Ради сохранения отношений с Турцией Кыргызстан может сказать «до свидания» учебным заведениям Фетхуллаха Гюлена, которые готовят высококлассных специалистов

Турция попросила Кыргызстан не оставаться в стороне от борьбы со сторонниками предполагаемого идеолога попытки переворота в стране, проповедника и философа Фетхуллаха Гюлена и принять против них «соответствующие меры» во избежание охлаждения дипотношений.

Ради сохранения отношений с Турцией Кыргызстан может сказать «до свидания» учебным заведениям Фетхуллаха Гюлена, которые готовят высококлассных специалистов

В системе образования КР могут наметиться значительные перемены. Турция попросила Кыргызстан не оставаться в стороне от борьбы со сторонниками предполагаемого идеолога попытки переворота в стране, проповедника  и философа Фетхуллаха Гюлена и принять против них «соответствующие меры» во избежание охлаждения дипотношений. 

Договоренность была достигнута в ходе разговора между министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу и его кыргызским коллегой Эрланом Абдылдаевым. На практике это может означать закрытие Международного университета «Ататюрк-Алатоо» и более чем 20 учебных заведений сети «Себат», распространяющих его идеи по республике. 

Неохалифат по–турецки

Аналогичные шаги уже предпринял ряд стран, дорожащих партнерством с Турцией. В частности, на Северном Кипре его структуру признали террористической, в Сомали сотрудникам образовательных организаций Гюлена дали недельный срок, чтобы покинуть страну. А на территории Азербайджана были ликвидированы 25 гюленовских учебных заведений еще в 2014 году, когда противостояние Фетхуллаха Гюлена и Реджепа Тайипа Эрдогана  стало слишком явным. Вопрос же о том, насколько целесообразно нахождение в Кыргызстане сети учебных заведений, патронируемых Гюленом, возникал не раз, поскольку  там  ведется преподавание по канонам религиозно–просветительского движения «Нурджулар» – его ответвлением является гюленовский «Хизмет». Примечательно, что система образования является светской и вполне соответствует принципу шиизма «такия» – скрыванию своей веры и истинных убеждений. Благодаря пантюркистской и исламистской идеологии в Турции, России, Казахстане, Таджикистане и Узбекистане движение находится под запретом как экстремистское, что не мешает ему открыто функционировать в КР. И нести в мир идею о построении единого пантюркистского государства на основе шариата, включающего в себя Турцию, Азербайджан, республики Центральной Азии и мусульманские регионы России и Европы.

Правда и неправда

Несмотря на столь серьезные обвинения, в «Себате» никогда не скрывали своей приверженности идеям Гюлена, но поскольку они по законам КР не экстремистские, сеть учебных заведений продолжает работу. Руководство «Ататюрк–Алатоо» же неоднократно официально заявляло о том, что Гюлен напрямую не имеет никакого отношения к заведению: только если в плане схожести идей о гуманизме, развитии естественных наук и доступности образования для преодоления бедности. А после попытки захвата власти мятежниками их действия были осуждены всем коллективом университета. И ректор, и преподаватели сошлись с главой Турции во мнении относительно виновника переворота и его единомышленников.

– По–моему мнению, и родственный нам кыргызский народ, и власти Кыргызстана должны глубоко изучить произошедшее и сделать обдуманные выводы. Необходимо учитывать, что могут сделать в Кыргызстане люди, которые совершили такие ужасные поступки на собственной родине, по отношению к своему народу. Поэтому нужно принять решение об их судьбе, – заявил ректор университета Себахаттин БАЛЖЫ на собрании, посвященном событиям в Турции.

Мост через Рубикон

Таким образом, можно сказать, что руководство Кыргызстана оказалось перед нелегким выбором, который способен определить будущее республики на ближайший десяток лет. Поскольку отрицать вклад обучающихся в «Себате»  и «Ататюрк-Алатоо» в  качество образования республики, несмотря на все его нюансы, нельзя. На данный момент ни одно образовательное учреждение среднего звена в республике не может похвастаться столь высокими результатами на международных профильных олимпиадах. И ни один из признанных в Кыргызстане и за рубежом университетов, входящих в топ–10 популярных среди абитуриентов, включая КРСУ имени Б.Н. Ельцина и АУЦА, не может организовать  оснащенные всем необходимым по последнему слову техники 39 лабораторий для 11 факультетов и большой кампус. Единовременное исключение всех вышеозначенных учебных заведений из образовательной сферы перед новым учебным годом способно обрушить и без того хрупкую систему получения знаний кыргызстанцами. Не менее катастрофичным для Кыргызстана может оказаться и ухудшение дипломатических отношений с Турцией – расторжение договоренностей и утрата преференций в областях экономики, образования, медицины станет крахом для этих сфер. Пострадает и обороноспособность: согласно договоренностям, достигнутым весной 2016 года, Турция должна была возвести на 20 гектарах земли под Бишкеком самый современный в регионе комплекс для обучения военных, чтобы армия республики достигла международного уровня.

Сами с усами?

Однако вполне вероятно, что Кыргызстан не примет сторону официальных турецких властей. Едва ли не впервые за историю дипотношений кыргызская сторона достаточно резко ответила на предложение своих зарубежных коллег.

– Мы внимательно изучили заявление министра иностранных дел Турции г–на Мевлюта Чавушоглу относительно деятельности отдельных образовательных учреждений в КР. Турецкая Республика — братская для Кыргызстана страна, у наших народов давние исторически обусловленные тесные связи. Мы с пониманием относимся к обеспокоенности турецких официальных лиц. Но вместе с тем хотели бы напомнить, что Кыргызстан прежде всего суверенное государство, которое само в состоянии понять и решить, что для него хорошо, а что плохо, – говорится в заявлении МИД КР. – Считаем, по крайней мере, некорректным, когда министр иностранных дел какой–либо страны указывает другому государству на необходимость предпринять те или иные действия, причем на языке ультиматумов и шантажа.

Так же отмечается, что обращение турецкой стороны относительно действующих на территории Кыргызстана частных турецких образовательных учреждений получено и внимательно изучается. При необходимости будут приняты «адекватные и своевременные меры», однако вопрос о нахождении на кыргызской земле учреждений под тайным или явным патронатом Фетхуллаха Гюлена, по мнению МИД КР – «исключительно внутреннее дело нашего государства».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Меж двух огней

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру