Сами с усами?

Добиваясь отмены итогов важного тендера, МВД роет яму всей инвестиционной системе

Проект «Безопасный город» уже можно назвать неудачным примером государственно-частного партнерства. И это как раз тот случай, когда первый блин, получившийся комом, надолго отобьет у инвесторов охоту «печь» что-либо еще в тандеме с госструктурами. Убедившись в неблагонадежности партнеров, бизнесмены никогда не свяжутся с ними вновь — и другим отсоветуют.

Добиваясь отмены итогов важного тендера, МВД роет яму всей инвестиционной системе
фото: itv.ru

Для начала — немного суровой статистики. В 2014 году на дорогах Кыргызстана произошло свыше 7,1 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 1022 человека и 10,5 тысяч получили травмы различной степени тяжести. Всего за последний десяток лет было зарегистрировано порядка 45 тысяч ДТП, унесших более 10 тысяч жизней; 80% из них произошли по вине водителей транспортных средств.

Тема безопасности на дорогах актуализировалась в период завершения летних отпусков и в преддверии нового учебного года, когда миллионы граждан вновь станут, так сказать, активными пешеходами. На фоне резко увеличившегося дорожного трафика это грозит ростом количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе с летальным исходом. Винить в сложившейся ситуации следует не только самих участников дорожного движения (за правовой негилизм и чувство безнаказанности за совершаемые проступки), но и сложившиеся коррупционные схемы, которые позволяют решать «дорожные вопросы» на основе обоюдных интересов водителей и автоинспекторов.

Непрерывный рост количества ДТП и постоянные скандалы, связанные с фактами мздоимства на дороге, вызвали серьезную озабоченности правительства страны. Выход из ситуации казалось, был найден еще в 2012 году, когда кабинет министров под руководством Омурбека Бабанова принял решение о реализации в КР проекта государственно-частного партнерства «Безопасный город». Суть идеи заключается в установке на дорогах страны аппаратно-программных комплексов мониторинга дорожного движения. Внедрение специализированных технических решений позволит в автоматическом режиме фиксировать факты нарушений ПДД, определять их вид и подготавливать необходимую доказательную базу. Сформированный отчет по каждому факту в режиме реального времени будет поступать в Центр обработки данных, после чего должна инициироваться процедура взыскания административного штрафа с официального владельца транспортного средства по месту его фактического проживания.

С учетом опыта внедрения аналогичных проектов в других странах ожидалось, что «Безопасный город» позволит значительно снизить смертность на дорогах республики, устранит коррупционные риски, исключив непосредственный контакт нарушителя правил с дорожным инспектором, а также повысит эффективность работы правоохранительных органов по расследованию преступлений, совершенных с использованием автотранспорта.

Кроме того, реализация проекта (внедряемого, кстати, на собственные средства инвестора) позволит пополнять госказну за счет 50% процентов от общего объема взысканных штрафов. Если конкретно, то согласно условиям государственно-частного партнерства, за семь лет в бюджет Кыргызстана должно поступить порядка 60 млн долларов.

Однако результаты прошедшего в том же 2012 году тендера на право реализации проекта вскоре были аннулированы. Выяснилось, что у объявленной победителем китайской компании Beijing Construction Engeneering Group International нет опыта реализации аналогичных по характеру и масштабу проектов, а также отсутствуют необходимые инвестиционные возможности.

♦ ♦ ♦

По итогам повторного конкурса, который состоялся в конце января текущего года, право на реализацию проекта получила кыргызско-российская компания «Стилсофт–Бишкек», входящая в состав одноименного консорциума. Но вопреки ожиданиям общественности реализация «Безопасного города» не начата по сей день, так как государственный партнер проекта — Министерство внутренних дел КР — отказывается подписывать соответствующее соглашение, приводя различные доводы, направленные на отмену решения тендерной комиссии.

Сразу после оглашения результатов конкурса ведомство, ссылаясь на информацию оперативного характера, сообщило, что у компании «Стилсофт–Бишкек» имеются некие «проблемы с документами». Кроме того, МВД утверждало, что у одного из членов консорциума отсутствует заявленный ранее офис в Москве. Эти претензии не получили подтверждения, что не помешало министру Мелису Турганбаеву заявить о якобы имеющей место финансовой несостоятельности консорциума и укрытии от членов комиссии ряда важных официальных документов, негативно характеризующих победителя тендера.

Апофеозом этой истории можно назвать поданный МВД судебный иск с требованием отменить результаты конкурса. Аналогичный иск был подан и от имени одного из участников тендера — китайской компании Shenzhen Topform Computer Tehnology Co. Ltd., занявшей по итогам отбора третье место. Примечательно, что в середине июля Межрайонный суд Бишкека прекратил производство по заявлению правоохранительного ведомства и оставил без рассмотрения «китайский» иск. Оба истца, не согласившись с решениями суда, подали апелляции в вышестоящую инстанцию.

♦ ♦ ♦

Уже 30 июля МВД КР официально сообщило, что намерено реализовать проект «Безопасный город» собственными силами — с помощью 50 камер наблюдения и каналов связи, предоставляемых в рамках спонсорской помощи интернет-провайдером «Акнет», а также посредством прикладного программного обеспечения, которое якобы предоставляет МВД Республики Молдова.

По мнению экспертов в сфере автоматизации производственных процессов, такой подход к решению поставленных задач абсолютно бесперспективен ввиду отсутствия у ведомства специализированных аппаратно-программных комплексов мониторинга дорожного движения и фиксации фактов нарушений ПДД. Разработка подобных технических решений требует наличия научной, производственной и учебной баз, а также существенных финансовых затрат и временных рамок. А потому реализация проекта силами министерства ограничится лишь внедрением систем видеомониторинга, неспособных в автоматическом режиме (без участия человека) фиксировать факты нарушений, определять их вид, готовить доказательную базу и формировать итоговый отчет.

Кроме того, выяснилось, что в Молдове проект «Безопасный город» не реализовывался. Два года назад на перекрестках Кишинева просто установили камеры наблюдения, посредством которых операторы осуществляют визуальный мониторинг дорожного трафика. Данные функции не соответствуют требованиям, отраженным в техническом задании, которое сформулировало то же МВД КР. Ведь в рамках проекта «Безопасный город» только в Бишкеке планируется установить аппаратно-программные комплексы на 197 перекрестках — от 4 до 8 камер на каждом. Кроме того, на участках столичных дорог будет установлено не менее 250 систем фиксации фактов нарушения скоростного режима.

Стало быть, есть все основания полагать, что инициатива министерства о «самостоятельности» — всего лишь очередной аргумент, направленный на срыв реализации проекта «Безопасный город». Цель одна — добиться отмены результатов тендера, объективность которого ни у кого больше не вызывает сомнений.

Исполнительной власти необходимо осознать, что вопрос блокирования проекта уже давно вышел за рамки его целей. «Безо-пасный город» является второй попыткой реализации первого в Кыргызстане проекта государственно-частного партнерства, и его срыв однозначно станет громким посылом для потенциальных инвесторов, желающих вести в нашей стране честный и взаимовыгодный бизнес. Посылом о том, что победа в тендере здесь не является гарантией успешной реализации коммерческих проектов, а правительство не способно обеспечить условия для защиты прямых инвестиций.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру