Поспешили, но не насмешили

Аликбек Джекшенкулов: «Односторонняя денонсация договоров — не совсем дружественный шаг»

Сегодня многие политические и общественные деятели в стране отмалчиваются, когда их просят прокомментировать денонсацию кыргызско-российских соглашений о строительстве ГЭС. Многие, да не все. Своим мнением на этот счет, а также насчет перспектив двустороннего сотрудничества с «МК» поделился экс-министр иностранных дел КР, доктор политических наук Аликбек Джекшенкулов.

Аликбек Джекшенкулов: «Односторонняя денонсация договоров — не совсем дружественный шаг»
Аликбек Джекшенкулов, фото: azattyk.org

— Аликбек Джекшенкулович, вы не избегаете вопросов относительно разрыва договоренностей по ГЭС, потому что уверены в правильности данного решения или, наоборот, в его ошибочности?

— В этой ситуации, полагаю, вопросов вообще больше, чем ответов. Я, честно говоря, очень удивился, когда наше правительство в последний день ушедшего года выдвинуло инициативу о денонсации соглашений. Потом денонсация за один день была одобрена парламентом в трех чтениях, без каких-либо серьезных дебатов и обсуждений. В то же время пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявлял, что российские и кыргызстанские власти продолжат обсуждение проектов строительства Верхненарынского каскада ГЭС и «Камбар-Аты–1». Также стоит напомнить, что еще в октябре Правительство КР заявляло: дескать, работа по обоим проектам продолжается.

Кому и для чего нужна была такая поспешность? В международной практике односторонняя денонсация договоров считается не совсем дружественным шагом. Как бы нас ни успокаивали, что это чисто экономический вопрос и что он связан с кризисом в России, думаю, всем понятно, что строительство или не строительство ГЭС имеет влияние на геополитический расклад в Центральной Азии.

— Среди возможных инвесторов данных проектов в прессе называются Китай, США, Турция, Катар и ряд других стран. Как вы считаете, насколько это реально?

— Дело в том, что экономическая ситуация неблагоприятна не только в России, но и во многих других, в том числе названных вами, государствах. Вероятнее всего, больших средств на какие-то крупные инвестиционные проекты они в ближайшее время тоже выделять не будут. По крайней мере, если до сих пор гидроэнергетические проекты Кыргызстана не стали для них привлекательными, вряд ли это произойдет сейчас. Особенно сомнительно, что интерес к таким проектам проявят США и страны Западной Европы. Ведь гидроэнергетика привлекательна только вместе с развитой системой энергосетей, линий электропередачи, по которым выработанное электричество доставляется на внешние потребительские рынки. К сожалению, пока у Кыргызстана нет возможности строить такие сети. Грандиозные проекты по строительству линий электропередачи из Кыргызстана в Афганистан и Пакистан или в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР уже больше 20 лет остаются только на стадии обсуждений. Это является основным препятствием для поиска инвесторов, которые могли бы вложить средства в строительство ГЭС.

Надеюсь, что период сложной экономической ситуации в мире скоро закончится, но это произойдет не раньше, чем через несколько лет. Когда в Центральноазиатском регионе будет политическая и экономическая стабильность, тогда, возможно, какими-то совместными усилиями в рамках интеграционных проектов ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути реально будет привлечь инвесторов. Или же мы должны сконцентрироваться, привлечь внутренние ресурсы и самостоятельно построить данные объекты. Но это будет не просто.

— Каким вы видите будущее кыргызско-российских отношений?

— Несмотря ни на что, я с оптимизмом смотрю на перспективу их развития. С момента обретения Кыргызстаном суверенитета Россия всегда поддерживала и поддерживает наш народ, оказывает республике политическую и экономическую поддержку. Активно развиваются интеграционные процессы в рамках ЕАЭС и разрабатываются вопросы обеспечения безопасности в рамках ОДКБ. Кроме того, российское государство оказывает Кыргызстану конкретную, реальную помощь — например, военную, на сумму в миллиард долларов. Такую же сумму нам выделили в рамках Кыргызско-российского фонда развития — для малого и среднего бизнеса. Экономику страны существенно поддерживают и мигранты, которые трудятся в России: они ежегодно пересылают на родину 1,5–2 миллиарда долларов. Наконец, Правительство РФ оказывает прямую помощь нашему бюджету, каждый год выделяя до 120 миллионов долларов… Об этом надо всегда помнить, надо ценить. Не стоит, пожалуй, углубляться в историческую и культурно-гуманитарную общность наших народов — даже если посмотреть на двусторонние отношения с прагматичной точки зрения, нам предопределено быть вместе и вместе же строить безопасное, перспективное будущее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру