Подлинник Основного закона страны в Кыргызстане испарился

За два месяца до референдума о поправках в Конституцию КР оказалось, что самый главный документ страны… попросту потерян. В Министерстве юстиции и аппарате президента находятся лишь копии документа. В архиве аппарата президента, помимо копии, есть также декрет Временного правительства за подписью Отунбаевой и черновик Конституции, который не является официально парафированным, то есть предварительно заверенным хотя бы частично его составителями.

За два месяца до референдума о поправках в Конституцию КР оказалось, что самый главный документ страны… попросту потерян. В Министерстве юстиции и аппарате президента находятся лишь копии документа. В архиве аппарата президента, помимо копии, есть также декрет Временного правительства за подписью Отунбаевой и черновик Конституции, который не является официально парафированным, то есть предварительно заверенным хотя бы частично его составителями.

Таким образом, ни парламентариям, голосующим за референдум, ни простым гражданам республики, ни мировой общественности в лице международных организаций неясно, как же в итоге выглядит Основной закон страны и что за положения в него внесены на самом деле.

Караул, карман украли!

Об исчезновении сердца кыргызской государственности стало известно сначала из уст правозащитницы Токтайым УМЕТАЛИЕВОЙ. В конце августа 2016 года она обвинила одного из отцов-составителей документа, главу «Ата Мекена» Омурбека Текебаева в мошенничестве. По ее словам, он подменил на референдуме согласованный текст Конституции 2010 года. И согласно нынешней Конституции, депутаты не вправе говорить о преобразованиях закона и проводить референдум: это право было снято Текебаевым, только об этом никто не знает. Поэтому первоначально надо подать в суд на Текебаева за игры с документами и только после этого проводить референдум.

– Если Генеральная прокуратура проведет качественное расследование, они (документы, Авт.) есть: в Минюсте припрятаны, и кем – известно всем, в том числе и экс-главе Минюста Алмамбету Шыкмаматову, и действующему министру Жылдыз Мамбеталиевой. Есть два подлинника газеты «Эркин-Тоо», где опубликован текст Конституции, они есть у меня, в библиотеке парламента и администрации президента. Мы найдем подлинники в любом случае и выясним, кто и как их подписывал. Другой вопрос – для чего все это делается, – вопрошала она.

Омурбек Чиркешович, в свою очередь, выразил признательность Уметалиевой за признание отсутствия права у депутатов проводить референдум и даже пообещал в случае юридического признания ее правоты сесть за решетку. И о заявлении правозащитницы благополучно забыли.

Но через полтора месяца информация об исчезновении документа не только всплыла снова, но и подтвердилась. 19 октября на обсуждении во втором чтении Закона «О назначении референдума» по изменению Конституции депутат от «Ата Мекена» Аида САЛЯНОВА так же заявила, что документ отсутствует. На вопрос, где можно ознакомиться с подлинником, не смогли внятно ответить ни министр юстиции Жылдыз Мамбеталиева, ни полпред президента в парламенте Молдакун Абдылдаев. Сам же обвиняемый в подлоге Текебаев считает, что документ не исчез, его просто надо поискать в администрации президента.

Филькина грамота?

Возникает вопрос: если нет в наличии самого главного экземпляра Конституции, то как проводить референдум по документу? С юридической точки зрения, его нужно отменить, поскольку до того, пока подлинник не будет найден, данное действие будет незаконным. Кроме того, следует провести расследование в аппарате президента и наказать виновных в неумышленной потере или умышленном изъятии документа. Однако глава аппарата президента Фарид НИЯЗОВ отрицает пропажу. По его словам, единого экземпляра документа в сведенном и подписанном состоянии… попросту нет и не было. Есть лишь проект Основного закона, одобренный Временным правительством 19 мая 2010 года, и второй проект поправок с резолюцией одобрения ВП. Оба документа слиты в единой публикации на страницах газеты «Эркин-Тоо» и получившийся документ имеет юридическую силу, страна живет по нему уже не один год.

– Эти документы подшиты, заархивированы, и они есть. Но вот единого текста, подписанного президентом, который был опубликован в газете «Эркин-Тоо», нет, – прокомментировал чиновник ситуацию журналистам. – Вернее, он никем не подписан – ни разработчиками, среди которых был Омурбек Текебаев, ни главой секретариата ВП, этот пост на тот момент занимал Данияр Нарымбаев, ни главой аппарата временного правительства, который возглавлял Эмильбек Каптагаев, ни Розой Отунбаевой, которая после референдума 2010 года стала президентом переходного периода. В любой другой стране, конечно, после оглашения итогов всенародного голосования глава государства должен завизировать утвержденный текст. Но так получилось, что такого проекта с подписью нет. Понятно, члены временного правительства посчитали, что согласно статье 1 пункту 2 действующей редакции подписывать и не нужно.

По словам Ниязова, в том, почему нет подписанного сведенного варианта, должны разбираться в парламенте. И его отсутствие проведению референдума никак не мешает.

Безусловно, заявление Ниязова избавило политиков от необходимости обращаться в ЦИК и Госархив за дубликатом Основного закона. И ввело общественность в ступор. Зато в социальных сетях к факту «пропажи» граждане республики отнеслись с иронией и юмором и даже начали создавать фотожабы и мемы, связанные с возникшим казусом. Вероятно, по принципу «лучше смеяться, чем плакать». Тем временем, референдум отменять никто официально не собирается, но дата его перенесена с 4 на 11 декабря. В этот же день состоятся и выборы в местные кенеши.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Пропажа не обнаружена

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру