Как в Кыргызстане прошло голосование на выборах в местные кенеши и референдум?

В республике в минувшее воскресенье, 11 декабря, состоялось одно из ожидаемых событий в политической жизни года - референдум в поддержку внесения досрочных изменений в Конституцию страны, ставший камнем преткновения между оппозицией и властями и разваливший парламентскую коалицию. Необходимый тридцатипроцентный барьер был преодолен, и, несмотря на рекордно низкую явку в 43, 48 %, референдум признан состоявшимся. Согласно предварительным итогам, голоса «за» изменение Конституции отдали 80 %, «против» - свыше 15,4%.

Как в Кыргызстане прошло голосование на выборах в местные кенеши и референдум?

Как проходил процесс определения волеизъявления народа? И почему, согласно статистике, жителей республики все меньше интересуют происходящие в стране политические процессы? В этом попыталась разобраться корреспондент «МК-Азия».

Укрощение строптивых

Референдум в КР, как и выборы в местные кенеши, провелии по новому избирательному законодательству, согласно которому все участники голосования прошли биометрическую идентификацию, а бюллетени подсчитывали электронные считывающие урны, которые в автоматическом режиме передали данные в ЦИК сразу после закрытия участков. Второй контрольный сбор данных проводили в УИК с помощью старого доброго ручного пересчета всех бюллетеней и бумажных протоколов, передаваемых в ЦИК. При большой разнице между данными с электронных урн и ручного подсчета итоги выборов на участке должны аннулироваться. Казалось бы, все просто. Но выяснилось, что техника на участки поступила крайне «вредная», и провести полностью демократичное голосование никак не удастся. По данным наблюдателей, нарушения, связанные с техникой, были на каждом четвертом участке страны.

Свидетельством тому стали и многочисленные публикации и посты в соцсетях из всех уголков КР. «Умные урны», как окрестили в народе чудо-технику, оказались еще и строптивыми. Одни норовили зажевать бюллетени, другие ломались, и вместо них ставились их обычные прозрачные пластиковые «коллеги», в которые по уже отлаженной многолетней схеме можно было вбросить любое количество бюллетеней с нужными на данном участке результатами. Система биометрических данных порой не желала идентифицировать граждан, сдавших отпечатки пальцев, и лишала их права законного голоса или вообще выдавала информацию, что человек этот уже проголосовал... Считыватели отпечатков ломались полностью или же не желали работать как следует – якобы «из-за слабого напряжения». Выходили из строя и компьютеры УИК. А кое-где был нарушен закон о государственном и официальном языках. Не хватало бланков для голосования то на официальном русском, то на государственном кыргызском…  Все это отпугивало представителей электората и не вызывало желания возвращаться на участок после того, как нарушение устраняли. Словом, оказалось, что системе, внедренной с легкой руки главы ГРС Тайырбека Сарпашева в принудительно-рекомендательном порядке, можно ставить жирную «двойку».

Из-за сбоев техники пострадал и сам ЦИК. В день выборов первая пресс-конференция, где глава ведомства Нуржан ШАЙЛДАБЕКОВА должна была отчитаться по предварительным итогам выборов в местные кенеши и референдуму, была перенесена из-за технических сбоев в работе серверов, куда поступали итоги голосования, на несколько часов. Итоговая же пресс-конференция утром понедельника, 12 декабря, была так же перенесена…Однако уже и до нее  было ясно: переменам в Конституции КР и в строе республики – быть. Пусть и по решению чуть более чем 40 процентов граждан, имеющих право голоса.

– Выборы состоялись в 22 городах. Всего на них приняли участие 255 тыс. 520 человек, или 43,48% от общего числа избирателей. Общее количество избирателей, которые могли проголосовать на выборах депутатов в местные кенеши – 587 тыс. 619 человек,– проинформировала Шайлдабекова. – В Бишкеке проголосовали 42,58% от общего числа избирателей (132 тыс. 211 из 310 тыс. 530 человек), в Джалал-Абаде – 47,96% (17 тыс. 49 из 35 тыс. 543 человек), в Нарыне – 44,38% (11 тыс. 398 из 25 тыс. 682 избирателей), в Баткене – 45,5% (5 тыс. 223 из 11 тыс. 488 человек), в Узгене 42,5% (10 тыс. 932 из 25 тыс. 704 возможных).

Все будет хорошо!

Одним из первых на участке №1209 проголосовал на выборах в местные кенеши и референдуме по поправкам в Конституцию КР президент Кыргызстана Алмазбек АТАМБАЕВ. После выполнения долга он выступил с речью, где высказал свое мнение о честности процесса и поделился тем, что по дороге на участок «молился о том, чтобы пришло хотя бы 30% избирателей».

– Я не верю в то, что кто-то выкручивает руки. Если какое-то количество учителей агитирует (за партию власти СДПК, обвиняемую в превышении полномочий с помощью админресурса, прим.авт.), значит, ей доверяют больше всего. Вообще эта партия идет ровно и обещает реально исполнимые вещи, – отметил он.

Факты подкупа партиями глава государства признал, отметив, что «Москва не сразу строилась», и что прошлое страны не дает людям понять, что «выборы должны быть честными».

– Разруха началась в головах у людей. Не так страшно, что подкупают человека, у которого нет 1 000 сомов, но то, что подкупает его человек с миллионами долларов. У него разруха сильнее в голове. При Акаеве было развито фарисейство, воровство и двуличие. А Бакиев достойно продолжил, закрепив это явление с бандюганами, – подчеркнул глава государства. – Привычки определяют характер человека. Надо бороться с коррупцией путем принятия законодательных мер. Прокуратура должна разобраться. Каждый гражданин КР должен начать думать о том, что это его страна. Надо уже думать, что мы можем дать стране.

Кандидатский максимум

Референдум был назначен на один день с выборами в Бишкекский городской кенеш и местные кенеши по стране, дабы сэкономить бюджет государства и не входить дважды в одну реку. В 405 населенных пунктах между партиями развернулась нешуточная борьба – более жестокая, чем за кресла депутатов в ЖК в 2015 году.

Все они стремились переплюнуть конкурентов в обещаниях, играя на наболевших проблемах общества и гарантируя решить их все и сразу: от проблем общественного транспорта до вопросов уборки мусора и правопорядка на улицах. Часть из обещаний была нагло заимствована из текста Национальной стратегии развития КР, часть – скопирована у конкурентов, а часть – настолько далека от реалий жизни обычного кыргызстанца, что, читая буклеты с обозначенной платформой партий и заслугами кандидатов, хотелось и смеяться, и плакать одновременно. Перещеголяла всех партия «Кыргызстан», пообещавшая с 2018 года за каждого новорожденного ребенка «материнский капитал» в 50 тысяч сомов. Ее  впервые за всю историю агиткампаний независимого Кыргызстана обвинили в популизме и призвали «врать, но не завираться» – не будоражить граждан обещаниями того, на что явно не рассчитан бюджет страны.

Естественно, при таком положении дел на финансирование агитации и подкуп избирателей были брошены немалые средства. Традиционно первыми в рядах трудящихся на благо партий стали представители подневольного «административного ресурса» – учителя, врачи, квартальные, домкомы и главы ТСЖ. Благодаря муссированному давлению «сверху» они «доставали» своих подопечных родителей, больных и жильцов агитационными роликами, макулатурой и добавлениями в чат в мессенджере WhatsApp, а так же звонками по сто раз на дню с вопросом: «А Вы уже проголосовали?» К слову, квартальные, домкомы и главы ТСЖ постарались извлечь из этой ситуации максимум пользы, заменяя трубы, освещение в подшефных домах, строя площадки или парковки для авто за счет средств, выделенных на уплату за голоса избирателей с их согласия. Ходили по домам и квартирам и обычные агитаторы, обещающие за голос для определенной партии вознаграждение… Вся эта возня вызывала насмешку у части жителей республики и даже подтолкнула некоторых из них к проведению пародийной избирательной кампании в Интернете со своими агитками, промороликами и выходом «в народ». Остальные же члены электората, поняв, что при таком количестве вложенных средств выбиться в горкенеши адекватным людям не удастся, либо «проголосовали ногами», проигнорировав и референдум, и выборы, либо решили продать свой голос. Правда, в некоторых случаях, по данным «МК-Азия», вознаграждение до проголосовавших в столице за одну из партий, вошедших в топ-5 в горкенеше, не доходило, хотя и было не очень большим на фоне расходов на кампанию – 1000 сомов за 1 голос. Эту же цифру озвучивают в соцсетях и пользователи, о ней же говорят и правоохранители. Также есть информация о том, что в регионах голоса стоили дешевле: один голос избирателя обходился политическому объединению в 200 сомов. По всем фактам нарушений сейчас работает и Следственное управление ГУВД Бишкека, и МВД КР. Уже известно, что 16 фактов нарушений выборного процесса – подкуп, вброс бюллетеней и подвоз к избирательным участкам, были зарегистрированы официально. Ведется расследование и сбор жалоб о нарушениях.

Проверено на себе

Вместе с тысячами бишкекчан выполнила свой долг и корреспондент «МК-Азия». Первым делом необходимо было проверить себя в списках избирателей. В этом отношении участок №1222, к коему я приписана, оказался достаточно добросовестным. Вторым шагом стало изучение представителей партий, которые претендуют на место в бишкекском горкенеше. Будучи ответственным избирателем и не очень доверяя агитаторам, а так же рекламным буклетам партий, щедро вбрасываемым в почтовые ящики и запихиваемым в ворота, после того, как 14 партий дали первую десятку кандидатов, просмотрела по возможности всю информацию по их работе и деятельности в новостях и соцсетях. Это помогло сделать более взвешенный выбор.

Однако с тем, чтобы его обозначить на бумаге и передать государству, возникли некоторые проблемы. Прежде всего, с тем, что здание «Зеленстроя», где размещается участок, было решено в этом году перепланировать, оставив для входа и выхода избирателей всего лишь одну дверь. В том же помещении, через которое на прошлых и позапрошлых выборах покидали здание участка проголосовавшие, был размещен медпункт. Как выяснилось, не зря: воздух в помещении для голосования, где расположились порядка 20 наблюдателей, трое представителей ГРС плюс сотрудники, отвечающие за списки избирателей по алфавиту, был очень спертым, и упасть в обморок там было немудрено. Идентифицировать меня по отпечаткам удалось со второй попытки, данные оказались в порядке, как и нахождение в двух списках – для референдума и для голосования. Как и положено, меня спросили о том, на каком языке я хочу заполнить бюллетень. Однако оба бланка меня немало удивили: бумага была тонкой и просвечивала – наподобие папиросной или очень нежной туалетной. Заполнять же их нужно было жирным черным маркером, который, естественно, просвечивал. Так что ни о какой «тайне голосования» не могло быть и речи. К тому же, возле урн стояла сотрудница УИК, следившая за тем, правильно ли люди кладут бюллетени в урны – и, возможно, за голосованием тоже, благодаря прозрачности бланков. Чем изрядно возмущались представители старшего поколения, обратившиеся к наблюдателям с просьбой зафиксировать это нарушение. Урны радостно высветили информацию о том, что мой голос по отношению к поправкам в Конституцию и депутатам БГК стал аж 459-м (было чуть более трех часов дня). Что вкупе с пустыми списками и фактическим отсутствием очереди показывало: день выборов приписанным к участку более чем чужд. Как и всем бишкекчанам, только 43,4% которых посетили избирательные участки.

По итогам их голосования необходимый 7-процентный барьер преодолели пять партий: СДПК, РАЖ, «Онугуу-Прогресс», «Мекеним Кыргызстан» и «Кыргызстан». Теперь в их руках выбор нового градоначальника: по законодательству КР, действующий мэр Бишкека Албек Ибраимов, признанный «Менеджером года» по версии #One Magazine Awards, должен либо быть переизбран, либо уйти.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: 50 оттенков выбора

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру