Неполное служебное соответствие

Солдаты срочной службы недополучают денежное довольствие и «рожают» водку для дембелей

Продолжение. Начало в №7 «МК Азия».

Какое армейское «явление» вызывает больше всего негодования? Ответ на этот вопрос однозначен — дедовщина. Именно она пугает новобранцев сильнее плохого питания, некачественной формы и слабого медобслуживания, вместе взятых. Она же является главным предметом тревоги правозащитников и основной причиной суицидов в воинских частях. Печальнее всего, что в некоторых случаях неуставные отношения становятся возможны с молчаливого одобрения командиров.

Солдаты срочной службы недополучают денежное довольствие и «рожают» водку для дембелей

«Мониторя» подразделения разных военных ведомств, правозащитники отметили, что в большинстве санчастей и медпунктов требуется провести ремонт; во многих из них отсутствовала горячая вода и даже раковина для мытья рук. В трех санчастях были обнаружены нерабочие тонометры и приспособления для стерилизации. Длительное амбулаторное лечение в большинстве санитарных частей не предусмотрено, медицинских специалистов не хватает, поэтому военнослужащих при необходимости отправляют в госпиталь.

Расспросили наблюдатели «срочников» и по поводу обмундирования. На вопрос «Каким образом приобретается военная форма?» 89,5% опрошенных ответили, что ее выдают в воинской части, 8,4% — что форму для них приобретают родители, 2,1% выбрали ответ «другое». Солдаты, которым помогают обмундироваться близкие, сообщали членам мониторинговой группы, что качество формы, выдаваемой в части, крайне низкое — ее хватает максимум на полгода, а после все равно приходится покупать новую за свой счет. Правозащитники убедились сами: в некоторых частях форма военнослужащих изготовлена из синтетического материала, она липнет к телу в жару и не позволяет согреться в холод. На качество обмундирования жаловались и «срочники», и офицеры, и контрактники...

К слову, солдаты и командиры были бы не против, если бы в их вещевое обеспечение включили спортивную форму. Спортивные мероприятия в частях и подразделениях проводятся довольно часто, они входят в общую программу подготовки военнослужащих, однако вопрос о выделении формы и спортинвентаря (мячей, сеток и т.д.) до сих пор не решен.

По мнению наблюдателей, «одним из интересных для военнослужащих срочной службы был вопрос о питании»; на него ответили 1046 человек, 409 из которых признались, что питанием они недовольны. 101 респондент сообщил, что качество пищи в столовой крайне низкое — наиболее часто звучали уточнения типа «невкусно» и «плохо готовят». В том, что их не устраивает размер подаваемых порции, признались 188 «срочников». Отмечается, что на территории многих воинских частей имеются так называемые «чайные» или магазины, где солдаты и офицеры могут приобрести продукты и средства гигиены за свой счет. Однако из 1090 человек, ответивших на вопрос «Можете ли вы купить что-то из продуктов и вещей на территории воинской части?» только 328 сказали «да».

Посетив склады продовольствия и кухни, члены мониторинговой группы пришли к выводу, что в большинстве частей продукты хранятся правильно, то бишь раздельно, «по специальным полочкам», а, к примеру, мясо и сливочное масло — даже в разных холодильниках. Только в двух частях условия хранения продуктов были названы «крайне неудовлетворительными» по причине сырости и протекания крыши склада. В одной части (подведомственность не указана) правозащитники наблюдали весьма грязную кухню, где, как и в столовой, витал резкий, неприятный запах. «Там же, в трех метрах от кухни, на улице находится выгребная яма, со слов командования — септик», — говорится в отчете.

Размер довольствия, выделяемого на питание солдат, наблюдатели сочли недостаточным, пояснив, что на сумму в 60 сомов (на одного человека) положенные 4008 ккал никак не «набрать». Что касается денежного довольствия «срочников», то его, как выяснилось, вовремя и в полном размере получают 964 человека из 1059 ответивших на соответствующий вопрос. 22 военнослужащих сообщили, что получают его с задержкой, 35 дали ответ «получаю частично», а 38 признались, что не получают вообще.

♦ ♦ ♦

По итогам опроса выяснилось, что многие военнослужащие проводят увольнительные в пределах своих воинских частей. При этом члены мониторинговой группы отмечают, что «в связи с ротацией призывников на юг страны часто направляются граждане из северных регионов и наоборот». Командиры сообщили, что не разрешают таким «иноземцам» выходить за пределы части — прежде всего ради их собственной безопасности. Однако на вопрос «Были ли у вас выходные дни?» большинство респондентов ответили все-таки утвердительно. Отрицательный ответ дали только 3,8%, причем некоторые добавили, что даже в выходные их заставляют делать какую-либо работу.

Значительная часть солдатских опросников была отведена под самую «больную» тему — правозащитников интересовало, как часто и в «каком виде» военнослужащие-«срочники» сталкиваются с проявлением неуставных отношений. 12,9% опрошенных солдат ответили, что в их части такие отношения имеют место. На вопрос «Известны ли вам случаи насилия между военнослужащими срочной службы?» положительно ответили 5,7%. На вопрос «Известны ли вам случаи насилия со стороны офицеров по отношению к военнослужащим срочной службы?» — 8,4%. А один солдат дал, так сказать, развернутый ответ: «Если я напишу, вы все равно ничего не сможете сделать. Пусть останется военной тайной».

К жестокому отношению в армии причисляются не только факты издевательств, причинения физической боли, побоев и насильственных действий сексуального характера, но и моральное унижение, угрозы расправы, а также «вымогательство и насильственное изъятие обмундирования, продуктов, сигарет, денег и т.д.». Последнее распространено особо. В ходе опроса 79 солдат признались, что им известно о вымогательствах среди сослуживцев, а в самом отчете упоминается история «срочника», которого дембеля и военнослужащие-контрактники заставляли «доставать» сигареты, продукты и водку (на армейском сленге это называется «рожать»). В результате парень задолжал магазину, расположенному на территории части, — и повесился.

В документе правозащитников приведены и другие виды «неуставных наказаний», которые практикуются в воинских частях: «табуретка», «пол-потолок», стойка в одной позе, «слоник», «велосипед», «телевизор», «стодневка», мытье туалетов. Объясним лишь некоторые из них. К примеру, «табуретка» подразумевает расшибание табуреток о головы либо такой способ издевательства, при котором вплотную к стене ставят табуретку, на нее сажают «духа», потом стул вынимают, солдат берет его за ножки и держит «на время» (иногда на табуретку при этом ставят воду или горячий чай). «Слоником» называют надевание противогаза на «провинившегося» солдата, после чего ему перекрывают доступ воздуха, затем дают вздохнуть и резко бьют в грудь. «Велосипед» — вид издевательства, при котором военнослужащий лежит на спине, а между пальцами ног ему вставляют и поджигают спички, заставляя «крутить педали». Особо почитаемый дембелями ритуал — «стодневка» — начинается ровно за 3 месяца и 10 дней до приказа об увольнении из армии. Формы его проявления могу быть разными — собственно, тут все зависит от фантазии самих «дедов». Например, они могут потребовать, чтобы каждую ночь «духи» клали им под подушки сигареты, на которых должно быть написано, сколько дней осталось до приказа. Кроме того, «срочников» могут заставить по ночам рассказывать дембелям сказки или петь колыбельные, а те, кто путают слова, будут учить их до утра.

Вопросы о жалобах солдат на неуставные взаимоотношения были включены и в «анкеты» для командиров. На один из них — «Имелись ли факты обнаружения телесных повреждений у военнослужащих срочной службы при пополнении?» — утвердительно ответил командир только одной воинской части. А вот на следующий — имелись ли такие факты при прохождении службы — «да» сказали уже восемь человек из 51. Но о жалобах солдат на дедовщину сообщил опять же всего один командир.

С оскорблениями и унижениями по поводу своей национальности, региона проживания, социального происхождения или вероисповедания столкнулись 46 респондентов из 1010, все они являются кыргызами. 2,2% опрошенных признались, что хотя бы раз самовольно отлучались из воинской части. Большинство из них объяснили эти отлучки «неудовлетворительными условиями проживания» либо «плохим отношением сослуживцев». Меньше четверти солдат сообщили, что причины самовольных увольнений не связаны с несением службы.

По итогам опроса было отмечено, что примерно в половине случаев командование воинских частей и подразделений эффективно борется с проявлениями дедовщины, но 15,5% ответивших на этот вопрос признались, что руководство, наоборот, негласно поддерживает насилие в отношении «духов».

Окончание следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру