государственного концерна «Кыргызалтын», руководство которого вскоре заключило генеральное соглашение о разработке золота с американской фирмой «Моррисон Кнудсен Голд», в рамках которого было создано совместное предприятие «Джеруй Голд компани». Однако в 1996 году действие соглашения было остановлено, в связи тем, что работы по разработке месторождения так и не были начаты.  Очередная попытка запуска проекта была предпринята в конце 1999 года, когда в сотрудничестве с британской фирмой «Оксус Ресорсерс Корпорейшн» было образовано совместное предприятие «Талас Голд Майнинг компани». Уже в марте 2000 года совместному предприятию выдана лицензия на освоение Джеруя. Согласно плану работ, «Талас Голд Майнинг компани» планировало в августе 2006 года сдать в эксплуатацию золотодобывающую фабрику и хвостохранилище. Однако в 2004 году правительство аннулировало лицензию разработчика, объяснив свои действия тем, что у него нет соглашений с международными институтами о финансировании проекта.

После мартовских событий 2005 года руководство Государственного агентства геологии обратилось в новое Временное правительство о целесообразности вернуть лицензию компании «Талас голд майнинг», мотивируя это тем, что данное решение позволит уже в ближайшие годы начать процесс промышленной добычи золота. На тот момент на месторождении работало около 700 человек. Но, вопреки здравому смыслу, в мае 2006 года правительство своим постановлением утвердило генеральное соглашение с новым инвестором об освоении месторождения путем создания совместного предприятия «Джеруй Алтын». Им стало австрийское предприятие «Глобал голд холдинг ГмбХ», зарегистрированное лишь за пару месяцев до заключения соглашения с правительством, с уставным капиталом всего в 35 тысяч евро. Отбор инвестора в данном случае происходил с нарушением ряда законов и норм Кыргызской Республики. Так, согласно закону «О недрах», отбор разработчика месторождения должен производиться путем проведения конкурса или аукциона, а не на основании прямых переговоров. Кроме того, в нарушение законодательства республики, за инвестором были закреплены функции государственного органа по недропользованию, а не хозяйствующего субъекта. Правительство тогда объяснило свои действия целесообразностью и благими намерениями, направленными на улучшение ситуации как в стране, так и в отдельных отраслях экономики. Для чего, по его мнению, иногда можно и нужно действовать в обход действующего нормативного правового законодательства. Возможно, что имевшие место в деле с «Глобал голд холдинг ГмбХ» нарушения законов создали прецедент, который гласит, что «правила игры», могут игнорироваться и меняться государством в силу «объективных обстоятельств». Несмотря на все это, правительство, имея при этом в своем активе печальный опыт реализации проекта «Кумтор», оптимистично заявило, что австрийцы являются идеальными партнерами для страны. В итоге, из-за задержки разработки месторождения разработчик выплатил бонус в $5 млн правительству. На этом активные действия на Джеруе закончились. И ожиданиям общества, полагавшего, что уж в этот раз точно добыча золота начнется, не было суждено сбыться. В сентябре 2007 года «Глобал Голд холдинг ГмбХ» уступила за 130 миллионов долларов США свою долю в проекте инвестиционной группы «Visor». Данная фирма за период своей деятельности существенных объемов работ не произвела. В 2009 году разработчик месторождения продал часть своих акции компании «Consalidated Explaration Holding» за 48 млн долларов. Срок действия лицензии закончился в ноябре 2010 года, после чего она была аннулирована.

18 ноября, спустя несколько месяцев после апрельских событий 2010 года, правительство, в числе других, поручило Министерству природных ресурсов рассмотреть вопрос, касающийся отзыва лицензии у разработчика. В ходе его исполнении министерством были допущены грубейшие ошибки юридического характера, повлекшие за собой череду судебных процессов. Лишившиеся лицензии компании «Visor»и «Consalidated Explaration Holding» обратились в центр по урегулированию международных инвестиционных споров Всемирного банка и потребовали у правительства Кыргызстана компенсацию в 400 млн. долларов. По словам представителей компаний, их совокупные затраты на освоение Джеруя составили 235 млн. долларов. 4 мая 2015 года в ходе состоявшегося конкурса был определен очередной инвестор золоторудного месторождения. Победителем на право разработки Джеруя было признано ОАО «Восток-геолдобыча», входящая в Государственную корпорацию «Русская платина». Согласно условиям заключенного соглашения, разработчик месторождения должен был инвестировать 287,3 миллиона долларов США. Планировалось, что уже во II квартале 2016 года начнутся работы по строительству золотоизвлекательной фабрики, которая уже к концу 2017 года должна выйти на проектную мощность. На основании инвестиционного соглашения победитель конкурса в течение месяца зарегистрировал на территории Кыргызской Республики дочернюю компанию - ОсОО «Альянс Алтын». Которой в конце сентября 2015 года, после оплаты полной стоимости лицензии в 100 млн. долларов США, была собственно и выдана лицензия на право разработки недр. Одновременно, согласно условиям, выдвинутым правительством, в течение года со дня получения лицензии ОсОО «Альянс Алтын» было обязано подготовить и согласовать с профильными ведомствами технический проект, получив на него положительные экспертизы по промышленной, экологической безопасности, охране недр. Планировалось, что в течение трех месяцев с момента согласования технического проекта, компания приступит к строительству золотоизвлекательной фабрики и хвостохранилища. Разрешительные документы на строительство инфраструктурных и иных объектов, необходимых для разработки месторождения Джеруй, компания также должна получить не позднее одного года со времени выдачи лицензии на разработку. Лицензию на разработку месторождения Джеруй ОсОО «Альянс Алтын» получило в августе 2015 года. Соответственно,  в августе 2016 года компания должна была получить положительные заключения на технический проект от Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования (Госкомпромэнерго). Однако в указанный срок компания не уложилась. Выяснилось, что представленная ОсОО «Альянс Алтын» адаптация проектных решений, выполненных российскими ООО «СПб-Гипрошахт» и ООО «EMC майнинг» на предмет их соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики, выполнена не на должном уровне, что явилось причиной возврата материалов на доработку. Следует отметить, что в тексте лицензионного соглашения прописано, что в случае нарушения сроков предоставления технического проекта (после однократного продления срока его предоставления), в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О недрах», право пользования недрами подлежит прекращению.

В итоге, на примере приведенного выше месторождения можно сделать два вывода. Первый – государство своей неустойчивой политикой лишь только ухудшает и без того не блестящий инвестиционный климат страны, заключая соглашения с иностранными инвесторами, получая в бюджет первоначальные взносы (в виде налоговых отчислений и иных платежей), а затем аннулируя выданные лицензии, игнорируя требования законов. Второй – государство не умеет управлять своими ресурсами, привлекая неблагонадежных инвесторов, которые не выполняют условиях заключенных соглашений. Однако очевидно, одно: одно вытекает из другого – добросовестные инвесторы стремятся работать там, где работают законы и созданы благоприятные условия для работы инвестиций. Увы, Кыргызстану еще далеко до таких стандартов.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру