Для себя и для истории

Презентация книги фотохудожника Алимжана Жоробаева «Жесть и немного глянца»

На минувшей неделе в столичном Доме кино состоялась презентация книги фотохудожника Алимжана Жоробаева «Жесть и немного глянца». Там же развернулась фотовыставка, где были представлены снимки — и те, которые вошли в опубликованную книгу, и те, которые планируется включить во второе издание. Сама идея создания этого альбома, по словам Жоробаева, зародилась в 2012 году, когда культуролог Гамал Боконбаев представил проект «Кинопласт–2», в программу которого вошла персональная фотовыставка Алимжана «Жесть и немного глянца» (название, кстати, тоже придумал Гамал). «Позже мы пересматривали снимки, и он предложил сделать отдельный альбом, — рассказал фотограф. — Я согласился и спросил, могу ли использовать придуманное им название… Так началась история данной книги».

Презентация книги фотохудожника Алимжана Жоробаева «Жесть и немного глянца»
Алимжан Жоробаев

Вступительное слово к книге написал режиссер Эмиль Джумабаев: «Жесть и немного глянца» — хорошее название не только для фотоальбома. Это неплохое определение всего двадцатилетнего периода кыргызской независимости. Потому что в представленных фотографиях, кроме сленговых «жести» и «глянца», присутствует кое-что еще. И это «кое-что» называется историей современности. Как-то не всегда осознается, что любое искусство прежде всего исторично, оно запечатлевает в себе время. А уж фотография есть подлинная хроника, летопись своей эпохи. Возможно даже, что эстетизация фотографии как раз убивает историчность и подлинность, и, парадоксально прозвучит, выталкивает из искусства данный вид творчества. Современность требует прежде всего искренности, а не манерности.

Мы живем в необыкновенно усложнившемся и все более хаотичном мире. Смешалось все, почва ушла из-под ног, вокруг нас руины. Как восточный человек Алимжан особенно остро чувствует уход и исчезновение осмысленности, соразмерности, порядка, гармонии в окружающей нас действительности. Как современный художник он пытается поймать отблеск странной красоты даже в мире распада, защитить цветы сердца иронией, черным юмором и внешним цинизмом.

Возможно, осмысленной духовной стратегией является полная нигилистическая «расчистка территории», «освобождение пространства». И чувствуется, что Алимжан подошел к осознанию этой очень авангардной мысли. Современность заканчивается, что же, посмотрим на постсовременность. В этой новой реальности появятся новые задачи, цели, мифы. Новые жесть и глянец. И об этом будет уже новый фотоальбом Алимжана Жоробаева».

Характеризуя автора книги, культуролог Гамал Боконбаев отметил следующее: «Алимжан Жоробаев — разносторонний фотограф. Он мастер видового и репортажного фото, часто выполняет заказы для глянцевых журналов, работал фотохудожником в кино. И к работе всегда относился творчески. Но есть у Алимжана фотографии, которые он делает как бы для себя. Ценителей таких фоторабот очень мало. Так что, можно сказать, это некоммерческий проект мастера. Сейчас бытописательскими фотографиями с изрядной долей юмора и приколов Интернет заполнен до отказа. Работы Алимжана выделяются из общей массы особым «жестяным» ароматом, который появляется со временем у талантливых и трудоспособных фотографов. Здесь есть то «чуть-чуть», которое и отличает работу мастера от работы любителя. Есть здесь и удача. Таких удач у трудолюбивого Алимжана набирается не на одну выставку, и на этой экспозиции представлена только небольшая часть необъятного архива мастера. Удача — явление редкое, фотографии несколько раскиданы по времени. Так и получился портрет Эпохи. Несколько незавершенная (и это естественно) серия отразила время, в которое мы живем, потому здесь много жести и немного глянца».

♦ ♦ ♦

Листая книгу, я заметил, что ни один снимок не сопровождается подписью или каким-то пояснением. По словам автора, это было сделано специально.

— Названия фотографий указаны в конце книги. Сделано это для того, чтобы они не отвлекали от самого изображения. Каждый может придумать что-то свое, а потом посмотреть «подсказку» и сравнить... Я вообще не люблю подписывать снимки — считаю, что фотография сама должна говорить о происходящем.

Снимок, попавший на аукцион «Сотбис».

— Если не секрет, кто спонсировал издание фотоальбома?

— Я оставлю этот вопрос без ответа, потому что человек, который помог с публикацией книги, не хочет афишировать себя. Поэтому в книге нет упоминания о нем и благодарности.

— В альбоме нет снимков, так или иначе связанных с кинематографом, хотя ваша основная работа — фотохудожник на киностудии. Выходит, эти фото — исключительно «для себя»?

— Верно. Я не хотел, чтобы кто-то посчитал, что я позаимствовал фотографии из киноиндустрии. И вы верно отметили, эти снимки были сделаны исключительно по моей инициативе, для моей личной коллекции… Например, вот этот кадр я снял в 1994 году, когда возвращался из местности Таш-Рабат в Нарынской области. Уже вечерело. Я попросил водителя остановить машину — хотел сделать пару кадров. А он заартачился: «Зачем тебе это надо? Уже поздно, надо успеть проехать перевал». Хорошо, что я сидел на переднем сиденье, и лобовое стекло машины было чистым. Когда проезжали мимо нужного места, я быстро «щелкнул» камерой, и оказалось, что это был последний, 36-й кадр в пленке… А в прошлом году именно он попал на лондонский аукцион «Сотбис»… По-моему, этот снимок является олицетворением коммунизма, до которого мы так и не дошли, который так и остался для нас миражом.

— Фотографии серии «Миражи коммунизма» сняты в разные годы и даже десятилетия. Как вы думаете, для того чтобы снимок заслужил свое место в истории, а его автор — признание, непременно должно пройти время?

— Вы правы, иногда какая-то серия снимков собирается годами. Но я бы посоветовал начинающим фотохудожникам не ждать скорого «выстрела». Те же «Миражи коммунизма» впервые, можно сказать, прогремели в 2009 году на XI Международной выставке документального фото в Стамбуле. Именно там мои фотографии были замечены экспертами мирового масштаба. В частности, специалист из Италии предложила провести отдельную выставку, и в 2011 году снимки были выставлены на экспозиции в Милане. С тех пор моя выставка побывала в нескольких странах, в том числе в Швейцарии и ОАЭ, а в нынешнем году — в Италии.

— Большинство фотографий в книге черно-белые. Они действительно так сняты или вы «обесцветили» их специально?

— Черно-белая картина не заставляет зрителя акцентировать внимание на отдельных элементах. Он ориентируется только на свое представление о мире и наполняет снимок собственным смыслом. Но у меня есть немало цветных фотографий, где я считаю, цвета дополняют друг друга.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру