Борьба с туберкулезом: перезагрузка

Одержать победу над палочкой Коха поможет новая стратегия лечения?

Прискорбно, но факт: Кыргызстан занимает второе место по УРОВНЮ заболеваемости туберкулезом среди стран СНГ. С этим недугом в нашей республике усиленно и безуспешно борются уже лет двадцать. Так называемых сдерживающих факторов много. Сегодня есть повод лишний раз вспомнить о них — ежегодно 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом. А с 1 марта по 1 апреля в КР при поддержке проекта «Качественное здравоохранение» проводится ряд специальных мероприятий — такой широкой информационной кампании по туберкулезу у нас не было давно.

Одержать победу над палочкой Коха поможет новая стратегия лечения?

В силу профессии мне неоднократно приходилось бывать в местах скопления туберкулезных бацилл — тубдиспансерах, приютах для бездомных, местах лишения свободы. Организаторы подобных визитов всегда предупреждают журналистов о том, что необходимо заранее плотно поесть и не иметь на момент «рандеву» даже легкого недомогания (палочка Коха любит людей с ослабленным иммунитетом). Впрочем, и эти меры не способны на сто процентов спасти от болезни. В нашей стране туберкулезом довелось переболеть «энпэошникам», проводившим мониторинг в исправительных учреждениях, отдельным сотрудникам этих учреждений, дочери одного из бывших замминистров здравоохранения, воспитателям детсадов, учителям и, наконец, самим докторам…

В рамках нынешней противотуберкулезной кампании в республике проводятся массовые флюорографические обследования — в новостройках, школах, медучреждениях, местах лишения свободы, на рынках и даже в приютах для лиц без определенного места жительства. По словам многих врачей-фтизиатров, существующие сегодня «тюремные» схемы лечения, когда пациента на несколько недель помещают в стационар, не дают желаемого результата. Скорее наоборот — туберкулезные больные мало того что подвергаются дискриминации со стороны медперсонала и испытывают сильнейший стресс от «заключения», так еще и «подзаражаются» от соседей по палате, что затягивает процесс выздоровления. Внутрибольничная передача инфекции — увы, не редкость. Выход представители проекта «Качественное здравоохранение» видят в том, чтобы позволить пациентам с неосложненной формой заболевания лечиться амбулаторно. Тем более что после двух недель непрерывного лечения больной перестает быть заразным для окружающих.

Сегодня во всех странах СНГ наблюдается рост заболеваемостью лекарственно устойчивыми формами туберкулеза. Многие государства перешли на амбулаторное лечение туббольных, которое возможно при соблюдении важных требований — инфекционного контроля над лечением, мониторинга пациентов и создания медико-санитарной службы, которая их «ведет».

Вера — в помощь

На одном из семинаров, проходивших в рамках противотуберкулезной кампании, мое внимание привлек молодой мужчина с сильно осунувшимся лицом. «Бывший туберкулезный больной», — шепнула на ухо коллега. Позже мы познакомились, и 34-летний Абдулла рассказал свою историю.

— Я заболел туберкулезом три года назад в Красноярске, где вместе с другом открыл небольшой бизнес — швейный цех. Успешно проработал в России полтора года, потом собрался на родину погостить, но незадолго до отъезда меня начал мучить сильный кашель и слабость. Я сильно похудел. Стал переживать, тем более что у всех друзей, у которых я жил в Бишкеке, есть маленькие дети. Приехав сюда, я сразу сделал флюорографию — рентген показал пятно на легком, первый и второй сегмент органа были поражены. Хорошо еще, что форма болезни оказалась закрытой, то есть незаразной… Во время лечения меня постоянно консультировала мама моего друга, работающая в Национальном центре фтизиат-рии. А еще помогла вера во Всевышнего: несколько лет назад я принял ислам, ежедневно читаю пятикратный намаз. Я понял, что любая болезнь — от Бога, и исцеление тоже. Для меня туберкулез стал испытанием, которое нужно было пройти достойно.

После постановки диагноза и определения схемы лечения Абдулла на месяц уехал в Нарын, где укреплял иммунитет с помощью кумыса. А потом результаты бакпосева показали, что у бациллы сформировалась устойчивость к одному из лекарств — пришлось менять схему лечения. Медикаменты Абдулла принимал ровно год, после чего отправился на консультацию к известному торакальному хирургу. Тот отметил, что динамика выздоровления очень медленная, и рекомендовал удалить пораженную туберкулезом верхнюю часть легкого. Попутно доктор объяснил, что противотуберкулезные препараты имеют серьезный побочный эффект — они постепенно «выводят из строя» другие органы: желудок, почки, печень.

— Я решил прооперироваться, — продолжил беседу Абдулла. — Два месяца тщательно готовился — усиленно питался, принимал средства для повышения уровня гемоглобина, различные витаминные комплексы. Кстати, фтизиатры отговаривали меня от операции, уверяли, что болезнь удастся победить без хирургического вмешательства. Но туберкулема, образовавшаяся в легком, при неблагоприятной ситуации могла «выстрелить» через много лет... После того как «очаг» заболевания почистили, мне нужно было больше полугода принимать лекарства. И только потом флюорография показала выздоровление.

По признанию собеседника, ему не довелось столкнуться с общественным осуждением, вынужденной изоляцией и прочими «прелестями» лечения от туберкулеза. Наоборот, друзья даже предоставили свое жилье. Только о так называемой «врачебной стигме» молодой человек знает не понаслышке.

— Молодые медсестры и санитарки действительно с пренебрежением смотрят на пациентов тубдиспансеров. Но их можно понять — они не меньше других людей боятся заболеть туберкулезом, а риск очень велик. Поэтому я никого не осуждаю.

Пора в амбулаторию!

Директор Национального центра фтизиатрии Абдуллат Кадыров настроен оптимистично.

— В последние годы наблюдается снижение смертности от туберкулеза и снижение уровня заболеваемости среди детей и подростков, — говорит он. — Главной проблемой на сегодняшний день является то, что в Кыргызстане, как и во всем мире, растет число больных лекарственно устойчивой формой туберкулеза. Это происходит из-за низкой осведомленности о лечении (или самодисциплины) пациентов: перерыв на один-два дня способен спровоцировать развитие устойчивой формы.

— Можете подробнее рассказать о распространенности детского туберкулеза и формах заболевания у детей?

— В прошлом году болезнь была выявлена у 438 несовершеннолетних. В 70% случаев она поражает легкие, но встречаются и осложненные формы туберкулеза (когда поражаются почки, печень, кишечник, кости, суставы), хотя у детей и подростков это бывает реже, чем у взрослых.

— Детей лечат стационарно или амбулаторно?

— Все зависит от формы заболевания. Но в будущем планируется рассмотреть вопрос о полном переводе несовершеннолетних на внебольничное лечение. Его эффективность очень высока — 90%. К тому же такой вид лечения, как показала практика, в три раза дешевле, чем при госпитализации. Согласно приказу Минздрава, мы собираемся расширить систему внебольничного лечения в Чуйской области и Бишкеке. В настоящее время около 12% случаев заболевания туберкулезом лечатся полностью на амбулаторном уровне.

Напоследок глава центра фтизиатрии привел следующие цифры: 6–8-месячный курс лечения от чувствительной к лекарствам формы туберкулеза обходится в 30–110 долларов; курс лечения от лекарственно устойчивой формы — 4 тысячи долларов. Длительность — до двух лет.

♦ ♦ ♦

Как неоднократно отмечали фтизиатры, основными переносчиками туберкулеза являются мигранты. По официальной статистике, ежегодно этим недугом заболевают около полутора тысяч внутренних мигрантов (главным образом из южных регионов), а значит, число зараженных может быть в разы больше. В прошлом году туберкулез обнаружили у 583 кыргызстанцев, которые трудятся в Казахстане и России.

Отечественным чиновникам от медицины еще предстоит улучшить работу противотуберкулезной службы в ГСИН, создать электронную базу регистрации случаев заболевания туберкулезом. Следует пересмотреть и сроки лечения пациентов: не каждый больной способен без «срыва» выдержать двухгодичный курс. ВОЗ также рекомендует сократить продолжительность терапии при условии использования новых противотуберкулезных препаратов. С 2016 года к лечению туббольных «подключится» государство — сегодня кыргызстанцев лечат исключительно на средства международных организаций. Не исключено, кстати, что некоторые специализированные больницы будут закрыты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру