«Звериный» бизнес

Беспородными животными в Бишкеке часто торгуют мошенники и садисты

На птичьем рынке в столице давно продают не только и не столько птиц, сколько собак и кошек. Люди, которые ими торгуют, называются вполне благопристойно — реализаторами беспородных животных. Однако «продежурив» на этом базаре два дня, корреспондент «МК» убедилась, что ни благости, ни пристойности в их занятии нет априори: цинизм и холодный расчет — вот главные движущие силы «звериного» бизнеса. За один рабочий день предприимчивым скупщикам четвероногих удается заработать до 1500–2000 сомов — это больше, чем получает среднестатистический реализатор на «Дордое».

Беспородными животными в Бишкеке часто торгуют мошенники и садисты

Братья наши меньшие оптом и в розницу

Птичий рынок Бишкека давно обрел скандальную известность. Бороться с этим пытаются волонтеры фонда «Добрые руки», которые подбирают беспризорных животных на улице, лечат и находят им хозяев с помощью социальных сетей в Интернете. Именно они недавно провели на базаре своеобразный рейд под названием «Садист»: садистами члены фонда справедливо считают торговцев, которым горожане сдают своих питомцев на продажу. За каждого котенка и щенка продавцы — кстати, подавляющее большинство из них женщины — получают от 50 до 150 сомов, но только ничтожный процент животных удается пристроить. Остальных в лучшем случае выбрасывают на помойку или отвозят в лесопарковую зону (минувшим летом, как подсчитали волонтеры фонда, в столичных парках были выброшены десятки котят), в худшем — топят в речке рядом с рынком, душат или травят. Причем тут же, что называется, не отходя от рабочего места. В последнем мы с работниками фонда убедились лично, когда обнаружили возле одной из торговок пакет с двумя кошачьими трупиками. По словам волонтеров, еще недавно они видели этих котят в числе продаваемых.

Чувствительным людям на птичий рынок лучше не ходить: здешние картины могут вогнать вас в состояние глубокой депрессии. Одни животные, распиханные по тесным клеткам, тычутся мордами в металлические прутья, пытаясь вырваться на свободу. Другие дрожат от холода в картонных коробках, стоящих на заледенелом асфальте. В глазах у всех — тоска и безысходность. Повсюду раздается писк, надрывный визг щенят и жалобное мяуканье котят… Справедливости ради отмечу, что встречаются на рынке и добросовестные заводчики четвероногих, которые держат выставленных на продажу животных в собственных машинах или специальных теплых домиках, где стоят миски с едой и водой. Однако эти добропорядочные хозяева и их питомцы просто теряются на всеобщем тоскливом «фоне».

…Я обходила рынок вместе с директором фонда «Добрые руки» Ларисой Слободской, волонтерами Натальей и Светланой. От увиденного на душе было мерзко.

— Понимаю, что добиться закрытия рынка, который функционирует около 20 лет, мы не можем. Мы требуем, чтобы администрация запретила хотя бы продажу беспородных кошек и собак, — пояснила Лариса. — Пусть здесь торгуют домашней птицей, кроликами… Ведь многие беспородные животные, которых горожане приносят на реализацию, просто погибают. Например, я заметила, что котята, которых мы периодически обнаруживаем в лесопосадке, появляются там, как правило, в воскресенье утром, после субботнего базара, и в понедельник, после воскресного. Все котята из разных пометов, разного возраста и окраса, у одного человека просто не может быть такого количества животных… Государство ежегодно тратит больше трех миллионов сомов на борьбу с четвероногими бродягами, а эти торговки пополняют стаи животных-беспризорников.

Работа подшофе

На рынке к нам подошла одна из добросовестных предпринимательниц, которая накануне позвонила в фонд с просьбой «повлиять на торговок-мошенниц».

— Они не дают нам работать, — пожаловалась Наталья. — Я, например, тут много лет торгую, но такого хаоса, как в последнее время, раньше не было. Эти торговки совсем обнаглели: пьют на рабочем месте, лезут в драку, матерят нас, выгоняют с места. Но самое главное — скупают всех привозимых щенков и котят, буквально хватают хозяев за руки, обещая пристроить животных в хорошие руки.

— И пристраивают?

— Нет, конечно. Ответственно вам заявляю: за один торговый день просто невозможно пристроить такое количество четвероногих. Ну, представьте, вчера эти женщины насобирали полные клетки — по 30–40 котят и щенков, — а сегодня приезжают на рынок уже с пустыми...

Пока мы беседовали с порядочными продавцами, к их «оппонентам» несколько раз подходили люди с щенками и котятами. Волонтеры буквально хватали каждого за руку и уговаривали не сдавать «товар» бизмесменшам-садисткам. Часть граждан удалось убедить, другие были непреклонны.

— Я не виновата, что моя кошка любит сексом заниматься, — ничуть не смущаясь, рассуждала пожилая дама в дубленке. — Пусть теперь ее котята мучаются!

Заплатив торговке 250 сомов за реализацию, женщина удалилась с победным видом.

Проводить «назидательные беседы» с циничными торговками вообще бесполезно. Это полностью невменяемая аудитория — в прямом и переносном смысле: от многих продавцов на рынке за версту разит спиртным. Торговки агрессивны, крикливы и неадекватны. Волонтеров они встречали нецензурной бранью и угрозами, пытались спровоцировать драку и кричали, что им «мешают работать».

… Во время нашего рейда волонтер Ирина куда-то ненадолго пропала. Вернулась она с коробкой, в которой сидели два тощих пекинеса.

— Увидела, в каком они состоянии, и не смогла пройти мимо, — пояснила девушка. — Пришлось выкупить за 1000 сомов, которые брала на покупку продуктов. Надеюсь, муж поймет...

Волонтеры осмотрели испуганных собак и выдали «заключение»: псинки старые, зрение у них слабое, а челюсти выбиты. Увидев в руках женщин сушки, пекинессы стали выхватывать их и глотать, не жуя.

С рынка — на стол

На бездомных животных зарабатывает еще одна категория «предпринимателей» — алкоголики и бомжи, которые отлавливают собак по городу и сдают «работающим» на рынке поставщикам мяса. Убив и разделав псин неподалеку от базара, те сдают их в корейские кафе.

Несколько торговцев рассказали, что каждые выходные сюда за новой собакой приезжает некто Петр Ц. Интересуют его только взрослые особи, которых мужчина покупает якобы «для дома», хотя сам однажды проболтался, что живет в квартире. Нам тоже довелось встретить этого Петра — аккурат во время очередной сделки, которую мы попытались сорвать. Мужичок-продавец «зарядил» нам за псину 1500 сомов — он сильно злился, что посторонние вмешались в его разговор с корейцем. Пока мы ходили за участковым, продавец сбежал вместе с собакой. Наверняка он договорился встретиться с потенциальным покупателем позже, когда мы покинем рынок… Кстати, Петр сам признался мне — в присутствии работников фонда, — что покупает собак на мясо.

Ближе к 11 утра на рынке появился представитель администрации по имени Акжол, собирающий с торговцев по 50 сомов за аренду места. Мы вручили ему заявление от имени Ларисы Слободской с просьбой навести порядок на вверенном участке работы.

Под конец дежурства нам удалось побеседовать с участковым милиционером Ленинского района Нурбеком Орозбаковым, который обещал помочь «чем может». Хотя пока мы рассказывали правоохранителю обо всем, что возмутило и ужаснуло нас на базаре, в его глазах читался скепсис. Милиционер пояснил: «Знаете, мы иногда зимой бомжей в приют пристроить не можем из-за его переполненности, а вы бездомных кошек и собак защищаете…»

Через участкового директору рынка Э. Мамбетову было передано письмо от защитников животных. «Просим вас запретить этим женщинам (недобросовестным реализаторам беспородных животных. — Е.Т.) торговлю на подведомственном вам рынке, — говорится в письме. — Репутация птичьего рынка от этого только выиграет… Очень многие люди не идут сюда, только чтобы не видеть несчастные глаза обреченных на смерть животных. Будем благодарны за понимание и сотрудничество».

…Покидая птичий рынок, мы увидели кобеля-азиата. Привязанное к забору короткой веревкой животное с грустными глазами почти не двигалось. Глядя в эти глаза, я думала о том, что ни одному фонду в одиночку не сломать страшную систему, которая позволяет цинично «делать бабло» на братьях наших меньших. Привлечь к ответственности владельцев четвероногих, которые сдают их на продажу, нереально (за что, спрашивается?). Доказать вину торговцев-садистов крайне трудно. Но самое страшное, что большинство человекообразных это, похоже, устраивает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру