Конституцию оставят в покое. Пока

Алмазбек Атамбаев обратился к парламентариям с письмом, попросив их отозвать законопроект о внесении поправок в Конституцию

В субботу стало известно, что Алмазбек Атамбаев обратился к парламентариям с письмом, попросив их отозвать законопроект о внесении поправок в Конституцию. Напомним, что в «революционном» 2010 году был введен мораторий на внесение любых изменений в основной закон до 2020 года: Акаев и Бакиев регулярно «жонглировали» Конституцией по своему усмотрению, то и дело перекраивая ее в угоду своим интересам, и, дабы избежать рецидивов, основной закон решили не трогать 10 лет. Однако спустя половину отведенного срока депутаты (впрочем, как и сам президент) начали петь старые песни о главном: мораторий, мол, не помеха, Конституция не совершенна, надо ее менять.

Алмазбек Атамбаев обратился к парламентариям с письмом, попросив их отозвать законопроект о внесении поправок в Конституцию
Сatoday

Зимой 2012 года Алмазбек Шаршенович в интервью одному из российских СМИ твердо заявлял, что он против ежегодного внесения изменений в Конституцию. Его «против» мелькали в прессе и в 2013-м. А спустя еще год президентская позиция изменилась: в декабре 2014-го Атамбаев заявил, что если судебная реформа того потребует, он готов закрыть глаза на мораторий. При этом в своей речи перед более чем сотней журналистов (дело было на четвертой итоговой пресс-конференции) глава государства традиционно акцентировал внимание на том, что за кресло он не держится (любимая, кстати, фраза тех, кто очень любит всякие разные «высоко стоящие» кресла). «Не бойтесь, я поработаю и уйду, но судебная реформа требует внесения изменений в Конституцию, — вещал президент. — У нас судебная система несовершенна… Нам нужен или нет справедливый суд? Если да, тогда надо менять некоторые статьи Конституции».

В мае того же года Атамбаев пожаловался на свою тяжелую работу и еще раз напомнил всем, что равнодушен к креслу. «Я же понимаю, что многих пугает, видимо, то, что Атамбаев пойдет по пути прежних президентов, под себя будет менять Конституцию, избираться еще раз, — говорил он. — Не дождетесь! Мне этого абсолютно не надо. Дай бог мне доработать свой срок, еще осталось 3 года, 6 месяцев и 10 дней. Я просто работаю и считаю каждый день, потому что хочу максимально успеть, а не как можно скорее сбежать. Не буду скрывать: иногда появляются тяжелые мысли, когда тяжело работать. В самом деле, как мне один китайский чиновник сказал, Кыргызстаном управлять тяжелее, чем Китаем, хотя у нас меньше шести миллионов человек живет, а в Китае полтора миллиарда». При этом в мае, поздравляя нас с Днем Конституции, президент отметил, что та, которая принята в 2010 году, считай, лучшая — и демократичная, и самая прогрессивная в истории независимого Кыргызстана, и вообще, чудо как хороша. Но ведь предела совершенству, как известно, нет.

О том, что Алмазбек Шаршенович, в принципе, не против внесения поправок в основной закон, буквально на днях заявил и руководитель аппарата президента Данияр Нарымбаев (сей господин в последнее время активно обсуждал с лидерами парламентских фракций очередное будущее «торжество справедливости» в виде «совместного» проведения парламентских выборов и референдума, в ходе которого и планировалось «протащить» новый шедевр «коллективного разума»): дескать, глава государства вовсе не хочет увеличения собственных полномочий, а хочет только спасти практически угробленную судебную систему.

«МК» уже обращал внимание читателей на то, что при Атамбаеве судебное законодательство перекраивалось дважды, толку — ноль. Из каких таких соображений исходит Алмазбек Шаршенович, полагая, что поправки в Конституцию непременно спасут положение, нам не известно. Как бы там ни было, Данияр Ильич со своим заявлением выглядит теперь несколько нелепо. Хочется сказать ему классическое: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!». Зато президент, напротив, смотрится молодцом, эдаким мудрейшим правителем, руководствующимся исключительно голосом разума. Ну и интересами народа — куда ж без них.

Пресс-служба главы государства сообщила нам, что Атамбаев выразил искреннюю признательность инициаторам законопроекта «за большую работу по совершенствованию законодательства и стремление укреплять государственность Кыргызской Республики». Он высоко оценил проделанную депутатами работу по анализу эффективности отдельных положений основного закона, «особенно в части устранения искусственных препятствий на пути построения устойчивой системы взаимодействия ветвей государственной власти, повышения уровня доверия к ним со стороны народа, укрепления законности и соблюдения прав простых граждан». Но при этом попросил их «вернуться к вопросу о целесообразности внесения изменений в действующую Конституцию в преддверии приближающихся выборов». Тем паче, что отдельные положения законопроекта вызывали в обществе острые дискуссии, времени на обсуждение предлагаемых поправок было мало, да и в целом надо глубже проанализировать ситуацию, так что Конституцию пусть терзает парламент нового созыва.

Депутаты, которые в течение последних двух месяцев регулярно давали журналистам комментарии, что мораторий как та жена, которая не стена и которую можно подвинуть, разумеется, оценили мудрость Алмазбека Шаршеновича: мол, стремимся к консенсусу между главой государства и ветвями власти, поэтому идем навстречу президенту и отзываем законопроект. При этом Феликс Кулов зачем-то добавил, что документ поддержали «различные слои общества». Феликс Шаршенбаевич, видимо, до сих пор не в курсе, что «слоям» в целом по боку депутатские поправки, «слои» их вообще не читали и не обсуждали: им не Конституции хочется, а севрюжины с хреном (в наших реалиях — хлеба с маслом).

Поправками заинтересовался разве что один слой — оппозиционный. Благодаря которому, в общем-то, некоторая часть общества и обратила внимание на то, что те же, кто устанавливал мораторий, возжелали его «преодолеть». Именно оппозиционеры (среди которых были и сознательные активисты, не имеющие отношения ни к каким оппозиционным движениям) 24 июня провели возле БД митинг, потребовав от властей не нарушать ими же установленные правила. На плакатах с перечеркнутыми «ликами» Текебаева, Кулова, Турсунбекова, Нарымбаева «сияли» призывы не торговать страной, не насиловать основной закон, и хотя руки чешутся, дождаться-таки 2020 года.

В итоге победила дружба: оппозиционные ли выступления смутили Алмазбека Шаршеновича (опрометчиво все же было бы «добавлять» к недовольству вступлением в ЕАЭС, газовому вопросу, антиконституционному закону о биометрии еще и нарушение моратория), внял ли глава государства чьему-то дружескому совету извне, но лидеры фракций и президент решили «не будить лихо». Однако учитывая прогнозы относительно того, что в результате грядущих парламентских выборов на манеже окажутся все те же, девятой по счету «перепрошивки» Конституции нам вряд ли избежать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру