Ослократия по-ноокатски

Почему сельчане выступают против китайских инвесторов

О власти толпы, сметающей на своем пути всё и вся, кыргызстанцы знают не понаслышке. Но мы — тертые калачи, привыкли не обращать внимания на крики и мордобитие (если, конечно, это не касается нас лично). Гораздо труднее приходится иностранцам, для которых подобное поведение местных жителей в диковинку. Причем оно тем более нелогично, когда гости из-за рубежа приходят к нам с деньгами для развития бизнес-проектов. В такой ситуации оказались и представители одной китайской компании: поверив обещаниям кыргызстанских властей, они сунулись было в республику с проектами по развитию сельскохозяйственной отрасли. Что получилось в итоге — разбирались журналисты «МК».

Почему сельчане выступают против китайских инвесторов
фото: Хулькар Исамова

Охлократия, то бишь власть толпы, основана на постоянно меняющихся прихотях группы людей, попавших под влияние демагогов. Такие демагоги, как правило, занимают государственные должности и направляют толпу туда, куда им выгодно. А толпа, как выразился Алмазбек Атамбаев в бытность премьер-министром, «будто стадо баранов, следует за козлом, которого считает вожаком».

Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов. Поэтому можно сказать, что кризис государственного управления сегодня наступил если не во всем Кыргызстане, то уж в Ноокатском районе Ошской области — точно.

История эта началась пару месяцев назад, когда представители китайской компании «Во Ви Щы» из провинции Ганьсю решили внедрить на юге Кыргызстана ряд проектов аграрного и животноводческого направления: построить теплицы, заняться откормом домашнего скота. К работе на новых предприятиях планировалось привлечь местных жителей. Но не тут-то было...

Нуржан Канходжаев, представитель китайской компании, фото: Хулькар Исамова
— В 2014 году делегация из чиновников и предпринимателей Ошской области поехала на сельскохозяйственную выставку в административный центр провинции Гансю, город Ланьчжоу, — рассказывает представитель иностранной компании Нуржан Канходжаев. — Итогом визита стало заключение договоров о сотрудничестве между двумя регионами, в том числе договора о поднятии агропромышленного комплекса. В нашу страну приехали китайские бизнесмены, они зарегистрировали ОсОО «Во Ви Щы», генеральным директором которого является господин Тао Веймынь. Предприниматели арендовали в селе Кок-Жар Ноокатского района кошару для откорма ослов, лошадей, коров и другой скотины. У фирмы есть все соответствующие документы и разрешения на вывоз живых животных, шкур и мяса... Но в ряде местных СМИ неизвестно почему появилась информация о том, что за этим бизнесом стоят представители государственной власти, в частности депутат ЖК Торобай Зулпукаров.

— А это не так?

— Я могу твердо заявить, что компания «Во Ви Щы» не связана ни с какими политическими или государственными деятелями. В свое время представители областной администрации просто обозначили для нас место деятельности — Ноокатский район, где впоследствии и была создана ферма. Там работает человек, которому мы оплачиваем уход за животными, а владелец кошары ежемесячно получает плату за аренду. Все шло нормально, пока 28 ноября местные жители вдруг не организовали собрание, на котором в ультимативной форме потребовали закрыть предприятие и до 10 декабря вывезти животных. Мы пытались убедить людей, что работаем в рамках закона, объясняли, что у нас имеются все документы на содержание животных и вывоз шкур. Тем более что граждане КНР, основавшие предприятие, являются этническими дунганами, исповедуют ислам. Они строго соблюдают все заповеди, чтят исламские традиции, а потому не могут допустить чего-либо, противоречащего религиозным убеждениям местных жителей. На ферме строго соблюдаются карантинные нормы, ветеринарный инспектор района постоянно проверяют условия содержания животных. Хочу отметить, что после покупки ослов у местных жителей животные тщательно проверяются на наличие болезней, им на уши ставится клеймо. На каждое животное заводится ветеринарная справка, в которую вносят данные о состоянии его здоровья.

— Компания заключала какой-нибудь договор с районным акимиатом или органами местной власти, когда арендовала кошару?

— Мы не связывались с муниципальными властями, чтобы не быть обвиненными в подкупе чиновников или в сговоре с ними. Нам просто предложили выбрать место и дали добро на развитие бизнеса. Все это делается в рамках договоренности о сотрудничестве между Ошской областью и провинцией Ганьсю. А с апреля 2016 года компания планирует открыть теплицы для выращивания огурцов и помидоров.

— Вы как-то отреагировали на статьи в прессе, очерняющие деятельность вашей фирмы?

— Мы подали исковое заявление в суд. Надеемся, СМИ в конце концов поймут, что их голословные обвинения ничего не стоят.

Шарабидин Жороев, хозяин кошары, фото: Хулькар Исамова

* * *

Владелец кошары Шарабидин Жороев рассказал, что сдал ферму в аренду за 12 тысяч сомов в месяц. Договор был подписан на год. Но односельчане вдруг стали атаковать его, требуя вывезти ослов.

— Я пытался объяснить, что животных откармливают не для убоя — их будут вывозить живьем, но никто не хочет меня слушать.

— Расскажите, как вообще начался этот ослиный бизнес?

— Как-то ко мне пришли двое китайских дунган в сопровождении переводчика по имени Умар. Они знали, что у меня есть ферма, и предложили откармливать здесь живность. Я поинтересовался, какую скотину они хотят держать. Умар перевел, что сначала иностранцы планируют разводить ослов, а в последующем коров и лошадей. Естественно, я интересовался, будут ли они резать здесь скотину. Они заверили, что разделывать туши на ферме не собираются, всех ослов будут вывозить живьем. Если кто-то из животных гибнет от болезней или каких-нибудь ран, туши закапывают в специальной яме, которая была сделана под контролем врачей областной санэпидемстанции.

— А вы интересовались, где китайцы берут ослов, для чего и куда они их девают?

— Конечно. Ослов покупают у жителей района, откармливают их, а потом будут отправлять в Китай. Могу твердо заявить, что ни одно животное тут не забивали.

— Чем недовольны местные жители?

— Приходили не только сельчане — на ферме были представители областного телевидения, милиции и местного самоуправления. У всех одно требование: вывезти отсюда ослов.

— Вы с ними согласны?

— Нет, категорически не согласен. Я же знаю, что ничего противозаконного тут нет. Тем более что эта ферма — моя собственность. Мне исправно платят за аренду, и кому ее сдавать — мое личное дело.

Шамши Кутбидинов, житель села Кок-Жар, фото: Хулькар Исамова

* * *

Сельчане и представители местной власти, как видно, придерживаются иного мнения. Они считают оскорбительным сам факт того, что китайцы содержат здесь ослов, которые потом идут на мясо: в исламе поедание ослятины считается грехом.

Житель села Кок-Жар Шамши Кутбидинов уверен, что китайцам вообще не стоило приезжать в Кыргызстан.

— По слухам, за ним стоит какой-то депутат или высокопоставленный чиновник, который помог с оформлением документов. Недавно в Бишкеке был скандал с продажей ослиного мяса в точки общепита — и вдруг у нас тоже появилась ослиная ферма… Такое дело точно не соответствует мусульманским традициям.

— Этот бизнес приписывают Торобаю Зулпукарову, которого вы сами выбрали депутатом…

— Верно, мы голосовали за Зулпукарова. Но мое мнение остается прежним: данный бизнес неправильный.

— Так вы верите, что за ним стоит Зулпукаров?

— Нельзя не верить слухам... Простой человек без поддержки сверху не смог бы оформить документы на такой бизнес. Значит, кто-то китайцам помог, но кто — сказать трудно.

Расул Арапов, депутат местного кенеша, фото: Хулькар Исамова
Депутат местного кенеша Расул Арапов, который вроде должен печься о благосостоянии своих земляков, даже грозится сжечь ослиную ферму.

— Я изучил проблему содержания китайцами ослов и могу сказать, что она остро стоит не только в нашем районе. Думаю, этот бизнес негативно отражается на всей стране: какие-то китайцы, приехав в Кыргызстан, «пачкают» наш народ таким противным делом…

— Говорят, ослиную ферму «крышует» один из депутатов ЖК.

— Не знаю насчет депутата, но я слышал, что отношение к ней имеет глава района: его племянник вроде бы управляющий в этой компании. Мы выдвинули требование о том, чтобы все ослы были вывезены до 10 декаб-ря, — в противном случае пойдем и сожжем ферму. Народ и так еле сдерживается…

— Китайские предприниматели клянутся, что они мусульмане и ослов не режут. Вы с ними встречались, разговаривали?

— Нет, мы не встречались ни разу.

Ниязбек Козуев, глава Кок-Жарского айыл окмоту, фото: Хулькар Исамова

* * *

Председатель местного айыл окмоту Ниязбек Козуев считает, что в первую очередь необходимо выполнять требования толпы и только потом можно говорить о законе. В интервью «МК» он признался, что не был информирован о работе китайской компании.

— Я не даже знал, что у них есть разрешительные документы на откорм и вывоз ослов. В середине ноября местные жители сообщили мне, что граждане КНР скупают ослов и привозят их в кошару. Я направил специалистов к старосте села, чтобы они вместе проверили эту информацию. Они сходили и убедились, что так и есть. Я доложил об этом главе администрации Ноокатского района, а он направил на ферму начальника ветеринарной инспекции. Представители компании утверждают, что они ничего противозаконного не делают, все разрешительные документы у них действительно имеются. Но местные жители, поскольку они мусульмане, опасаются, что мясо ослов попадет на рынок. И я — не как глава айыл окмоту, а как рядовой гражданин — беспокоюсь об этом же. Сельчане требуют, чтобы китайцы прекратили работу и вывезли ослов. Сейчас все госорганы и милиция работают в усиленном порядке — контролируют, чтобы животных не пустили на мясо. Я сам с нетерпением жду 10 декабря — закроется ферма, и я смогу спокойно заняться другими делами. Так что сейчас требования народа для нас важнее, чем закон.

— Но ведь если все документы в порядке...

— Населению без разницы. Народ — это народ. Вам (обращаясь к представителю компании) надо было хотя бы раз поставить нас в известность о своей работе.

— Я говорил об этом с китайскими бизнесменами, — ответил Канходжаев. — Они утверждают, что тщательно изучили наше законодательство и в нем не говорится, что при открытии какого-либо предприятия нужно уведомлять местные органы власти. Поэтому они спокойно работали.

— Тем не менее они должны были прийти ко мне. Может, мы предложили бы им другое место для фермы или провели бы разъяснительную работу среди населения. А сейчас люди обвиняют меня и акима района в незнании происходящего на нашей территории… ходят слухи, что тут замешан депутат ЖК.

Собрание кокжарцев, фото: Хулькар Исамова

— А он на самом деле замешан?

— Конечно, нет. Это просто чьи-то политические интриги. Как бы там ни было, кто-то хочет выставить кыргызстанцев в негативном свете. Я прошу журналистов: не пачкайте свой народ, придет время — и вам придется отвечать перед кокжарцами. Закон — это одно, а требование народа — совсем другое. И те, кто выдал китайцам разрешение на ведение деятельности в Кыргызстане, тоже должны отвечать перед нами.

— Почему кокжарцы вообще взбунтовались? Такая же ослиная ферма есть в селе Нариманово Кара-Сууйского района, еще одна — неподалеку от ошского микрорайона ХБК. Никто из тамошних жителей не возмущается, а у вас вдруг такой переполох…

— Может быть, там местные власти провели разъяснительную работу, потому что заранее знали об открытии этих ферм. А нам приходится уговаривать население потерпеть до 10 декабря… Некоторые горячие головы готовы хоть сейчас поджечь кошару и даже ответить за свои действия перед законом — им дорога честь села.

— Может, кто-то их направляет?

— Никто, они сами все решают. Я встречался с этими ребятами, просил их потерпеть до 10 декабря. Сказал: если китацы не увезут своих ослов — тогда пожалуйста. А пока надо потерпеть, надо уважать законы и наших гостей. Лично у меня нет никакой заинтересованности в этом деле, но все мы обязаны выполнять требования народа: и президент, и журналисты...

— Вы ведь должны понимать, что китайские бизнесмены приехали не на один год. В планах — постройка теплиц, укрупнение предприятий, то есть обеспечение местных жителей работой.

— Повторяю, если бы ко мне пришли раньше, я смог бы убедить людей в том, что ослов тут никто резать не будет. Предложил бы создать группу наблюдателей — и все было бы в порядке.

— Китайцы всего два месяца назад получили разрешение на вывоз животных, — отметил Канходжаев. — За ослами установлен ветеринарный контроль, каждый из них пронумерован. А раньше как было? Зимой многие хозяева даже не кормили ослов, просто выгоняли на улицы… Неужели людям сложно понять, что китайские бизнесмены хотят инвестировать средства в эти земли?

— Говорю же: если бы вы пришли раньше, мне было бы легче убедить их…

— Давайте тогда составим договор, подпишем меморандум о намерениях.

— Уже поздно. Если я сейчас выйду с этими предложениями, сельчане сразу скажут, что я встал на вашу сторону или что вы пообещали мне долю.

— Вам это не кажется странным — идти на поводу у населения? Люди выступают против разработки месторождений, против разведения животных, против любого бизнеса…

— Вы меня поймите. Здесь население — 20 тысяч человек, мне с ними жить, работать. Мне надо привлекать инвестиции. И в данном случае для меня самое обидное, что кто-то приплетает сюда имя Торобая Зулпукарова.

Кошару арендовали для откорма ослов и другой скотины, фото: Хулькар Исамова

* * *

Каким образом местные власти намерены привлекать инвестиции, если сами изгоняют бизнесменов, готовых «вложиться» в их регион? Этот вопрос так и остался невыясненным. Позднее Нуржан Канходжаев рассказал «МК», что в ходе беседы с главой айыл окмоту посетовал: дескать, не удастся вывезти с фермы всех животных до оговоренного срока.

— Это просто нереально — за два дня найти подходящую кошару, оборудовать ее, заготовить корм для ослов. А потом животных надо еще загрузить на машины и привезти. Именно об этом я сказал главе айыл окмоту. А он заявил, что у него есть знакомые, которые готовы выкупить весь скот и разом решить проблему.

Не в этом ли кроется секрет нападок на китайских предпринимателей, а высокопарные фразы о религиозных чувствах и воле народа — лишь прикрытие для решения узкокорыстных интересов? Простая ослократия, и ничего более.

P.S. Около полудня 10 декабря 100–120 кокжарцев собрались возле фермы, требуя немедленно вывезти ослов. В противном случае сельчане грозились выпустить животных и сжечь кошару. Через несколько часов СМИ сообщили, что прибывший на место аким района взят в заложники, но вскоре тот сам рассказал представителям китайской компании, что митингующие отпустили его, хотя и не разрешают выехать из села. После полуночи начался вывоз животных с фермы, а вечером 11 декабря стало известно, что около сотни из них погибли при перевозке.

Китайские предприниматели оценивают нанесенный ущерб примерно в миллион сомов (данные еще уточняются): по 25 тысяч за 11 грузовых машин и по 7 тысяч за каждое погибшее животное. Бизнесмены намерены обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба, ответчиком по иску выступит Кок-Жарское айыл окмоту в лице Ниязбека Козуева.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру