То ли притон, то ли не притон

Китайский караоке-клуб опять оказался в центре скандала

Давным-давно в российских деревнях гулящим девкам отрезали косы, мазали дегтем ворота домов, где они жили, завязывали рубахи на голове и в таком виде с улюлюканьем гоняли их по улицам. О том, как поступали с теми, кто девок «пользовал», история умалчивает. А еще в средние века «всем миром» топили и жгли ведьм, забивали до смерти конокрадов, вешали на деревьях разбойников… Вчера казалось, что в наше-то время такие народные «развлекухи» невозможны. А сегодня думается, что до подобных сценариев рукой подать. И причина появления народных «мстителей» одна — тотальная слабость государственной власти. Не доверяют граждане ни судьям, ни правоохранителям, поэтому берут на себя их функции. Пока частично.

Китайский караоке-клуб опять оказался в центре скандала

В один из предновогодних дней, 28 декабря, в дежурную часть УВД Свердловского района Бишкека поступило сообщение о том, что в караоке-клубе на пересечении улиц Лермонтова и Салиевой избивают граждан Китая. Прибыв на место, правоохранители установили, что в помещение ворвались больше двух десятков мужчин из общественного объединения «Кыргыз чоролору» («Кыргызские дружинники»), которые обвинили китайцев в содержании притона под видом этого самого караоке-клуба, а девушек, оказавшихся там, — в проституции.

Лидер движения «Кыргыз чоролору» Замирбек Кочорбаев, к которому «МК» обратился с вопросом, как он дошел до жизни такой, предоставил объяснительную, которую он написал в милиции в ходе выяснения обстоятельств дела. В объяснительной подробно рассказывается о самом движении, состоящем из 4700 членов, о сотрудничестве организации с госорганами, о том, что «в 2013–2014 годах совместно с 10-м управлением МВД, управлением по миграции ГКНБ и Министерством молодежи дружинники проверили 25–30 предприятий, где работали граждане из стран дальнего и ближнего зарубежья», а также «принимали участие в депортации нелегальных китайских мигрантов через пограничный пункт Торугарт». «Летопись», прямо скажем, неполная, поэтому добавим сюда те моменты деятельности джигитов, которыми они запомнились журналистам.

За этой черной дверью и находиться караоке клуб.
В том же здании, с другой стороны — ГНС Аламединского района.

В сентябре прошлого года члены объединения провели митинг перед зданием Жогорку Кенеша, протестуя против неправильного использования таких «благородных имен, как Манас, Семетей, Сейтек, а также слов «ата-мекен», «ата-журт» («отечество») и «ар-намыс» («достоинство»). В частности, дружинники заявили, что нельзя писать эти слова на этикетках бутылок со спиртными напитками. Под «раздачу» попали и какие-то картины местных художников, которые, по мнению митингующих, противоречили национальным традициям.

Митинговали дружинники и у посольства РУз, когда узбекистанские пограничники установили заставу на 46 га нашей земли, захватив еще и телевышку неподалеку от райцентра Кербен. «Кыргыз чоролору» требовали от правительства Узбекистана убрать спецназ с захваченной территории и сесть за стол переговоров. Было еще обращение к народу Кыргызстана и к таласцам в частности, подписанное Кочорбаевым, в котором он призывал «проснуться» и не раздавать лучшие земли соседям, получая взамен пустынные участки: речь шла о 2600 гектарах в Кара-Бууринском районе Таласской области, отданных казахам по договору, составленному без учета интересов Кыргызстана. Мы взамен получили такую же площадь, однако качество этой земли, как указано в обращении, было худшим, к тому же «кыргызская сторона осталась без воды».

В 2013 году несколько общественно-политических организаций приняли резолюцию относительно событий 1916 года, обратившись с ней к руководству государства. В резолюции активисты призвали президента, премьера и спикера поднять вопрос о выплате Россией компенсации Кыргызстану «за предков, убиенных в национально-освободительном восстании 1916 года». В числе лиц, подписавших документ, были и члены «Кыргыз чоролору».

Особой же «любовью» у объединения пользуются иностранцы, в частности, китайцы. Дружинники вместе с другими активистами даже предлагали создать независимую миграционную службу, которая контролировала бы пребывание в республике иностранных граждан — как тех, кто получил официальное разрешение на работу, так и нелегалов, пользующихся «слишком мягким миграционным законодательством». Среди предложений, призванных улучшить ситуацию, было и такое: в два раза увеличить пошлину на получение разрешительных документов, дающих «иноземцам» право работать в Кыргызстане, доведя сумму до 12 тысяч сомов.

Замирбек Кочорбаев.

♦ ♦ ♦

Относительно ситуации с караоке-клубом Кочорбаев в объяснительной написал, что 12 декабря в офис движения обратились пять человек. Они, дескать, заявили, что неподалеку от торгового центра «Таатан» есть караоке-клуб, который хозяева-китайцы превратили в притон, где «снимают» кыргызских девушек. Раньше этот клуб уже закрывали по той же причине, но он опять подпольно работает. «Обращение было зарегистрировано, и мы начали вести изучение», — пишет Кочорбаев. Под «изучением», надо полагать, имелась в виду «вылазка», предпринятая группой дружинников 27 января. В объяснительной она описывается так: «В 21.00 мы пошли наблюдать к караоке-клубу. Внутрь мы не заходили, а лишь издалека наблюдали. Несколько компаний китайцев заходили и выходили. Из окон первого этажа здания доносилась китайская музыка и ясно были слышны голоса девушек. Вышли два парня-охранника и потребовали, чтобы мы ушли, что мы и сделали. Среди тех, кто нас выгонял, был сотрудник Свердловского РУВД (я смогу его опознать по фото и выяснил, как его зовут). Мы отошли на улицу Салиева, где простояли 20–25 минут. В это время приехала милицейская машина, из которой вышли трое милиционеров и потребовали, чтобы мы ушли».

То, что дружинники называют «общественным рейдом», состоялось вечером следующего дня. Активисты собрались у себя в офисе, обсудили план действий, пригласили корреспондентов «ЭлТР» и в 20.30 отправились к клубу. Кочорбаев вместе с одним из журналистов подошел к окнам заведения и стал прислушиваться к доносившимся оттуда звукам. Тут появились охранники, потребовавшие, чтобы незваные гости убрались восвояси. Кочорбаев, по его словам, стал взывать к совести ребят (мол, на месте девушек могут оказаться ваши сестры, как же вам не стыдно!). Совесть у охранников вроде проснулась, и они поведали, что «в клубе находятся девочки, сюда же приходят китайцы, которые расслабляются, а затем забирают девушек по спальным местам» (аудиозапись этих «показаний» у Кочорбаева имеется).

«Мы договорились, что доведем наше дело до конца, и решили обратиться в соответствующие госорганы, — написано далее в объяснительной. — В 20.54 я позвонил начальнику 10-го управления МВД, сообщил о происходящем, попросил прислать группу сотрудников и сказал, что буду ждать 15 минут. Звонил я и сотруднику ГКНБ Эрлану, но он не ответил на звонок. Через 20 минут из клуба вышли два китайца, которые сели в машину и уехали. Через недолгое время приехала машина и увезла еще одного китайца. Короче, мы поняли, что находившимся внутри китайцам стало известно о нас, и они стали расходиться».

Чтобы не упустить «расползающихся» буквально на глазах граждан КНР, дружинники решили действовать кардинально — зашли в клуб и построили иностранцев и девушек, что называется, по стеночке, требуя, чтобы они оставались на месте до приезда блюстителей порядка. Те долго не приезжали, затем откуда-то явились несколько пьяных китайцев, принявшихся скандалить. Один из них заявил о пропаже своего паспорта, а Кочорбаев призывал членов объединения сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Когда наконец приехала милиция, тот самый скандаливший китаец заявил, что вместе с паспортом у него пропал еще и телефон. Чтобы отмести подозрения, Кочорбаев потребовал от правоохранителей произвести досмотр каждого дружинника в присутствии охранников клуба, а затем уже отпускать. При досмотре пропавшие паспорт и телефон обнаружены не были.

Ян Цзян Ронг.

♦ ♦ ♦

Согласно объяснительной, все было чинно-благородно. Совсем иначе действия дружинников смотрятся на видео, которое они же и снимали: там «благопристойные» кадры «разбавлены» явно хулиганскими выходками, чтением нотаций девушкам, репликами в сторону китайцев: «Что он развонялся?!», «Рот закрой!», «Еще раз такое увидим — хана вам будет!» и так далее. От девушек требовалось «смотреть в глаза» («сфотографируем вас и фото передадим родителям») и «не бурчать». Один из дружинников задал и вовсе странный вопрос: «Вам что, кыргызов не хватает?» — словно дело исключительно в национальности тех, с кем спят девушки. На других кадрах четверо дружинников тащат куда-то китайца, схватив его за руки–за ноги. Потом допрашивают одного из иностранцев, пытаясь выяснить, кто «крышует» заведение. Выясняют, что это некий Болот из МВД, фамилии которого никто не знает.

Кроме всего прочего, дружинники, как позже сообщили журналистам правоохранители, отобрали у китайцев паспорта — к приезду милиции они уже были в курсе, у кого просрочена виза. Арестовывать граждан КНР, которых дружинники обвинили в содержании притона, милиционеры не стали, поскольку, по их словам, признаков такового не обнаружили. Китайцы ели–пили–пели, а девушки обслуживали их не в качестве проституток, а как официантки. Конечно, 19 официанток одновременно на один какраоке-клуб — многовато. Но голыми в кроватях китайцев их никто не поймал, да и кроватей здесь не было. Можно, казалось бы, резюмировать, что деятельность караоке-клубов и прочих увеселительных заведений должны проверять исключительно правоохранительные органы, а не высокоморальные активисты в белых калпаках, и на этом завершить статью, если бы не одно существенное «но»…

♦ ♦ ♦

На видео «допросу подвергается» один из китайцев — дружинники считают, что именно он является хозяином заведения.

— Он говорит, что не начальник здесь, — заявляет дружинникам переводчик.

— А зачем он тогда пришел сюда? — спрашивают те.

— Пиво пить и петь песни.

— Как тебя зовут? — обращается дружинник напрямую к китайцу.

— Дима, — отвечает тот.

— А по-китайски? Я вам официально заявляю, что он нагло врет — именно он является здесь хозяином! За то же самое его и задерживали — за содержание притона. Этот товарищ был осужден, но ходит спокойно!

«Китайское» имя допрашиваемого известно — Ян Цзян Ронг (некоторые местные СМИ в свое время назвали его «Жиаронг»). Имя это озвучил в прошлом году на «гувэдэшной» пресс-конференции начальник отдела нравов. И, представьте себе, действительно в связи с «бордельными» делами, творившимися именно на пересечении улиц Лермонтова и Салиевой — прямо как в песне, «на том же месте, в тот же час». Тогда сообщалось, что в столице задержаны трое подданных КНР, организовавших притон, где обслуживались главным образом китайцы (иногда корейцы). Оперативники установили слежку за караоке-баром близ торгового комплекса «Таатан», в результате чего выяснили, что бар «представляет собой закрытый тип заведения, посещать который могут лишь иностранцы, предпочтительно граждане КНР». Вход осуществлялся строго по предварительной записи, действовал строгий фэйс-контроль. Девушки «подтягивались» на работу к шести вечера и до момента вызова посетителями сидели в подсобке. «Бабочка», выбранная клиентом, должна была раскрутить его на покупку как можно большего количества спиртного, цены на которое были установлены запредельные: так, бутылка дешевой «Арпы» стоила здесь 500 сомов, за водку «Виват» надо было выложить 2,5 тысячи. Если клиент «раскошеливался», «жрица любви» получала свой процент — 400 сомов. Кстати, и этот «космический» прейскурант не был окончательным. Для постоянных клиентов действовали одни цены, для пришедших впервые — другие, еще выше. В целом год назад китайцев обслуживали 26 девушек, среди которых были и замужние. Интим-услуги они оказывали не в самом баре: в полночь он закрывался, после чего клиенты увозили проституток для дальнейшего «пользования», при этом «заботливые» администраторы заведения вручали девушкам контрацептивы. К сексу их никто не принуждал: хочешь — спи с клиентом, хочешь — выполняй работу официантки или массажистки.

Видео допроса девушек оперативниками тоже гуляло и сейчас гуляет в Сети («Кыргыз чоролору», к примеру, смонтировали свое видео с прошлогодним, так что непросвещенный человек может подумать, будто девушки признались в грехопадении именно дружинникам). На этом видео администраторы рассказывают, что дают в газетах объявление: «Требуются официантки. Оплата — 700 сомов в день». Откликнувшимся на объявление говорят и о возможности оказывать интим-услуги — 100 долларов за ночь. Многие сами соглашаются работать «на выезде». Клиенты — исключительно китайцы.

В общем, тогда же в ходе проведенного обыска факт организации притона для занятия проституцией был подтвержден. Правоохранители задержали троих граждан КНР, временно проживающих в Кыргызстане: Ян Цзян Ронга, Щу Сюанцзе и Щу Фенгвея. В мае 2014 года все трое были признаны виновными в организации и содержании притона для занятия проституцией и приговорены к году лишения свободы. После отбытия срока китайцев должны были депортировать на родину. Об этом же, кстати, напомнили и в столичном ГУВД, комментируя ситуацию со «шмоном» в караоке-клубе, произведенном дружинниками: мол, в прошлом году отдел нравов ГУВД также пресек по данному адресу деятельность по оказанию платных интимных услуг, «осуждены двое граждан Китая и два администратора, несколько граждан КНР депортированы на родину». Спрашивается, кто конкретно был депортирован? Ян Цзян Ронг вообще, выходит, нар не нюхал, и вновь, по всей видимости, занялся тем, что лучше всего умеет. Тот факт, что признаков притона в самом клубе не обнаружено, ни о чем не говорит: как следует из прошлогодней истории, интим-услуги оказывались клиентам в других местах, в клубе девочек просто «распределяли». Кто такой, наконец, таинственный Болот из МВД, связями с которым по пьяни хвастался Ян Цзян Ронг?

Между тем, как сообщили на прошлой неделе в ГУВД, уголовные дела заведены против самих дружинников: у некоторых китайцев и девушек якобы пропали телефоны и ценные вещи, к тому же активисты сломали дверь в уборную. Однако сам Кочорбаев отрицает и свою вину, и факт того, что на его дружинников заведены какие-то дела.

Странно, конечно, что дружинники в деле «улучшения нравственности девушек» акцентируют внимание исключительно на иностранцах, когда свои же граждане и гражданки (матери и жены, между прочим) под боком занимаются тем же самым. На видео, к примеру, кто-то из дружинников ужасается возрастом одной проститутки: дескать, ей всего 16 лет! Но весной прошлого года в Бишкеке был обнаружен притон, организованный 37-летней Гульбарой Т., на которую работали даже 15-летние девочки. Что позволено своим, не позволено китайцам? И, опять же, причем тут китайцы, если их «крышуют», отпускают, позволяют им безнаказанно нарушать закон свои же?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру