Многие из них предпочитают воспользоваться для переезда Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Проект работает с 1998 года. За 18 лет его существования страну покинули тысячи семей, решив свои жилищные, социальные и экономические проблемы. Всплеск желающих выехать случился сначала при открытии программы, затем его вторая волна – после революции 2010 года. Последние же несколько лет наблюдается относительное затишье: в год подается чуть более тысячи заявок. С ними приходится работать правопреемнику ФМС РФ, Представительству МВД РФ в КР по вопросам миграции. Помимо оказания помощи по вопросам миграции и переселения, его сотрудники проводят выездные консультации для желающих принять участие в программе и для тех, кто ей уже воспользовался, но по тем или иным причинам находится в Кыргызстане.
Корреспондент «МК-Азия» побывала на одной из таких встреч с соотечественниками в городе Канте и узнала, что волнует желающих воспользоваться программой переселения и какие проблемы могут возникнуть на новом месте у тех, кто делает первые шаги по госпрограмме.
Права и обязанности
Безусловно, участники рассчитывают на регистрацию, подъемные, разрешение на хорошо оплачиваемую работу, гражданство, достойное будущее для детей и внуков. Это далеко не полный перечень того, о чем мечтают и чего хотят добиться покидающие Кыргызстан по госпрограмме люди. Однако прежде чем принимать окончательное решение о переезде, надо взвесить все «за» и «против». А также собрать максимум информации о регионах, участвующих в программе и ее правилах, с помощью соответствующих госструктур и ресурсов в Сети – информацию можно отыскать, в частности, на сайтах Главного управления по миграции МВД РФ, МИД РФ, информресурсах «Русский век», «Россия в Кыргызстане», интересующие вопросы задать во время консультации.
– Наша задача донести информацию о функциях и возможностях переезда в РФ. Мы никого не агитируем и тем более не заставляем. Кто-то считает, что где родился там и сгодился, кто-то хочет посмотреть мир, кто-то-жить с друзьями, детьми и внуками – решение принимают в каждой семье в отдельности, – говорит Владимир ФИЛИППОВ, руководитель Представительства МВД РФ в КР по вопросам миграции. – Переехать на соседнюю улицу, в соседний город и то нелегко. Кто решается на переезд, тот должен понимать, что шаг серьезный – семь раз отмерь, один отрежь. Готовиться надо и к трудностям, и к неурядицам. Например, в начале этого года был случай, когда девушка с мужем и ребенком в Воронежской области не смогли получить разрешение на временное проживание все вместе. Муж его получил и начал работать, а его жена два раза становилась на очередь и оба раза ее пропустила, уходила, не дождавшись. В итоге ее вычеркнули, и ей пришлось три месяца пробыть в Кыргызстане и подавать документы повторно. Не так все просто и легко! Конечно, это исключение из правил. Многие переселенцы приезжали в Россию и сразу получали все условия, им оказывали необходимое содействие. В некоторых регионах новоприбывших даже встречают на вокзале.
Филиппов напоминает: пересечение границы Кыргызстана и России и документ об участии в программе не означает, что переселенцу удастся на сто процентов обустроиться. Он должен назубок знать основные правила оформления своего проживания и следить за новостями в сфере миграционной политики РФ.
– Миграционное законодательство меняется, все перемены озвучиваются в СМИ. И на консультациях, и на встречах мы напоминаем и разъясняем простые правила, общие для всех, – подчеркивает он. – Пока вы еще не зарегистрировались, у вас есть свидетельство об участии в госпрограмме переселения, по законам РФ вы еще иностранец! Если в течение 90 дней вы не оформили никаких разрешительных документов, ни РВП, ни трудового договора или контракта – следующие три месяца на территории РФ находиться не разрешается. Поэтому кто-то подает на РВП через консульский отдел заранее, еще в Кыргызстане. В рамках ЕАЭС без регистрации по программе или без нее можно находиться в России 30 дней, но не стоит откладывать РВП в долгий ящик. При процессе переселения надо оформить временную регистрацию и зарегистрироваться в подразделении по вопросам миграции как участнику госпрограммы. Подать документы на РВП и в течение двух месяцев получить штамп в загранпаспорт о Разрешении на временное проживание. Затем подаются документы на получение гражданства. На их рассмотрение необходимо 2-3 месяца.
Проблемы, конечно, существуют, не все так радужно. Несмотря на недавнюю реформу, при которой Федеральная миграционная служба отошла под контроль МВД РФ, и была проведена чистка кадрового состава, в регионах еще есть работники, которые либо игнорируют свои обязанности и устраивают проволочки, либо пользуются незнанием переселенцами законодательства в корыстных целях.
Человеческий фактор
С чем еще сталкиваются кыргызстанцы на новом месте жительства? Прежде всего, возникают трудности с трудоустройством. Ведь по условиям госпрограммы, надо отработать в выбранном регионе три года… Если регион и место работы не нравится – можно переехать в другой субъект федерации, но в этом случае придется вернуть государству все затраченные средства, а это сотни тысяч рублей. Работы может не оказаться – вакансии могут занять, пока происходит переезд. Бумажная волокита может отнять не одну неделю, причем приходить нужно в строго отведенное время.
Об этих и других нюансах и рисках будущих граждан РФ предупреждают заранее. Они могут задать свои вопросы на видеомостах с представителями госорганов интересующей области для переезда, прийти на консультацию в посольство, консульство или к представителям МВД РФ в КР по вопросам миграции.
К сожалению, не во всех субъектах РФ удается добиться слаженной работы миграционных служб на местах. У кого-то из переселенцев оказываются сложности с нотариальным заверением перевода документов с кыргызского на русский. Хотя по законодательству ЕАЭС, нотариально заверенный документ в Кыргызстане должен быть годен и в России. Есть факты введения в заблуждение приезжих со сроками пребывания, кого-то не хотят трудоустраивать легально, и производить налоговые отчисления, а кто-то и вовсе вместо достоверной информации руководствуется слухами и не обращается за разъяснениями в миграционное ведомство. Например, кантовчанка Валентина, получив российское гражданство, оформила пенсию в Кемеровской области и вернулась по делам в Кыргызстан. А члены ее семьи-участники программы, столкнулись с препятствиями.
– Сыну и невестке нет еще тридцати лет. У обоих высшее образование, но они сидят без работы, живут на деньги, которые сын зарабатывает дворником и на то, что я им высылаю от своей пенсии. Их готовы взять на работу по образованию, но после получения ими паспортов. А до того как жить? Сначала им приходилось долго оформлять РВП. Когда наконец-то получили документы, сняли жилье. Сейчас квартирной хозяйке постоянно звонят и интересуются, работают ли ее жильцы? Даже ночью могут прийти полицейские с собаками, чтобы проверить у них регистрацию, – возмущается она.
По словам Филиппова, во всех этих случаях стоит бороться за свои права, но соблюдать закон. Прежде всего, проконсультироваться у специалистов на личном приеме и получить необходимые документы в срок. Если же ставят препоны – преодолевать их. Не берут на работу – обращаться в Департамент труда и занятости. Не принимает инспектор миграционной службы – идти к его начальнику. Не удается попасть и к нему на прием – обращаться с жалобой в вышестоящие органы, вплоть до мэра города и губернатора.
Но по словам людей, столкнувшихся с чиновничьим равнодушием, бороться с негативными явлениями и защищать свои законные права переселенцы пока боятся. Вдруг депортируют со скандалом?
Своих не бросаем!
Если трудовых мигрантов, прибывших в Россию легально, могут защитить в ОО «Движение трудовых мигрантов России», этнических диаспорах на местах и дипломатических ведомствах, то переселенцам приходится в этом отношении нелегко. Единой организации, которая бы помогала их правовому ликбезу и адаптации, не предусмотрено ни законодательством РФ, ни госпрограммой. Обустройство на новом месте и оформление документов – дело уже самих соотечественников. Иногда им помогают уже осевшие и получившие гражданство бывшие жители азиатских республик. Наиболее сильная диаспора переселенцев – в Калининграде. Выходцев из Кыргызстана и Средней Азии любой национальности – и русских, и немцев, и кыргызов, и казахов, и таджиков поддерживают их вчерашние сограждане, оказывая правовую, социальную и культурную помощь. В остальных регионах подобных объединений либо нет, либо их стараются не афишировать.
Чтобы переезжающие по госпрограмме и по своей инициативе не попадали впросак, их защитой в Кыргызстане занимается председатель общественного объединения российских соотечественников «Чайка» Людмила ЖУКОВА. Под ее патронатом – жители Канта и Ысык-Атинского района Чуйской области. По ее словам, жители «подшефных» населенных пунктов выбирают Калининград, Белгородскую область, Новосибирскую область, Липецк, есть перебравшиеся на Дальний Восток и в станицы Краснодарского края. Принципом при выборе становятся схожие с Кыргызстаном погодные условия и наличие уже обустроившихся родственников и друзей: это помогает приживаемости на новом месте. Встречи с руководством и представителями МВД РФ в КР по вопросам миграции могут предотвратить многие трения с законом в регионах РФ, и осведомить об изменившихся правилах получения гражданства и самой программы, поэтому они проводятся достаточно регулярно. Но и при их наличии работы у Людмилы Владимировны хватает.
– Раньше я летела вперед и помогала всем, сейчас – только тем, кому нужна реальная помощь. По моим данным, те люди, которые хотели переехать, уже решили этот вопрос, остались те, у кого уехали дети, внуки или другие родственники. Уезжающие не всегда знают даже законы Кыргызстана, не то, что российские, поэтому и приходится выруливать ситуацию, чтобы человек обосновался на новом месте, – говорит она. – Есть проблемы и с информированием соотечественников в Кыргызстане, есть проблемы и у тех, кто уже воспользовался программой и находится в России. То ли из-за неимения связей, то ли по другим причинам переселенцы не знают о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться. Плюс есть трудности, которые образуются на местах, благодаря местным чиновникам. Бывает, что с переезжающими просто не хотят разговаривать. Говорят, что неправильно оформлены какие-то документы, а что неправильно – не объясняют. И люди теряются… Другое государство, другая культура, менталитет, даже русский язык – и тот отличается, у нас он более литературный. И новое непривычное отношение со стороны чиновников становится стрессом, выжимает последние нервы. Иногда мне приходится отсюда самой связываться с регионами, разговаривать с чиновниками и инспекторами, ругаться… Говорю как есть, что занимаюсь проблемами соотечественников для подачи справки президенту, и после этого оказывается, что спорные вопросы можно решать очень быстро и легко. Человеческий фактор есть везде! В любом случае переезжать – всегда очень сложно. И я не хотела бы, чтобы Россия для нас была мачехой!