Реальность против амбиций

Идею внедрения проекта «Безопасный город» довели до абсурда

В декабре прошлого года Министерство внутренних дел КР официально заявило о намерении реализовать проект «Безопасный город» собственными силами. На состоявшейся презентации комплекса фиксации нарушений ПДД официальные представители ведомства привели все возможные доводы в пользу отказа от услуг инвестора, годом ранее ставшего победителем тендера на право реализации данного проекта государственно-частного партнерства, всецело отвечающего ожиданиям общества.

Идею внедрения проекта «Безопасный город» довели до абсурда
фото: vb.kg

Так, по словам начальника Главного штаба МВД Бактыгула Абдыжалиева, аппаратно-программный комплекс, установленный на территории Сокулукского района, ежедневно фиксирует порядка двух тысяч фактов нарушений и способен ежемесячно приносить доход в размере 30 миллионов сомов. «Этих денег хватит на приобретение шести аналогичных систем, что в теории позволит в следующем месяце заработать 210 миллионов», — заявил он, отметив, что по факту возможно будет взыскиваться только 10% от суммы налагаемых штрафов, и тем не менее это позволит ежемесячно вводить в строй один аналогичный комплекс.

фото: vb.kg

С 29 февраля автовладельцы стали получать уведомления с копией протокола о наложении административного штрафа за превышение допустимой скорости на отрезке дороги у авторынка «Азамат». Так называемые «письма счастья» сразу стали предметом активного обсуждения пользователей социальных сетей и популярных форумов. Выяснилось, что штраф за нарушение скоростного режима налагается на официальных владельцев транспортных средств, а из-за сложившейся практики оформления сделок путем выписывания генеральной доверенности большинство граждан являются хозяевами железных коней лишь на бумаге. Установить истинных владельцев проблематично, поскольку значительная часть автомобилей была уже несколько раз перепродана.

Начальник Главного штаба МВД Бактыгул Абдыжалиев

Кроме того, выяснилось, что даже в случае, если владелец транспортного средства–нарушителя известен, это не гарантирует возможности взыскать с него административный штраф. Поскольку в Кыргызстане более 300 тысяч граждан являются внутренними мигрантами, проживающими не по месту официальной прописки.

Итоги месяца работы установленного в Чуйской области комплекса фиксации фактов нарушения скоростного режима оказались крайне удручающими. Согласно официальным данным, к 1 апреля было выписано и направлено по месту проживания официальных владельцев автомобилей порядка 21 тысячи постановлений. Но оплачено всего чуть более тысячи штрафов на сумму около миллиона сомов.

Как сообщил «МК» источник в правоохранительных органах, столь низкая собираемость штрафов за нарушение скоростного режима, фиксируемого стационарной радарной установкой, фактически ставит крест на стремлении министерства самостоятельно реализовать проект «Безопасный город». «В начале года со специального счета МВД было выделено порядка 5 миллионов сомов, которые пошли на приобретение одного комплекта стационарной радарной установки и другого необходимого технического оборудования. К сожалению, наши прогнозы оказались завышенными, не учитывали возможных рисков, в частности, связанных с отсутствием действенных механизмов взыскания штрафов. Все это ставит под сомнение наше желание расширять проект в геометрической прогрессии пропорционально доходам, получаемым от последовательно запускаемых аппаратно-программных решений», — признался он.

Несмотря на столь печальный ход процесса, правоохранительное ведомство пытается представить грядущие перспективы в позитивном свете. «Только с одной камерой фиксации нарушений ПДД за месяц можно заработать еще на восемь таких же», — заявил в ходе парламентских слушаний министр Мелис Турганбаев.

Глава МВД КР Мелис Турганбаев

Здесь можно либо порадоваться оптимизму высокого чиновника, либо посочувствовать ему из-за недостаточной информированности. Ведь его подчиненные больше года тратили всю свою энергию на дискредитацию победителя тендера, инициирование судебных тяжб с требованием отменить результаты состоявшегося конкурса. При этом они не озаботились решением задач, предшествующих началу проекта.

Так, запуск упомянутого выше стационарного радара состоялся в отсутствие единой базы данных транспортных средств, зарегистрированных на территории Кыргызской Республики. Как следствие — отсутствует возможность идентификации владельца автомобиля–нарушителя автоматически, в режиме реального времени.

Тот факт, что за первый месяц удалось собрать меньше 5% от общей суммы наложенных штрафов, является наглядным индикатором популизма МВД и несистемного подхода к решению поставленных задач. Заявления официальных представителей ведомства о том, что в скором времени выплачивать штраф будут до 70% нарушителей, воспринимаются как очередная попытка отсрочить момент истины, когда всем станет ясно, что шапка Сеньке оказалась не по размеру. Идея реализовать «Безопасный город» собственными силами изначально была провальной. Поскольку во главу угла необходимо ставить задачи, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, а не пытаться извлечь максимальную прибыль путем внедрения самых примитивных решений.

Согласно условиям тендера, инвестор обязан в течение 12 месяцев с момента начала проекта государственно-частного партнерства «Безопасный город» охватить 197 перекрестков Бишкека аппаратно-программными комплексами автоматической фиксации нарушений ПДД, установить в пределах города 25 стационарных радарных комплексов, а также оснастить необходимым техническим и коммуникационным оборудованием 200 мобильных пунктов патрульной милиции. И это только в рамках реализации первого этапа проекта — в части обеспечения безопасности дорожного движения, которая является лишь одним из компонентов «Безопасного города».

В случае своевременного запуска проекта уже сегодня на улицах столицы обеспечивался бы полный контроль дорожного трафика в зоне действия аппаратно-программных комплексов. Разумеется, это создало бы предпосылки для снижения количества ДТП, смертности и травматизма участников движения. На фоне этих неосуществленных планов весьма убого смотрится установленный у авторынка комплекс фиксации нарушений скоростного режима. Который к тому же не позволяет зарабатывать средства, достаточные для «расширения проекта в геометрической прогрессии».

Впрочем, нельзя не замечать очевидное. Это касается и МВД, которое находится в плену своих же заявлений о намерениях самостоятельно реализовать «Безопасный город». Между тем несостоятельность вынуждает министерство привлекать инвесторов. Согласно плану мероприятий ведомства по улучшению дорожной и общественной безопасности, в сентябре текущего года планируется провести тендер на реализацию проекта государственно-частного партнерства «Автоматизированная система видеонаблюдения, фотовидеофиксации, фотовидеораспознавания нарушений правил дорожного движения в городах Токмоке и Кара-Балте, на автотрассах Бишкек—Токмок и Бишкек— Кара-Балта». Тот факт, что данный документ был утвержден в декабре прошлого года премьер-министром Темиром Сариевым, не дает усомниться в серьезности намерений Министерства внутренних дел.

Примечательно, что данный проект не охватывает дорожные участки, предусмотренные заблокированным судебными тяжбами «Безопасным городом». А это косвенно говорит о сомнениях МВД в судебных перспективах инициированных им исков.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру