Когда таможня дает добро?

Недавно журналисты столичных СМИ смогли побывать «в шкуре» таможенников. Им дали возможность найти имитаторы наркотических средств, спрятанные в старом «уазике», — действо развернулось на базе Центра профессиональной и кинологической подготовки Государственной таможенной службы по инициативе Центра ОБСЕ в Бишкеке. Здесь в рамках спецпроекта, реализуемого той же организацией, повышают свою квалификацию кыргызстанские и афганские таможенники.

Когда таможня дает добро?

Руководитель проекта ОБСЕ «Усиление потенциала таможенных служб Кыргызстана и Афганистана» Салтанат Алибекова сообщила, что в ЦПиКП прошли обучение уже 136 сотрудников таможни из нашей страны и 121 — из Афганистана.

— У ОБСЕ нет мандата на территории Афганистана, но ситуация с афганским наркотрафиком требует вмешательства в ситуацию таможенной службы этой страны, — пояснила Алибекова. — Решением общих проблем должны заниматься заинтересованные госструктуры всех стран Центральной Азии. Обучение афганских таможенников проходит с согласия правительства Кыргызстана. Это уже вторая фаза проекта, первая закончилась в 2011 году. Тогда было построено само здание ЦПиКП, проведены 22 практических учебных курса и обучены 400 таможенных специалистов из Кыргызстана и Афганистана.

С февраля 2014 по март 2015 года ОБСЕ организовала восемь учебных курсов для афганских таможенных офицеров и один курс для шести преподавателей из таможенного департамента этой страны. Курсы были разработаны и проведены экспертами ОБСЕ, ГТС КР и преподавателями афганской национальной таможенной академии. На них обсуждались вопросы обнаружения наркотиков, способы оценки рисков и инспектирования грузовых контейнеров и трейлеров, методика проверки документов, а также техника использования рентгеновского оборудования.

В учебном центре при поддержке американского посольства построили макет настоящего пункта пропуска, установили пассажирский вагон и списанный самолет «Як-40». Как объясняют в центре, организовывать учебные занятия на реальных пунктах проблематично. Хотя слушатели знакомятся с их работой, все действия отрабатываются на макетах.

♦ ♦ ♦

В день, когда ЦПиКП посетили журналисты, слушатели курсов отрабатывали на практике поиск наркотических средств в автотранспорте. Сначала небольшой пакет с «героином» обнаружили в куртке водителя микроавтобуса «Мерседес Спринтер», а потом «наркотики» нашли и в самой машине.

— Таможенник никогда не знает, что обнаружит при досмотре, — прокомментировал Джон Кроб, тренер ОБСЕ. — Пояс смертника может быть у любого — мужчины, женщины, ребенка... Решение провести досмотр сотрудник таможни принимает по разным причинам: у него может быть соответствующая оперативная информация или просто человек вызывает подозрение. Но из-за большого автопотока на досмотр, как правило, выделяется всего 15–20 секунд.

На то, чтобы обнаружить спрятанные в машине муляжи «зелья», журналистам не хватило и двух минут. Результатов не принесли ни тщательный осмотр салона и кабины, ни простукивание стен. А вот слушатели курса с заданием справились на «отлично»: они извлекли пакеты из автомобильного сиденья, упаковки машинного масла, приборной доски и других мест.

Затем работникам прессы продемонстрировали работу по обнаружению радиологического загрязнения. На таможенном посту автомобили переезжают через специальные рамки — радиационно-портальные мониторы. Если они фиксируют излучение, раздается звуковой сигнал. После таможенники проводят вторичный досмотр с помощью специальных технических средств, которые позволяют не только замерить уровень радиации, но и определить изотоп.

♦ ♦ ♦

— Если бы вы были контрабандистами, куда бы спрятали провозимый товар или наркотик? — спросил журналистов Джон Кроб, когда настала очередь «знакомиться» с авиационной составляющей работы таможни. А спустя минуту тренер сам же ответил: — Обычно для этих целей используют туалеты, пространство под креслами или отсеки для ручной клади над сиденьями.

Воздушное судно, следующее по определенному маршруту, как правило, находится на земле около трех часов. За это время оно проходит технический осмотр и проверку спецслужбами. Понятно, что никто не разрешит таможенникам откручивать болты в «подозрительных» местах, поэтому на воздушном и железнодорожном транспорте обычно используют служебных собак. Осматривается, кстати, не только салон, но и кабина экипажа — бывали случаи, когда контрабанду провозили именно сотрудники авиакомпаний.

По словам начальника отдела кинологической службы Евгения Мащенко, на обучение собаки требуется не менее трех месяцев.

— Мы работаем с основными запахами: каннабис, героин, кокаин… Собака может опознать любой наркотик, на который будет обучена. Главное, чтобы был маркер. Обучение проходит посредством игры: обнаружила собака муляж — мы ее поощряем, бросаем мячик, гладим. Поэтому очень важно, чтобы животное не было агрессивным, чтобы оно хотело искать и находить предметы. Как правило, у нас «служат» овчарки, терьеры, сеттеры. Кстати, никто не делает из них наркозависимых — это миф.

Майор Мищенко пояснил: существуют различия в подготовке собак, натасканных на обнаружение наркотиков и взрывчатки. Например, в последнем случае животное не будет лаять или царапать место находки, а просто сядет рядом.

— В работе на открытом воздухе есть определенные нюансы, — продолжил Джон Кроб. — Надо учитывать направление ветра. К примеру, наркотик может быть спрятан под передним колесом, а собака «обнаружит» его возле заднего из-за того, что туда подул ветер. Но главное — она даст знать о наличии запрещенных веществ.

Журналисты смогли понаблюдать работу кинологов на борту самолета, но сначала высказали свои предположения о том, где спрятаны муляжи. Первый из них оказался в туалетной комнате, второй — под одним из сидений. С задачей по обнаружению легко справилась служебная овчарка.

После инструктажа и осмотра самолета с сотрудниками СМИ побеседовали афганские таможенники.

— У нас нет точных данных относительно объемов наркотиков, которые пересекают афганско-таджикскую и афганско-узбекскую границы. Но обнаруживаем много. Это бесконечная борьба: как только мы «разоблачаем» очередной способ транзита, перевозчики сразу придумывают новый, — рассказал офицер афганской таможни Нияз Муххамад Ахмадзай.

Интересовал гостей и вопрос подготовки кыргызстанских таможенников в связи с вступлением республики в Евразийский экономический союз. По словам начальника центра Айнуры Турдубаевой, специальные курсы пока не проводились. «Законодательство еще разрабатывается, а мы, в свою очередь, готовим учебные программы. Как только все будет согласовано — приступим к обучению», — заверила она.

Акцию под условным названием «таможенник на час» представители ОБСЕ завершили вручением шуточных сертификатов журналистам, которые искали, но так и не нашли муляжи наркотиков.

— Мы надеемся, что такого рода вовлечение в процесс поможет прессе лучше понять специфику работы таможенных служащих, — заключила руководитель проекта Салтанат Алибекова. — Ведь решение проблем, связанных с угрозами безопасности из-за незаконного перевоза наркотиков и товаров, требует скоординированных действий как со стороны заинтересованных государственных органов, так и со стороны журналистов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру